Фрагмент для ознакомления
2
Цель работы – изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью, провести оценку текущего состояния конкурентоспособности и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности компании на примере ООО «Парацельс».
В соответствии с темой в задачи исследования входило следующее: раскрытие понятий конкуренции и конкурентоспособности; выявление факторов конкурентоспособности предприятия; обзор методов оценки конкурентоспособности предприятия проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия; осуществление SWOT-анализа и выявление ключевых факторов успеха предприятия; оценка конкурентоспособности предприятия; определение стратегии повышения конкурентоспособности предприятия; разработка системы управления конкурентоспособностью предприятия; экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
Объект исследования – сеть аптек «Алоэ» - ООО «Парацельс». Данная компания хоть и работает с прибылью, но она является невысокой, компания занимает слабую конкурентную позицию, что не позволяет ей получить более высокие доходы и быть более эффективной. Предмет исследования – механизм повышения конкурентоспособности ООО «Парацельс» на рынке.
Теоретической основой работы послужили работы российских и зарубежных ученых в области анализа и управления конкурентоспособностью, теории и практики менеджмента, маркетинга - Ансоффа И.Х., Портера М., Котлера Ф., Царева В.В., Ивановой Е.А., Мазилкиной Е.И., Фатхутдинова Р.А. и других. Методическую и теоретическую основу для написания данной работы составляет учебная, научная, учебно-методическая литература, периодические издания. В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение); методы экономического анализа, графоаналитический метод, сравнительные экономические оценки.
Информационную базу данной работы составили законодательные и нормативные документы РФ, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет, официальные документы ООО «Парацельс».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция - это соперничество в условиях рынка с другими игроками (компаниями), направленное на получение коммерческой выгоды за счет получения большего количества продаж по более высоким ценам.
Современная конкуренция является очень важным элементом рынка. Благодаря ей, производители и поставщики услуг стараются выделиться на фоне других фирм, чтобы расширить имеющуюся клиентскую базу.
Основные условия конкуренции выглядят следующим образом: экономическая обособленность предприятия; зависимость предприятия от конъюнктуры рынка; противостояние другим участникам рынка; наличие большого количества равноправных субъектов [30, с. 44].
Вся суть конкуренции определяется несколькими функциями:
1. Регулирующая. В условиях соперничества определяются товары с наибольшим спросом. Это необходимо для увеличения масштабов производства востребованной продукции.
2. Мотивирующая. Именно конкуренция мотивирует производителя активно действовать в максимально жестких условиях - варьировать уровни ценовых показателей, увеличивать масштабы производства, искать нового сотрудничества. Только так повышается конкурентоспособность компании.
3. Распределительная. Распределение дохода предприятий осуществляется при учете вклада в экономическую деятельность.
4. Контрольная. Конкуренция контролирует рыночную власть и предоставляет потенциальному покупателю возможность покупать товар или же отказываться от его приобретения в пользу сотрудничества с другим производителем. Если на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции, то цены будут максимально объективными [13, с. 1251].
На сегодняшний день не существует общепринятого и достаточно удачного определения понятия «конкурентоспособность организации». Такое положение дел обусловлено и сложностью данной категории, и ее многоаспектностью [30, с. 4].
Наиболее интересные определения конкурентоспособности предприятия приведены в таблице 1 в приложении.
Таблица 1 - Трактовки понятия «конкурентоспособность организации» различными авторами
Трактовка понятия «конкурентоспособность организации» Автор
Сравнительная характеристика фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами Градов А.П.
Текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения Баумгартен Л.В.
Уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами (предприятиями), товарами на рынке Васильев Г.А.
Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров Ламбен Жан-Жак
Состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров на данном рынке, которые требуются потребителями Котлер Ф.
Соперническое отношение между двумя или несколькими рыночными субъектами, проявляющееся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели или получить более высокий эффект Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д.
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке Фатхутдинов Р.А.
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы выступающими на рынке предприятиями Азоев Г.Л.
Свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов Светуньков С.Г.
Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования Гельвановский М.И.
Относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворенности своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции Мескон М.Х.
Показатель конкурентоспособности предприятия - это результат реализации конкурентных преимуществ. Он отражает способности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступает условием его эффективного функционирования.
Анализ рассмотренных в таблице 1 определений позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, используемое в определении понятия «конкурентоспособность организации» слово «соперничество» может отразить лишь процесс, происходящий между предприятиями стратегической конкурентной группы, причем до тех пор, пока они присутствуют на целевом рынке или в его сегменте. Однако высший менеджмент предприятия интересует числовая, рейтинговая оценка, которой соответствует исследуемое предприятие в данный момент времени. По ней можно будет судить об успешности или неэффективности работы данного предприятия на целевом рынке. Во-вторых, состав целей, которые перечислены в качестве основы для реализации в конкурентной борьбе, достаточно ограничен, а именно: максимизация прибыли или доли рынка, достижение лучших условий производства и сбыта продукции, получение большего эффекта.
Из приведенного определения понятия «конкурентоспособность организации» следует, что введенный в рассматриваемое определение понятия термин «интегрированная оценка» конкурентоспособности предприятия позволяет достоверно определиться с тем местом в иерархии, которое занимает исследуемое предприятие среди своих главных стратегических конкурентов. Располагая такой информацией, можно целенаправленно вносить необходимые коррективы в реализуемую конкурентную политику или разрабатывать новую.
