Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На 1920-30-е гг. обозначено как время американских режиссеров, которые имели склонность экспериментировать. Базой для них служили опыты театров Европы. Кроме того, в те годы получила активное развитие американская сценография. Художники и теоретики сценографии также были в числе авторов являлись литературных произведений, которые в дальнейшем превращались в театрализованные представления.
Важным человеком в мире театрального искусства 1920-30-х гг. стал Юджин О’Нил. С помощи его таланта и уникальных способностей возник новый вид драмы, а затем поставлены невероятные спектакли. След в искусстве таких режиссеров, как Джеймс Лайт и Филип Мёллер остался во многом потому, что они ставили спектакли по произведениям, написанным Юджином О’Нилом. Его имя связано с творчеством известных в то время сценографов Ли Симонсона и Роберта-Эдмонда Джонса.
Особенности О’Нила в качестве драматурга была в следующем: он сразу занимался сценической апробацией созданной им пьесы, которая после позволяла ему работать над изменением драматической формы.
В его творческой судьбе произошла эволюция: его пьесы 1920-1930-х гг. тесно связаны с постановками, ставившимися на сцене впервые. В таких постановках он был не пассивным автором, а активным действующим лицом.
Вся жизнь его была связана с театром: заканчивая одну постановку, он сразу начинал следующую. «Интенсивно используя возможности сотрудничества с театром, я чувствую, что, в конце концов, выиграл свою собственную технику»1, – писал драматург в 1929 году.
Ему приходилось работать в такой театральной концепции, которая представляла из себя разрозненный текст. Однако автор сумел редактировать тексты и превращать их в единообразный стиль. Логика повествования связывалась с тем или иным режиссером. Тяготение к трагизму древних греков было также не случайным. Отсюда- активное употребление О’Нилом сниженного языка (на заре его карьеры), и экспрессионистские опыты 1920-х гг.
Он столкнулся со сложностью восприятия его пьес. Театр в то время носил угловатый и консервативный характер: он не был готов вмещать в себя что-то новое, экспериментальное. Слишком непроста была поэтика О’Нила, который оживлял мир театра. Посмотрев его пьесы, нужно было быть готовым к восприятию его пьес на нескольких уровнях, тем самым повышая уровень у самих актеров.
Свой творческий путь драматург начинал с «малого» театра «Провинстаун плейерс», где были воплощены в жизнь его первые пьесы. Вторым этапом был путь в 1927-1933 гг. в театре «Гилд». Данный театр постепенно становится важнейшим театром в американской драматургии конца 20-х годов. Там же и творил Юджин О’Нил: собственноручно выбирал актеров и режиссеров, работал над эскизами, сидел на репетициях, изменял пьесы при необходимости (сокращение текста), а в конце проводил итоги премьеры в письмах критикам и своим коллегам.
Анализируя его постановки, (20-30-х гг.), можно сделать вывод: при участии этого драматурга на практике реализовывалась его театральная концепция. Ее суть: работать в русле новых для театра и актеров сложных и глубоких задач.
Цель исследования: определение театральной концепции Юджина О’Нила в ее связи с развитием искусства режиссуры США в 1920-30-е гг. (в частности, в театре «Гилд»).
Задачи исследования:
• проанализировать пьесы Юджина О’Нила;
• исследовать методы и особенности творчества режиссеров и сценографов, сотрудничавших с Юджином О’Нилом;
• определить место драматурга в развитии искусства американской режиссуры;
• подробно рассмотреть реконструкцию пьесы «Марко-миллионщик».
Тема курсовой работы является актуальной, поскольку драматургия О’Нила долгое время изучалась в отрыве от истории американского сценического искусства. Чтобы устранить этот недостаток, данная работа предлагает интересующимся творчеством Юджина О’Нила историю режиссерских прочтений пьес, которые соответствовали эстетическим установкам драматурга. Философская составляющая пьес О’Нила и заложенные в них новации в области театральной формы актуальны и в наше время.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем творчество Юджина О’Нила 1920-30-х гг. рассматривается как целостное явление, которое содержит в себе драматургию, идеи и их театральное воплощение. Также в работе указывается влияние О’Нила на развитие искусства режиссуры и сценографии США.
