Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что современное развитие мира невозможно без широкого применения информационных технологий. Они играют существенную роль во всех сферах жизни человеческого общества, в том числе и в экономической. С помощью информационных технологий решается целый комплекс задач.
Они позволяют повысить конкурентоспособность экономики, а также расширить возможности ее интеграции в систему мирового хозяйства. И это не говоря о тысяче предприятий, миллионах налогоплательщиков, реестрах акционеров и биржевых котировках. Все это представляет собой крупные информационные потоки, которые необходимо обработать, оценить, сделать те или иные выводы, позволяющие принять оптимальное решение.
Электронное образование – это дистанционное обучение, при котором образовательный процесс протекает с помощью компьютеров и средств электронной связи через интернет. Ученик получает материалы и изучает, затем своими силами выполняет высланные задания, а потом отправляет их преподавателю для проверки и корректировок.
В электронном образовании активно задействуются такие инструменты как видео-чаты, электронная почта, разные современные способы демонстрации информации (презентации, онлайн-конференции, документы разных форматов, вебинары, графики и таблицы). Ученики и преподаватели не контактируют лично, но при этом постоянно поддерживают дистанционную связь и взаимодействуют друг с другом.
Объект исследования – электронное образование.
Предмет исследования – перспективы электронного образования в Российской Федерации.
Целью исследования является тенденции развития образовательных услуг в информационном обществе на примере Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность образовательных услуг;
охарактеризовать правовые основы организации предоставления образовательных услуг населению;
определить главные тенденции информационных систем в образовании;
рассмотреть обзор сквозных технологий, использующихся в образовании РФ;
охарактеризовать тенденции развития образования в Российской Федерации;
рассмотреть электронное образование в Российской Федерации и перспективы развития.
Теоретическую основу работы составили научные труды российских и зарубежных ученых, статьи из периодических изданий, интернет-источники.
Методологической основой исследования являются труды Н.П. Гайдайя, В. Даля, Н.Н. Двуличанской, И.И. Дереча, Л.А. Жалниной и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие и сущность образовательных услуг
Под влиянием конкурентной среды активно развивается рынок образовательных услуг. Под образовательной услугой понимают процесс передачи определенной информации для усвоения и получения определенного результата.
Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии. Образовательные услуги обладают теми же характеристиками, которые присуще всем услугам: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Образовательные услуги обладают низкой степенью осязаемости. Абитуриент, будущий студент, поступая в вуз, не может заранее предположить, какой он получит результат от обучения. О качестве услуг можно судить только по отзывам бывших обучающихся или рекламе. Качество образовательной услуги меняется по мере изменения квалификации персонала образовательного учреждения, обновления материально-технической базы [20, с. 32].
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Государство признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Эффективно может развиваться то государство, которое гарантирует социальную защиту, «расширяющую возможности своих граждан путём всеобщего доступа к системе образования и другим социальным услугам».
Образование (образовательные услуги) относят к сфере социальных услуг, эти услуги исключительно важны как для отдельной личности, так и для общества в целом. В связи с этим некоторые авторы называют образовательные услуги (ОУ) – общественным благом [11, с. 41].
Общественное благо характеризуется следующими свойствами:
1. Общедоступность. Сфера потребления распространяется на всех членов общества, исключена их неделимость. В ст 43 п. 1,2 Конституции Российской Федерации отмечено «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
2. Неконкурентность. Потребление блага одним индивидом не снижает его доступности и полезности для других. ОУ может быть оказана одновременно не только одному обучаемому, а коллективу учащихся, т.е. ей свойственен совместный характер потребления. Причём ОУ одного качества может быть оказана неограниченное количество раз.
3. Неисключаемость. Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. Согласно ст. 43 Конституции РФ производитель ОУ не может препятствовать потреблению её кем бы то ни было.
4. Долговременность. Текущее потребление общественного блага не сокращает потребление следующего поколения людей. ОУ может неограниченное количество раз тиражироваться производителем в течение определённого периода времени.
