Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы определяется, на наш взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, безопасности и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие.
Поступательное политическое, экономическое и социальное развитие Российской Федерации требует наступления государственной и судебной власти как гаранта правопорядка и безопасности граждан. Ведущую роль в динамике законности в сфере борьбы с преступностью играют судебная система, желудочные и контролирующие органы.
Российская Федерация с принятием Конституции РФ 1993 года признает основные демократические начала, что отражается в нормах Основного закона России. Они отражают государственное устройство, взаимоотношения населения и государственного аппарата, а также основную ценность государства – права и свободы человека. Для надлежащего обеспечения, реализации и защиты указанной ценности государства, функционирует особый принцип деятельности государственной власти – принципа разделения властей. Каждая ветвь власти осуществляет исключительные полномочия: законодательная – устанавливает специальные нормы поведения в форме законов и иных нормативно-правовых актов; исполнительная – осуществляет деятельность по непосредственному управлению государством и реализации законодательства; судебная – осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина посредством особого производства. Естественно, что указанные направления деятельности нами описаны в общей форме и в рамках настоящей работы попытаемся раскрыть сущность последней ветви власти – судебной.
Судья - носитель судебной власти. Представления о том, что «судья - обычный чиновник», который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. Обеспечение безопасности - это первостепенная задача любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, любое государство создает специальные органы - спецслужбы. Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения безопасности нашего государства.
Государственная защита, в соответствии с настоящим Федеральным законом, является судом всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжные заседатели. Применение и участие представителей мер безопасности в отношении судов (присяжных заседателей) возлагается на органы внутренних дел.
Меры безопасности в отношении военных судов подходят также к командованию воинской частью или начальником соответствующего военного учреждения.
Объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему Российской Федерации, а также принципы её построения, организации и деятельности.
Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, а также способы их формирования что позволяет их обособить, и на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России.
Целью работы является обеспечение безопасности судебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятию и принципам обеспечения безопасности судебной деятельности;
исследовать систему мер обеспечения безопасности судебной деятельности;
раскрыть организацию работы Федеральной службы судебных приставов России по обеспечению безопасности судебной деятельности;
изучить роль Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в обеспечении безопасности судебной деятельности;
рассмотреть проблемы обеспечения безопасности судебной деятельности.
Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения судебной системы в РФ, структуру и функции судебных органов, которые входят в данную систему, а также изучение нормативной базы, на основе которой формируются органы судебной власти, осуществляется правосудие в Российской Федерации, и организуется деятельность судебных органов. При изучении данной темы был использован сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативных источников, учебной и специальной литературы. При написании данной работы была использована разнообразная литература. Это и нормативные правовые акты, и учебники, и научные журналы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и принципы обеспечения безопасности судебной деятельности
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В развитие настоящего положения Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» установил, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1) .
В определении сущности судебной власти важное значение имеет ее понятие. Отечественная юридическая наука не дает однозначного понятия судебной власти. В связи с этим профессор М. Н. Марченко замечает: «Анализ специальных научных источников, посвященных рассмотрению проблем судебной власти, показывает, что в одних случаях ее определяют в основном путем перечисления свойственных ей функций и назначения.
В других случаях судебная власть определяется сквозь призму форм и принципов её организации и деятельности. В некоторых работах судебная власть рассматривается в виде «самостоятельного публично-правового образования» .
Развивая взгляды на понятие и сущность судебной власти, профессор Л. А. Воскобитова предлагает три подхода в их обозначении. «Во-первых, судебная власть является в нашем понимании разновидностью власти, следовательно, ей присущи общие характеристики и черты, определяющие сущность власти как таковой. Во-вторых, судебная власть анализируется в контексте теории разделения властей и должна соответственно рассматриваться как одна из ветвей государственной власти .
Признак государственности предопределяет вторую половину ее характеристики. И, наконец, в-третьих, судебная власть классифицируется именно как судебная, что отличает ее от иных разновидностей государственной власти». Приведенные взгляды показывают – понятие судебной власти обусловлено тем, на что акцентируется при этом внимание. Вышеизложенное позволяет дать понятие судебной власти под различным углом зрения исходя из целевого назначения этого явления.