Объект исследования –особенности драматургии Юджина О’Нила и его работа в театре «Гилд»; реконструкция спектакля «Марко-миллионщик».
Предмет исследования: постановки пьес О’Нила.
Материалом исследования стали 1) пьесы, письма и статьи Юджина О’Нила 1920–1930-х гг.; 2) американские газетные и журнальные рецензии на спектакли 1920-30-х гг.; 3) теоретические работы сценографов Р.-Э. Джонса и Л. Симонсона, режиссера А. Хопкинса; 4) режиссерские экземпляры пьес и другие материалы премьерных постановок пьес О’Нила из архива библиотеки Йельского университета США.
Методология исследования. Курсовая работа основана на выработанных отечественной школой принципах историзма, с разным контекстом – историю американского, русского и западноевропейского театра первой трети XX века, историю театрально-эстетической мысли, принципы изучения и анализа драмы и спектакля. Работа опирается на традиции ленинградской (гвоздевской) школы театроведения и исследования Ю.М. Барбоя, Б.О. Костелянца, Э. Бентли2, Г.В. Титовой, П.П. Громова3.
Теоретическую базу исследования составили научные труды ученых Т.И. Бачелис, В.И. Березкин, А.А. Гвоздев, Л.И. Гительман, Н.Н. Громов, В.И. Максимов4; историко-театральные труды русских и зарубежных авторов – К. Иннеса, Г.В. Макаровой, Л. Ришара, Е.И. Струтинской5; исследования о роли в искусстве XX века (миф) – работы Е.М. Мелетинского и Т. Портера6 – и маска – работы М.М. Молодцовой, Е.Г. Хайченко, Р.К. Шуттинг7.
Практическая значимость исследования определяется тем, работа может быть полезна для дальнейших научных исследований, посвященных изучению творчества О’Нила.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы на русском и английском языках.
Глава 1
ЮДЖИН О’НИЛ И ЕГО ПЬЕСЫ
1.1. Исследователи творчества
Творчеству О’Нила в целом в российском театроведении отведена лишь одна монография – «Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы» филолога М.М. Кореневой8. В ней автор в историческом ключе драматургии США по этапам смотрит на содержание и стилистические особенности всего наследия О’Нила, почти не останавливаясь на связи драматурга и театра.
Драматургия О’Нила изучена в отечественном театроведении достаточно широко. Его творчество представлено в специальных театроведческих работах А.А. Аникста, И.С. Цимбал, Ю.Г. Фридштейна9, так и в филологических работах Г.П. Злобина, С.М. Пинаева, А.С. Ромм, В.Б. Шаминой10. Здесь есть минус. Дело в том, что его творчество рассматривается в работах без истории их сценического прочтения.
Несмотря на важную роль американской режиссуры 1920– 30-х гг. в мировое искусство, в отечественном театроведении О Нил изучен слабо: на нельзя найти работу на русском языке, в которой бы было отражено все его творчество. Нет также и монографии, посвященной театру «Гилд». Фундаментальным исследованием по истории американского театра стала книга Б.А. Смирнова «Театр США XX века»11, но и здесь имеется несколько несоответствий. Исследование дополняют: статья К.А. Гладышевой «Театр Соединенных Штатов Америки»12 учебник «История зарубежного театра» и статья И.В. Ступникова и Е.Н. Любимовой «Сценическое искусство США»13 (сборник «История западноевропейского театра»).
Американское искусство этого времени по традиции исследователи считают реалистическим (подражателям МХТ): К.А. Гладышева, Б.А. Смирнов, Н.Н. Сибиряков14 и ряд других. Этой точки зрения придерживаются и современные эксперты (например, М.Е. Швыдкой15). Развитие американского театра шло по пути постепенного утверждения реализма на сцене, что в свою очередь очень упрощает историю американского театра. Все участники «малых театров» хотели уйти от «реализма», который они связывали с бродвейскими постановками. Там копирование действительности было единственным принципом в постановке.