Основными ключевыми факторами конкурентоспособности организации являются следующие: концепция товара или услуги, на которой базируется деятельности организации; качество товаров или услуг; цена товаров или услуг, финансы, торговля с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; послепродажное обслуживание, обеспечивающее организации постоянную базу клиентов; внешняя политика организации, позволяющая ей позитивно управлять отношениями с властями, прессой; предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организации предвидеть запросы будущих потребителей и убедить их в своих исключительных возможностях удовлетворить эти потребности [24, с. 77].
Следует отметить, что эффективность деятельности организаций зависит от того, насколько быстро они приспосабливаются к изменяющимся рыночным условиям. Чем быстрее и лучше происходит такое приспосабливание, тем более конкурентоспособной является организация.
Итак, конкурентоспособность организации - это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции.
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия
Выход на рынок с конкурентоспособной продукцией - это лишь первый шаг в большой по объему работе предприятия, связанной с освоением целевого рынка и закреплением на нем. Далее следует не менее важная работа по управлению конкурентоспособностью продукции. Она состоит в выработке комплекса мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, выявлении новых групп покупателей, улучшении и разнообразии сервиса, проведении эффективной рекламной кампании. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусах и предпочтениях [28, с. 15].
Конкурентоспособным можно считать то предприятия, совокупность потребительских свойств и стоимостных характеристик продукции которого определяет его успех на рынке, то есть обеспечивает его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров с аналогичными свойствами и характеристиками.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.05.2017.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 21.03.2014 №6-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 259-ФЗ) // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Али, А. Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии / А. Али // Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 69-75.
5. Баташева М. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения / М.А. Баташева // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 355-358.
6. Бексултанова А. И. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия / А.И. Бексултанова // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 361-363.
7. Белкина Е.Н. Мониторинг как база принятия стратегических решений в системе отраслевого менеджмента / Е.Н. Белкина, А.Т. Айдинова // Бизнес в законе. - 2013. - № 6. С. 113–116.
8. Боровских Н. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия / Н.В. Боровских // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 299-302.
9. Власенко В. Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / В.Е. Власенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3556–3560.
10. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции / А.В. Воронов // Журнал стандарты и качество. - 2013. - № 11. - С. 44–47.
11. Габбасова В. В. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / В.В. Габбасова // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 283-286.
12. Гельвановский М. Обеспечение лидерства России через рост конкурентоспособности / М.Гельвановский, А.Захаров // Экономист. - 2014. - № 11. - С.48-57.
13. Голиков, И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» / И.А. Гликов // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 10. - С. 1251–1264.
14. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие / Е.А. Горбашко. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2016. - 384 с.
15. Денисова О.В. Оценка конкурентоспособности предприятии / О.В. Денисова // Инновационные науки. – 2016. - №4. – С.152 – 155.
16. Жданкин Н. А., Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / Н.А. Жданкин // Российский экономический журнал. - 2014. - № 6. - С. 74–78.
17. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров, А.А. Зокин // Бизнес и банки. - 2013. - № 1. – 59-64.
18. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб. пособие / Е.А. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 298 с.
19. Каштанова А. А. Подходы к оценке конкурентоспособности / А.А. Каштанова // Актуальные вопросы экономических наук – 2016. –Выпуск № 50. – С.95 –103.
20. Клочков В.В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / В.В. Клочков // Российский экономический журнал. - 2014. - №6. - С. 74–78.
21. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. - №1. - С. 374 – 377.
22. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М, Лифиц. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2015. – 406 с.
23. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие / Ш.Ш. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2017. -С.294.
24. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2016. - 325 с.
25. Механик А. Долгосрочная конкурентоспособность / А. Механик // Эксперт. - 2013. - № 32. - С.50-54.
26. Новичкова Л. М. Инструменты стратегического анализа компании / Л.М. Новичкова // Молодой ученый. - 2015. - №21.1. - С. 56-60.
27. Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А.В. Пострелова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 398-402.
28. Радулов Д.Д. Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий / Д.Д. Радулов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 15-22.
29. Сидун В.А., Пономарева Ю.В. Экономика предприятия / В. А. Сидун, Ю. В. Пономарева. – М.: Финансы и статистика, 2017. - 436 с.
30. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» / П.В. Старцев // Российское предпринимательство. - 2014. - № 16 (262). - С. 4-15.
31. Тарануха Ю.В. О категории «конкурентоспособность» / Ю.В. Тарануха // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2013. - № 3. - С.3-17.
32. Трофимова Г.К. Конкурентная стратегия фирм и банков / Трофимова Г.К., Сапрыкин И.В. - М., 2017. – 214 с.
33. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992-2015 / Р.А, Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2015. – 606 с.
34. Фурсов О. Фактор конкурентоспособности и экономического роста / О. Фурсов // Охрана труда и социальное страхование. - 2014. - № 10. - С.8-13.
35. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.В. Царев, А.А. Канторович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 799 с.
36. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. – 192 с.
37. Четыркина Н.Ю. Система управления конкурентоспособностью: уровни, параметры и конкурентные преимущества / Н.Ю. Четыркина // Креативная экономика. - 2012. - № 3 (63). - С. 15-20.
38. Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью организации / А.А. Чурсин. ФГУП «НТЦ Информтехника», 2017.-372 с.
39. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.И. Шилков. - М.: ФОРУМ, 2015. – 304 с.
40. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие / А.Ю. Юданов; Финансовая академия при Правительстве РФ. - М.: ГНОМ и Д, 2016. – 304 с.