Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С развитием человеческих отношений и производственных процессов возникла необходимость регулирования всех процессов, происходящих при взаимодействии людей. Потребность в построении эффективной системы, все звенья которой находятся во взаимосвязи и успешно сообщаются друг с другом, привело к развитию нового вида человеческой деятельности - управлению.
Управление - это целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемую систему, оказываемое для обеспечения требуемого её поведения либо изменения каких-либо её характеристик.
Чтобы деятельность в компании была четко структурирована, а продукция своевременно реализована, необходима координация задач предприятия, поэтому управление им является существенной и значимой деятельностью. Без управления процессы не будут координироваться, а значит система не будет выполнять свои функции максимально эффективно и слаженно.
Еще в античные времена философы предполагали, что причиной бедственного положения общества и того, что оно начало рушиться, является отсутствие управления. В дальнейшем управление стало частью исследовательской практики, социологами изучались подходы к анализу понятия, выделялись функции и механизмы управления в различных сферах. Затем английском словаре появилось слово «менеджмент», которое сперва относилось к сфере животного мира. Но позднее термин менеджмент начали трактовать иначе, он приобрел понятийный аппарат и стал обозначать отрасль научно-практической деятельности, которая рассматривала управление в человеческом обществе и организациях. По сути, и менеджмент, и понятие управления являются синонимами.
В современной теории под менеджментом принято понимать процесс руководства отдельными сотрудниками, группой работников и организацией в целом. Субъект менеджерской деятельности - непосредственно менеджер, а объектами являются сотрудники, группы и целые организации.
Управление - это интегрированный процесс, включающий следующие действия менеджера:
- планирование;
- организация;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Выполнение действий менеджера требуется для достижения поставленных в организации целей. Эксперты выстраивают управленческие стратегии, исполняют обязанности относительно управления крупными и расширенными группами. При этом управление предполагает стиль: авторитарный, тоталитарный, демократический. Менеджер подбирает стиль управления, опираясь на личные качества и положение, сложившееся в коллективе в данный момент. Управление является видом деятельности, направленным на достижение поставленных целей. Менеджмент задает движения форме, которой управляет. Поэтому от управленческой деятельности зависит формирование миссии компании, установка целей и организация ресурсов для получения результатов. Управление приводит к тому, что работа фирмы выстраивается особым образом, производство ориентируется на создание товаров и услуг, которые удовлетворять потребности целевой аудитории.
Целью курсовой работы является изучение управления как вида деятельности человека.
Объектом исследования является процесс управления в организации, предмет исследования - основные аспекты эффективного управления.
Для достижения цели были необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие управления.
2. Определить характеристики субъекта и объекта управления.
3. Проанализировать основные функции управления.
4. Описать последовательные этапы управленческого процесса.
5. Определить основные отличия управления и менеджмента, охарактеризовать основные требования, предъявляемые к менеджеру.
1. Управление как вид деятельности человека
1.1. Определение понятия деятельности по управлению
В общем понимании управление - это целенаправленное воздействие на объект управления с целью изменения его состояния для получения запланированного результата. Необходимость управления была обусловлена развитием производства, рыночных отношений, конкуренции, укрупнением масштабов функционирования предприятий. Управление способствует слаженному взаимодействию всех подразделений и сотрудников организации.
Исходя из этого, под управлением понимается такая деятельность, которая позволит скоординировать деятельность функциональных подразделений и отдельно взятых сотрудников в процессе производства и реализации товаров и услуг. Управление позволяет установить налаженные связи, организовать совместную деятельность, урегулировать как межличностные отношения работников, так и отношения работника с организацией в целом [8].
Главной целью управления является максимально эффективное использование рабочей силы в условиях ограниченности ресурсов для получения запланированного состояния организации. Исходя из цели, основными задачами управления являются:
1. Обеспечение стабильного и эффективного производственного процесса
2. Обеспечение развития и совершенствования производственных процессов, продукции, а так же возникающих производственных отношений.
Для эффективного управления необходимы специальные знания о состоянии производства, которые включают, в первую очередь, информацию об коммуникативных процессах и способов воздействия на персонал (правил, инструкций, регламентов и пр.). На основании указанной информации происходит выработка управленческих решений, которые должны перевести происходящие в организации процессы на более высокий уровень [4].
Сущность управления заключается в следующих аспектах:
1. Работа с информацией (сбор, интерпретация, хранение).
2. Выработка управленческих решений и их реализация.
3. Разработка управляющих воздействий и доведение их до объекта управления.
4. Контроль и оценка принятых решений.
Таким образом, управление может быть сведено в следующую формулу:
Управление = информация + решение + воздействие + контроль [15].
Если рассматривать сущность управления более глубоко, то оно может быть рассмотрено с трех точек зрения:
1. Содержание управления подразумевает совокупность принципов, методов и основных закономерностей управления, а так же их практическая реализация. Набор конкретных инструментов управления будет зависеть от особенностей организационных и производственных процессов, используемых технологий производства, состояния основных фондов и рабочей силы и пр.
