Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый возраст является одним из наиболее важных и одновременно с этим наиболее сложных периодов в развитии личности. Наряду с физиологическими изменениями многие подростки испытывают определённые трудности во взаимоотношении со сверстниками.
Россия всегда славилась своим многонациональным и поликультурным составом. Межнациональное взаимодействие культур проявляется в виде разнообразных контактов между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Взаимодействие разных этнических групп имеет особый характер, проявляющийся в положительном влиянии на межэтническую идентификацию. Но необходимо отметить, что наряду с позитивной тенденцией имеются и негативные — межэтнические конфликты.
Проблема межэтнического общения подростков со сверстниками всегда волновала педагогов и психологов. Не всегда удаётся создать в коллективе положительный микроклимат, в котором каждый участник имеет равноправную роль. В большинстве случае можно наблюдать определённый дисбаланс, при котором одним детям отводится роль лидеров, а другим приходится подчиняться требованиям более уважаемых и сильных сверстников.
В результате такого дисбаланса в школьном коллективе многие дети перенимают такое общение и в будущем, они не позволяют себя вести иначе, так как бояться встретить отпор со стороны своих сверстников. Поэтому очень важно еще на этапе становления коллектива помочь школьникам создать условия для равного и уважительного общения каждого его члена.
Проблемы конфликтов в межэтническом взаимодействии отражены в трудах известных зарубежных и отечественных ученых, таких, как Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Сикевич З.В., Дробижева Л.М., Лебедева М.М., Тишков В.А. и др.
Актуальность исследования состоит в том, что современные условия социального общества провоцируют социально-психологические трудности в этническом общении подростков. Поэтому задачами педагогического процесса является не только интеллектуальное развитие детей, но и работа над их межэтническом общением.
Целью курсовой работы является описать особенности психолого-педагогической диагностики и профилактики межэтнических конфликтов в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования заключается в том, что становление личности подростка напрямую зависит от социальной среды, в которой он постоянно находится. Школьный коллектив - это сложно-организованный социум, в котором не всегда есть возможность раскрытия личности каждого участника. Поэтому применение психолого-педагогической диагностики и профилактики может помочь выявить трудности, с которыми сталкиваются подростки при общении со сверстниками и построить модель межэтнического общения, таким образом, чтобы каждый участник мог выражать своё мнение и быть признанным.
Объект исследования - процесс межэтнического общения подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогическая диагностика и профилактика межэтнических конфликтов в подростковом возрасте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «межличностные отношения» и «межэтнический конфликт»;
2. Описать личностные проблемы общения подростков со сверстниками;
3. Проанализировать особенности формирования межэтнической толерантности в подростковом возрасте;
4. Описать особенности социально-педагогического консультирования подростков;
5. Провести психолого-педагогическую диагностику развития межличностных и межэтнических отношений среди подростков;
6. Подобрать и реализовать программу социально-педагогического консультирования подростков с целью улучшения взаимоотношений подростков со сверстниками.
7. Апробировать программу посредством практического эксперимента.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические - психодиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа), коррекционные методы (повышения самооценки, самоуправляемости), методы математико-статистической обработки данных.
Были использованы следующие методики:
- шкала тревожности (А. М. Прихожан) по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги»;
- методика Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности»
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть полезна для педагогов и практикующих психологов при работе с подростками и их родителями.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы межэтнического взаимодействия в подростковом возрасте
1.1 Понятие о «межличностных отношениях» и «межэтническом конфликте» в психолого-педагогических исследованиях
В психологии понятие «конфликт» используется достаточно широко. Конфликтом называют и межличностные проблемы, и внутриличностные переживания, и кризисные явления, и столкновение алгоритмов решения учебных задач обучающегося и др.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [13].
Б. И. Хасан, один из известных российских исследователей конфликта, дает следующее понятие конфликта: «Конфликт – это такая форма взаимодействия, в которой действия не способны сосуществовать в неизменном виде. Они взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [36, с. 20]. Вместе с тем каждый конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для собственного разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [36, с. 20].