Самыми насыщенными по содержанию были работы на русском языке об актерском искусстве Америки. Они идут рядом с жизнью о’ниловских пьес на сцене. Это такие исследования, как «Американские актеры первой половины XXв.» И.С. Цимбал16 и «Американские сады Аллы Назимовой» М.Г. Литавриной17. Исследователь И.С.Цимбал проводит анализ судьбы известной династии Джона, Лайонеля и Этель Барриморов и Альфреда Ланта и Линн Фонтанн (первой исполнительницы роли Нины Лидс в пьесе О’Нила «Странная интерлюдия»). В работе М.Г. Литаврина пишет творческую и личную биографию актрисы Аллы Назимовой (роль Кристины в премьерной постановке трагедии «Траур – участь Электры»). В статье «Сценическое искусство США» в большом объеме представлен анализ творчества известных актеров этого периода. Благодаря чему читатель узнает о контексте эпохи. Работа во многом базируется на американских исследованиях. Написаны ряд книг по истории театра «Гилд», а также воспоминания людей, участвовавших в театральном процессе 1920-30-х гг.18,. Среди известных – книга Лоуренса Лангнера «Волшебный занавес»19.
Многочисленные сведения о биографии и театральной жизни О’Нила содержатся в работе Артура и Барбары Гелб «О’Нил» и работа Трэвиса Богарда «Контур во времени. Пьесы Юджина О’Нила20.
В первый раз проблему сценической реализации драматургии О’Нила того времени на материале ее премьерных постановок представлена у американского исследователя Р. Вэйнскотта «Постановки О’Нила: Экспериментальные годы. 1920-1934»21. Автор провел большое исследование по данной теме. Вэйнскотт написал работу «Появление современного американского театра. 1914-1925»22 (об экспрессионизме).
Фрагмент для ознакомления
3
1. O’Neill E. To Barreth Clark [21 June 1929] // O’Neill E. Selected letters of E. O’Neill / Ed. by T.Bogard, J..B.Bryer. New Haven; London, 1982. P. 344
2. Барбой Ю.М. К теории театра. СПб., 2008; Костелянец Б.О. Драма и действие. М., 2007; Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004.
3. Громов П.П. Ранняя режиссура Мейерхольда // Громов П.П. Написанное и ненаписанное. М., 1994. С.13-117; Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.
4. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1978; Березкин В.И. Без границ (Сценографические искания первой половины XX века) // Диалог культур. Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб., 1997. С. 213-263; Гвоздев А.А. Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л.; М., 1939; Гительман Л. И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX в. Л., 1988; Громов Н.Н. Горизонты сценографии. СПб., 2006; Максимов В.И. Эстетический феномен Антонена Арто. СПб, 2007. 314с.
5. Innes C.D. Avant garde theatre. 1892-1992. London, 1993; Макарова Г.В. Экспромты, фуги и оратории: Немецкий театр XX в. и дух музыки // Западное искусство ХХ век. СПб., 2001. С. 229-254; Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2003; Струтинская Е.И. Истоки и становление экспрессионистической образности в сценографии // Струтинская Е.И. Искания художников театра. Петербург-Петроград-Ленинград. 1910-20-е годы. М., 1998. С. 97-108.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Porter T.E. Myth and modern American drama. Detroit, 1969.
7. Молодцова М.М. Персонаж-маска в поздней драматургии Л.Пиранделло («Такая, как ты хочешь») // Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Л., 1979. С. 22-35; Хайченко Е.Г. К проблеме перевоплощения в театре XX в: между маской и лицом // Западное искусство. XX в. Образы времени и язык искусства. М., 2003. С. 126-147; Шуттинг Р.К. Проблема маски у драматургов XX века // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л., 1991. С. 142-152.
8. Коренева М.М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М., 1990.