Рассматривая судебную власть в качестве разновидности социальной власти, её можно определить как способ управления социальными процессами, в рамках реализации которого происходит согласование совместной деятельности общества и государства на основе установленного конституционного правопорядка. Такое согласование проявляется через подчинение индивидов, их групп, государственных органов обязательным для исполнения решений органов судебной власти, принятых в соответствии с установленными нормами материального и процессуального права.
В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательств РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994 года № 51-ФЗ // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ //[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №18. Ст. 1589.
5. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // «Российская газета», № 242, 22.12.1998
6. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
7. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 1998.
8. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 02.05.2021 N Пр-753) [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/perechen-poruchenii-po-realizatsii-poslanija-prezidenta-federalnomu-sobraniiu-utv_4/
9. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 04.02.2021 № 866 [Электронный ресурс] URL: http://ssrf.ru/dokumienty/postanovlieniia/priezidiuma-ss/40743
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52 (ч. I). Ст. 4921.
11. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202108160035
II. Основная и специальная литература
12. Административное судопроизводство: учебник / В.А. Власенко, О.П. Зиновьева, И.А. Невский [и др.]; под ред. канд. юрид. наук, доц. Е.С. Смагиной. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 483 с.
13. Безруков А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий / А.В. Безруков, А.В. Жильцов // Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 17-22.
14. Винокуров М.А., Лошкарев А.В. История становления судебной системы Российской Федерации / М.А. Винокуров // Modern Science. 2020. № 7-1. – С. 121-126.
15. Воскобитова С. А. Сущностные характеристики судебной власти : монография. – / С.А. Воскобитова. – М. : Норма, 2017. – 160 с.
16. Волкова В.В. Административный процесс: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, 4 –е изд., перераб. и доп. / В.В. Волкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019 – 175 с.
17. Дмитриева А.А. Проблемы применения мер государственной защиты и обеспечения безопасности участников процесса в стадии возбуждения уголовного дела / А.А. Дмитриева // Общество и право. 2015. № 2. С. 150-155.
18. Евлоев И. М. Региональная конституционная юстиция: еще один гвоздь в крышку.. / И.М. Евлоев // Российский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 40–53.
19. Загидуллин М.Р. О содержании понятия «цивилистический процесс» / М.Р. Загидуллин // Журнал российского права. 2020. №5. – С. 120-130.
20. Захаренко М.С. Публично-правовой статус органов судейского сообщества / М.С. Захаренко // Современное право. 2019. №5. – С. 55-58.
21. Ивков Д. П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов / Д. П. Ивков. // Молодой ученый. – 2021. – № 47 (389). – С. 191-193.
22. Колесников Д. А. Роль практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите и развитии социальных прав человека и гражданина / Д.А. Колесников // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 5. – С. 60–68.
23. Макарова О.В. Разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ как форма судебного надзора / О.В. Макарова // Журнал российского права. – 2016. – № 8. – С. 72–78.
24. Марченко М. Н. Судебная власть: основные признаки и особенности / М.Н. Марченко // Российское правосудие. – 2007. – № 5 (13). – С. 4-17.
25. Малютин Н. С. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: нужен ли этот институт? / Н.С. Малютин // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 4. – С. 62–69.
26. Нюдюльчиев В.В. Краткий обзор истории преобразования судебной системы России / В.В. Нюдюльчиев // Столица науки. 2020. №7. С. 148-159.
27. Предложения по совершенствованию судебной системы в РФ. Режим доступа: https://eusp.org/news/predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-sudebnoj-sistemy-v-rf
28. Федоренко Н. В. Функции судебной власти в системе разделения властей / Н.В. Федоренко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательства; право и управление. – 2019. – № 11 (114). – С. 52-54.
29. Щербачева Л.В. Судебная система в России: исторический анализ / Л.В. Щербачева // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2020. №1. – С. 106-111.