2. Организация управления подразумевает построение эффективной системы управления с продуманными и рациональными связями между разными уровнями управления. Здесь осуществляется разработка организационных иерархических систем управления, определяются функции, полномочия и ответственность отдельных элементов организационной системы.
3. Технология управления включает совокупность процедур и действий, которые позволяют эффективно выполнять основные управленческие операции. Технологии управления могут использовать как формализованные алгоритмы действий, так и творческий неформализованный подход. Как правило, на практике применяется совокупность тех и других технологий управления, в зависимости от конкретной ситуации, требующей управленческого воздействия [7].
1.2. Субъект и объект управления
Под управлением подразумевается процесс воздействия субъекта (системы, которая оказывает воздействие) управления на объект (систему, которая испытывает воздействие) управления в целях изменения его состояния и получения запланированного результата.
В обобщенном виде управление подразумевает взаимодействие между двумя участниками системы управления, при которой один участник оказывает влияние, а другой участник испытывает влияние. Подобное взаимодействие характеризуется следующими процессами:
1. Субъект направляет объекту импульсы - управленческие команды, несущие информацию о том, каким образом должен поступить объект.
2. Объект продолжает свое функционирование на основе полученной команды, корректируя способ ведения своей деятельности.
В характеристиках субъекта и объекта управления имеется много общих черт. Главной из них является то, что в качестве субъекта и объекта выступает человек.
Что касается основных отличий, то к ним можно отнести статус, полномочия и обязанности, инициатива воздействия, отношение к поставленной цели и способам ее достижения [15].
Субъектами управления выступают руководители высших и низших звеньев. Объектами могут быть как руководители низших звеньев (испытывают воздействие со стороны высшего руководства), так и линейные исполнители. Чем боле организация и чем больше уровней управления входит в ее организационную структуру, тем больше взаимодействий между субъектами и объектами управления для нее характерно.
Немаловажным аспектом является определение мотивов, которые движут субъектом и какие именно цели он преследует. Если общеорганизационные цели совпадают с личностными целями субъекта управления, то уровень эффективности управления будет более высоким. Для того, чтобы между целями присутствовало соответствие, необходимо соблюдение нескольких условий.
- субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
- степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Полная зависимость между личными целями субъекта и общих целей организации может наблюдаться в том случае, если субъектом выступает собственник бизнеса. Если же субъектом является исполнитель (не зависимо от уровня расположения в иерархии управления), то потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам [13].
В процессе управления большое значение имеют те способы, которыми субъект может воздействовать на объект управления. В целях мотивации объекта на достижение организационных целей необходимо соблюдение следующих требований относительно используемого механизма стимулирования:
- он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;
- механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей [2].
1.3. Общие функции менеджмента: контроль, мотивация, организация, прогнозирование, анализ, координация.
Функции менеджмента представляют собой отдельный управленческий процесс, в ходе которого производится выработка способов и методов воздействия на субъект управления.
Рассмотрим подробно основные функции управления.
1. Планирование и прогнозирование.
В рамках данной функции определяются и вырабатываются такие способы воздействия, которые определят направления движения всей организации в целом и отдельных ее подразделений. В рамках данной функции происходит работа с такими средствами воздействия, как концепция, прогноз, программа и план. Каждое из перечисленных средств обладает своими специфическими особенностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. - Ростов на Дону: Феникс, 2018. - 512 с.
2. Большаков А.С. Современный менеджмент: Учебник / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - Санкт-Петербург.: Питер, 2019. - 416 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонал: пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ. - 2020. - 495 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гпрдарики, 2018. - 288 с.
5. Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - 2-е изд., исправ. и доп. - С-Пб.: Лань, 2016. - 528 с.
6. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 184 c.
7. Дмитриенко Г.А. Мотивация и оценка персонала: отбор и оценка при найме, аттестация. - изд 2-е, пепеп. и доп. - М.: Экзамен, 2017. - 414 с.
8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. 3-е изд. / Н.И. Кабушкин. М.: Новое знание, 2020. 336 с.
9. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб.пособие; ин-т бизнеса и делового администрирования. - М.: Дело, 2018. - 312 с.
10. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2018. - с.66
11. Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? - М.: Бератор-Пресс, 2019. - 384 с.
12. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 367 c.
13. Менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. - М.: Юнити-Дана, Единство, 2018. - 359 с.
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2016. - 702 с.
15. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. - М.: Амалфея, 2020. - 256 с.
16. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов.- М.: Дашков и К, 2017. - 464 с.
17. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Практич. Пособие.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2018 - 336 с.
18. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 535с.
19. Управление персоналом: российский опыт / Под ред. Н. Самоукина. - СПб.: Питер, 2018. - 236 стр.
20. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер, 2018. - 201 с.