5. Бесплатность. «Обычно предполагается, что общественное благо поставляется государством и оплачивается за счёт обязательного налогообложения. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. В связи с этим, возможно рассмотреть образование или комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, где производителем выступает государство как общественное благо». Конституцией РФ гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
6. Влияет на изменение качества жизни всего общества. ОУ приносит выгоду всему обществу, а не только отдельной личности. Кроме того, общество диктует личности тот перечень знаний, которым она должна обладать, чтобы занимать определённое место в обществе, играть в нём определённую роль. Свобода человека получать или не получать ОУ ограничена, поэтому ОУ – общественное благо.
7. Удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным [10, с. 152].
На основании вышеизложенного видим, что ОУ можно отнести как к общественному, так и к частному благу. В связи с этим не только ОУ, а большинство социальных услуг являются «смешанно-общественным благом», т.е. сочетают в себе черты как общественного, так и частного блага.
Такой точки зрения придерживаются Пугач В.Н., Абдуллина С.В. «ОУ в большинстве случаев имеют свойства и признаки и частных, и общественных благ. ОУ согласно теории услуг являются «смешанными» общественными благами». Колесников А.К. также утверждает, что «обладая большим социально-экономическим потенциалом, высшее образование имеет двойственную природу. Сохраняя свою миссию передачи накопленных ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому, оно является общественным благом.
В настоящее время существует большое количество определений понятия «образовательная уcлуга». Для рассмотрения данного понятия нужно выяснить, что такое образование. В Законе «Об образовании РФ» даётся следующее определение данного понятия – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [6, с. 7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Нормативные акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ((ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). // Российская газета. – 2012. – 5 января.
2. Литература
2. Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров). - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
3. Бакланов И.О. Ценностно-смысловое отношение студентов к образованию в условиях гуманитарного вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 300-304.
4. Ваганова О. И. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. М.: Изд-во Мининского университета, – 2018. Т. 6, – № 3. –С. 2.
5. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
6. Гайдай Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС. – 2015. – С. 7-9.
7. Гайдамак Е. С. Разработка массовых открытых онлайн-курсов в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование». // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 218 – 221.
8. Гречушкина Н. В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательной системе вуза. // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 101 – 104.
9. Далингер В.А. Массовые открытые онлайн-курсы в профессиональной подготовке педагогов // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы IХ Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет; [отв.ред.М.И.Мелихова] .– Чита: ЗабГУ,2017.– С.134 – 138.
10. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
11. Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
12. Малышева Н.В., Яблоновская А.А. Проблемы современного образования в России // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2020. - № 11. - С. 25-29.
13. Мирошникова Д.В. Педагогическая практика как средство развития креативности будущего учителя: учебно-методическое пособие. – Оренбург, 2018. – 100 с.
14. Перспективы далекие и близкие: дистанцироваться от дистанта (как адаптироваться к постпандемической реальности?) // Математика в школе. – 2020. – № 6.– С. 7 8
15. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст: учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия». 2017. – 136 с.
16. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации Текст. // Информатика и образование. - 2018. - № 5. - С. 3-15.
17. Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 1. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.
18. Умарова Д.З. Проблемы и задачи современного образования // Вопросы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 108-110.
19. Чистобородов И.Г. Государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации. Опыт комплексного исследования. Монография. - М.: Юнити, 2018. - 192 c.
20. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров). - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
3. Интернет источники
21. Динамика использования и развития автоматизированных обучающих систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alley-science.ru/
22. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.mguconsulting.ru/st/ecanom/uslugi.htm
23. Клепинина, А.И. Нормативно-правовое регулирование платных образовательных услуг / А.И. Клепинина // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(78). – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/19(78).pdf
24. Модели обучения автоматизированных обучающих систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/ 751953/informatika/modeli_obucheniya_avtomatizirovannyh_obuchayuschih_siste
25. Николаева М. Г. Образование как отрасль экономики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obrecon.muh.ru/images/ stories/doc/120705_nikolaeva.pdf.
26. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ ped/ped169.html.
27. Роль информационной системы в экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?