9. Аникст А.А. Юджин О’Нил // О’Нил Ю. Пьесы: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 5-40; Цимбал И.С. От Ю.О’Нила к современной американской драме (Преемственность проблематики) // Социальная тема в современном зарубежном театре и кино. Л., 1976. С. 103-120; Цимбал И.С. Трагедия отчуждения // Наука о театре. Л., 1975. С. 260-276; Цимбал И.С., Викторова Е.Ф. Миф в трагедии Ю. О’Нила // Традиции и новаторство в зарубежном театре. Л., 1986. С. 42-57; Фридштейн Ю.Г. Странная увертюра // Современная драматургия. 1999. №2. С. 164-165.
10. Злобин Г.П. Косноязычное красноречие Юджина О’Нила // O’Нил Ю., Уильямс Т. Пьесы. М., 1985. С.15-26; Пинаев С.М. Поэтика трагического в американской литературе (Драматургия Ю. О’Нила). М., 1988; Ромм А.С. Американская драматургия первой половины XX в. Л., 1978; Ромм А.С. Юджин О’Нил // История западноевропейского театра: в 8 т. М., 1988. Т. 8. С. 140-165; Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. Казань, 2000.
11. Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л., 1976.
12. Гладышева К.А. Театр Соединенных Штатов Америки // История зарубежного театра: В 4 т. М., 1986. Т.3. С.198-253
13. Ступников И.В., Любимова Е.Н. Сценическое искусство США // История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1988. Т. 8. С.194-252.
14. Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре XX в. и система Станиславского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат искусствоведения. М., 1968; Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского. М., 1988.
15. Театр широкого потребления [Интервью] // Станиславский. 2007. № 3. С. 17.
16. Цимбал И.С. Американские актеры первой половины XX в. Л., 1989.
17. Литаврина М.Г. Американские сады Аллы Назимовой. М., 1995.
18. Atkinson B. Broadway. N.Y., 1974; Clurman H. The fervent years. N.Y., 1982; Crawford C. One naked individual: My fifty years in the theatre. Indianopolis; N.Y., 1977; Eaton W.P. The Theatre Guild: The First Ten Years. N.Y., 1929; Nadel N. A pictorial history of the Theatre Guild. N.Y., 1969; Waldau R.S. Vintage years of the Theatre Guild. 1928-1939. Cleveland; London, 1972
19. Langner L. The magic curtain. N.Y., 1951.
20. Gelb A., Gelb B. O’Neill. London, 1973; Bogard T. Contour in time: The plays of Eugene O’Neill. N.Y., 1972.
21. Wainscott R.H. Staging O’Neill: the experimental years. 1920-1934. New Haven; London, 1988.
22. Wainscott R.H. The Emergence of the Modern American Theatre. 1914-1925. New Haven; London, 1997.
23. Chothia J. Forging a language: A study of the plays of Eugene O’Neill. Cambridge, 1979.
24. Цит. по: Simonson L. A memo from O’Neill on the sound effects for Dynamo // O’Neill and his plays. Four decades of criticism. N.Y., 1961. Р. 454.
25. По отзыву советского рецензента М. Романовского. Цит. по: Сбоева С.Г. Таиров. Европа и Америка. Зарубежные гастроли Московского Камерного театра. 1923-1930. М., 2010. С. 431.
26. В 1934 г. драматург фактически навсегда прекратил сотрудничество с какими бы то ни было театрами.
27. Пьеса не переводилась на русский язык.
28. Пьеса не переводилась на русский язык
29. Simonson L. Legacy // The Theatre of Robert Edmond Jones / Ed. by R. Pendleton. Middletown, 1958. P. 16.
30. Цит. по: Gelb A., Gelb B. O’Neill. London, 1973. P. 740.
31. Пьеса не переводилась на русский язык.
32. Пьеса не переводилась на русский язык.
Электронный ресурс:
33. http://www.rgisi.ru/arxiv-dissertaczij/2016/11/15/klejman-yu.a.-teatr-yudzhina-o%E2%80%99nila-i-amerikanskaya-rezhissura-1920-1930-x-gg/
Дата обращения:
19.02.2022 года.