Важной особенностью конфликта считается характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, все потребности можно сгруппировать, выделив в них пять значений:
– физиологические потребности;
– потребность в безопасности и защищенности;
– социальные потребности;
– потребность необходимости в уважении;
– потребность самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из данных потребностей человек может вступать в конфликт [5].
В контексте данного исследования для нас представляет интерес межличностный конфликт. Под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение взаимодействующих субъектов на базе возникших противоречий в облике противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации [25].
Межличностные отношения, будучи закономерно включенными в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований. В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-либо внешним объектом и проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Именно этот смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мясищеву: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [17, с. 13].
Межличностные отношения, по мнению Е. П. Ильина, – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [9, с. 63].
М. Р. Битянова определяет межличностные отношения через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [1, с. 285]. Эти диспозиции в энциклопедии опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
В точки зрения А. Н. Суховой, межличностные отношения следует рассматривать как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности [29, с. 65].
Межличностные отношения, по мнению Б. С. Волкова, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу [4, с. 127].
Тот факт, что в основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений, подтверждается в определении, приведенном С. В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [7, с. 35].
Известный отечественный социальный психолог А. Г. Ковалев в своих исследованиях указывает, что конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, вызывается различными проблемами личной и общественной жизни, столкновениями интересов, взглядов, социальных установок людей [11].
Проблемы конфликтов в межэтническом взаимодействии отражены в трудах известных зарубежных и отечественных ученых, таких, как Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Сикевич З.В., Дробижева Л.М., Лебедева М.М., Тишков В.А. и др. Так, одни авторы подчеркивают функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе.
Другие под этническим конфликтом понимают социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой.
Тишков В.А. характеризует его как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» [31, c. 55].
Ямсков А.Н. определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: «Этнический конфликт — это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;
б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы
в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы» [38, c. 32].
Сикевич З.В. в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении» [28, c. 41].
Согласно А.И. Шипилову и А.Я. Анцупову формирование нового межэтнического конфликта может быть обусловлено следующими тремя факторами:
- «Уровень этнического самосознания, который может быть завышен, занижен или находить на адекватном уровне (в последнем случае возникновения конфликта не происходит); -
Наличие в обществе «критической» массы проблем, которые в значительной мере ухудшают, затрудняют жизнь отдельного этноса;
- Наличие политических сил, которые способны использовать два предыдущих фактора в личных целях» [6, c. 87].
По мнению Роберта Гарра можно выделить ряд «универсальных признаков», которые являются предпосылками формирования конфликтов, возникших на основе межэтнической розни. Среди них: демографический рост, требования государственной автономии, которыми обладала та или иная этническая группа в прошлом, «шлейф» событий, отягощенных историей, развитая инфраструктура, рецидив межэтнических конфликтов [39].
Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «межличностные отношения».
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков
Для того, чтобы наиболее полно и четко исследовать рассматриваемую проблему развития межэтнических конфликтов у подростков, нужно дать психолого-педагогическую характеристику лиц данного возрастного периода.
Психологически этот возраст противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взрослости. Об этом в своих трудах пишут российские психологи В. Мухина «Возрастная психология: феноменологическое развитие, детство, отрочество», Е. Агафонова «Психология развития и возрастная психология», В. Казанская «Подросток. Трудности взросления». Выражается оно в том, по мнению Агафоновой, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. На этой почве у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.
В разных источниках и разными авторами границы подросткового возраста определяются периодами от 10-11 до 15 либо 11-12 до 16-17 лет. Такие различия, как правило, зависят от того, рассматривает ли автор юношеский возраст в качестве особого периода развития человека. Еще некоторые авторы выделяют такой период развития как отрочество: в периодизации, которую дал Д.Б. Эльконин, выделяется данный период, охватывающий и младший, и старший подростковый возраст от 12 до 17 лет [23].
В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [3, c. 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [24, c. 154]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него».
Общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [29, c. 35].
Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатий. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: моногр. / Под редакцией М.Р. Битяновой. - М. : Питер, 2017. - 304 c.;
2. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды/ А. А. Бодалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 320 с.;
3. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В. В. Бойко. — СПб. : Союз, 2012. – 160 с.;
4. Волков, Б. С. Психология подростка : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б. С. Волков. - 5-е изд. -М. : Питер, 2010. - 240 с.;
5. Гурова, Е. В. Психология развития и возрастная психология / Е. В. Гуров. — М. : Аспект –пресс, 2014.- 174 с.;
6. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцева – М., 1993. - С. 82.
7. Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — М. : Юрайт, 2020. — 353 с.;
8. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие / Е. И. Изотова. – М. : Академия, 2012. – 288 с.;
9. Ильин, Е. П. Пси¬хо¬ло¬гия об¬ще¬ния и меж¬лич¬ност¬ных от¬но¬ше¬ний / Е. П. Ильин. – М. ; СПб. ; Н. Нов¬го¬род [и др.] : Пи¬тер, 2011, 2010. – 573 с.;
10. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2013. – 240 с.;
11. Клюева, Н. В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. - М. : Творческий центр Сфера, 2000. – 185 с.;
12. Колесников, Г. И. Основы психологической профилактики и психологической коррекции / Г. И. Колесников. — Ростов н/Д. : Феникс, 2010.- 185 с.;
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Сфера», 2006. - 464 с.
14. Леонов Н. И. Конфликтология. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 132 с.
15. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 5-е изд. – М. : Академия, 2012. – 365 с.;
16. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2011.- 256 с.;
17. Лозовцева В. Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками / Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. - С. 26-39.
18. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного воздействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2012. - 190 с.;
19. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. - СПб. : НЕВА, 2010. – 512 с.;
20. Мясищев, В. Н. Психология отношений : Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 363 с.;
21. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н Поливанов. - М. : Академия, 2010.- 184 с.;
22. Поварницына, Л. А. Работа практического психолога с личностью учителя : Учеб. пособие для студентов психол. отд-ния / Л. А. Поварницына; Твер. гос. ун-т. - Тверь : ТГУ, 1996. – 160 с.;
23. Прихожан, А. М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М. : Московский психолого – социальный институт; В.: Изд – во АПО «МОДЭК», 2012.- 304 с.;
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб. : Питер, 2010. – 656 с.;
25. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2013. — 432 с.;
26. Регуш, Л. А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. — СПб. : Речь, 2012. — 400 с.;
27. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. : Флинта, 2012. – 96 с.;
28. Сикевич, З. В. Социология и психология межэтнических отношений/ З. В. Сикевич // СПб. Смысл. 1999. - С. 54.
29. Сухов, А. И. Социальная психология : учебник / А. И. Сухов и др.; под ред. А. И. Сухова, А. А. Дергача. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2005. – 600 с.;
30. Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.). URL: https://docplayer.com/46349140-Tipy-etnicheskoy-identichnosti-soldatova-g-u-ryzhova-s-v-dannaya-metodicheskaya-razrabotka-pozvolyaet-diagnostirovat-etnicheskoe-samosoznanie-i-ego.html (дата обращения 20.02.2022).
31. Тишков, В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков // Русский мир. 1997. - С.410.
32. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1982. - 224 с.;
33. Филин, И.В. Этнические конфликты (Социально-философский анализ) / И. В. Филин // Научный вестник Московского государственного технологического университета гражданской авиации. 2005. - С. 138-139.
34. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. — М.: Институт Психиатрии, 2012.- 480 с.
35. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. - М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2012. — 351 с.
36. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: «Питер», 2003. - 250 с.
37. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М.: «ВЛАДОС», 1995. - 544 с
38. Ямсков, А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии / А. Н. Ямсков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997, с. 206-207.
39. Gurr T.R. Why Men Rebel. Princeton, NJ. 1970. P. 24.