Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возникает потребность в полных систематических описаниях стилистического использования временных форм глагола на различных этапах истории русского языка. Включение этих важнейших лексико-грамматических разрядов глаголов в «Грамматику современного русского литературного языка» 1970 г. и в «Русскую грамматику» 1980 г. свидетельствует о том, что, благодаря целому ряду работ в области изучения современной русской глагольной системы, способы глагольного действия прочно завоевали свое место среди таких грамматических категорий русского языка, как вид, время и залог.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время наука, в том числе и лингвистика, делает большие шаги вперед, но в то же время открытым остается вопрос такой лексико-грамматической категории глагола, которая выражает оценочные способы действия. Представления об этой категории продолжают строиться на основе традиционного опыта, или на теоретических представлениях, не отражающих современного понимания глагольных категорий, лексической, словообразовательной и грамматической семантики глагола.
Особый интерес исследователей заключается в том, что оценочные способы глагольного действия занимают особое место среди средств выражения аспектуальных значений в функционально-семантическом поле современного русского языка. При этом особенно важным становится определение особенностей сочетаний глагольных словоформ, в конкретных текстах, которые касаются как содержания, так и средств выражения. В то же время стоит отметить, что значимость приобретает изучение оценочных способов глагольного действия на материале конкретного текста школьной программы. Одним из таких произведений является роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Теоретико-методологической базой исследования явились труды по словообразованию и функционированию глаголов в русском языке ученых В.В. Виноградов, Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Земской и др.
Несмотря на существующие исследования в области изучения глаголов, до сих пор остается актуальной проблема анализа особенностей функционирования стилистического использования временных форм глагола на примере художественного произведения в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Цель исследования – определение особенностей дидактического и практического аспектов изучения стилистического использования временных форм глагола в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Для достижения цели исследования поставлены следующие конкретные лингвистические и методические задачи:
определить важнейшие категории глагола, их взаимосвязь и взаимовлияние;
описать категорию способов действия в связи с другими категориями глагола;
проанализировать оценочные способы действия в классификациях способов глагольного действия;
проанализировать стилистическое использование временных форм глагола в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Объектом исследования послужила категория глагола в русском языке.
Предметом исследования является стилистическое использование временных форм глагола в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном подходе к изучению функционирования русских синтаксических конструкций со стилистическим использованием временных форм глагола.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и материалы исследования могут быть использованы в рамках курсов по теории языка, теоретической грамматике, лексикологии, элективных курсов по теории функциональной грамматики, стилистике и в лексикографической практике.
Материалом исследования послужили синтаксические конструкции с использованием временных форм глагола в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». В результате работы были выделены синтаксические конструкции. Общее количество контекстов составляет – 45.
Методы, применяемые при анализе, языкового материала использовались следующие: гипотетико-дедуктивный, описательный, метод классификации, метод компонентного анализа, контекстуальный анализ, обобщение и интерпретация языкового материала, коммуникативно-прагматический метод.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Теоретическое изучение глагола в русском языке
1.1 Важнейшие категории глагола, их взаимосвязь и взаимовлияние
В русском языке под глаголом понимается часть речи, обозначающая действие как процесс и выражающая это значение в категориях лица, числа, времени, вида, залога, наклонения и рода [Русская грамматика 1980].
Охарактеризуем те грамматические категории и отдельные значения русского глагола, которые вызывают трудности при его передаче на другие языки.
Исследователи отмечают, что категория вида характерна для всех глаголов [Валгина, Розенталь 2002: 196]. Традиционная классификация определяет совершенный и несовершенный вид глагола. В совершенном виде глагол обозначает действие, которое завершилось достижением результата и является законченным (например, ученик решил задачу). В глаголе решил грамматически выражено указание на предел, границу действия, поэтому действие решил мыслится как ограниченное в своем течении.
Категория вида служит для выражения значений «ограниченное пределом целостное (не расчлененное на отдельные акты) действие» (совершенный вид) и «не ограниченное пределом нецелостное действие» (несовершенный вид). Пределом действия может быть завершение всего действия (Он простоял два часа и ушёл) или его части (Он простоял два часа и продолжает стоять), в том числе начальной (он запел). Целостность действий, выражаемых глаголами совершенного вида, проявляется в их невозможности сочетаться с фазовыми глаголами, называющими начало, конец или продолжение действия. Глаголы, отличающиеся друг от друга только значением вида, составляют видовую пару: делать – сделать, переписать – переписывать. Способностью образовывать видовые пары обладают только предельные глаголы, выражающие действие, достигшее определенного предела (глаголы совершенного вида: сделать, написать, построить) или направленное к его достижению (глаголы несовершенного вида: делать, писать, строить). Непредельные глаголы (обозначающие действие, не достигшее предела и не направленное на его достижение) видовых пар не образуют: лежать, спать, грустить. Видовые пары образуются с помощью префиксов и/или суффиксов. В отдельных случаях видовая пара состоит из слов, имеющих разные корни: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, найти – находить. Помимо вида аспектуальные значения глагола передаются посредством способов действия – «различных типов семантических модификаций глагола, выраженные определенными формальными средствами (приставками, суффиксами или их комбинацией)»3: начинательный (поехать, запеть и т.д.), ограничительный (почитать, полежать и т.д.), смягчительный (приоткрыть, подзабыть и т.д.) и др.
В отличие от совершенного вида в несовершенном виде не представлены указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность. Поэтому категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. В данных случаях действие показано в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т.п.). Например, зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).
Прежде всего, несовпадения отмечаются в категории залога, которую образуют формы действительного и страдательного залога; в активной конструкции предложения в позиции подлежащего стоит название действующего субъекта, а объект выражен формой винительного падежа (Рабочие строят дом), в пассивной конструкции предложения подлежащим выражен объект, испытывающий воздействие, а название действующего субъекта стоит в форме творительного падежа (Дом строится рабочими).
Среди глаголов несовершенного вида и совершенного вида широко представлены их подвиды: в глаголах несовершенного вида – многократный: многократные (несовершенного вида); в глаголах совершенного вида – однократный: однократные (совершенного вида). Соответственно,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авилова Н.С. Способ глагольного действия, глагольная семантика и вид глагола // Вопросы синтаксиса и лексики современного русского языка. М., 1973. – 267 с.
2. Акинина Н.М. Социальная оценка как компонент значения слова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 76-1. С. 21
3. Андрюхина М.С. «Аксиологическая оценка» как один из базовых концептов лингвокультурологии и теории культуры // Мир науки, культуры, образования. № 3 (22). 2010. С. 54
4. Арнольд И.В: Эмоциональный, экспрессивный, оценочный и функционально-стилистический компоненты лексического значения // 22 Герценовские чтения. Иностранные языки (Материалы межвузовской конференции). – Л.: РГПИ им. А.И. Герцена, 1970. – С. 87-88.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. – 341 с.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1969. – С. 998 с.
7. Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние. https://www.litmir.me/br/?b=2429&p=6
8. Бондарко А. В. К теории поля в грамматике – залог и залоговость // Вопросы языкознания, 1976. № 3. С. 20–35.
19. Бондарко А.В. Виды глагола и способы действия в русском языке // Русский язык в национальной школе. 1971. № 2. С. 27-30.
20. Бондарко А.В. Об одном типе видовой соотносительности в современном русском языке // Филологические науки. 1963. № 1. С. 11-15.
21. Бондарко А.В., Буланин Л. Л. Русский глагол. М.; Л.: Просвещение, 1967. 192 с.
9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.
10. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. – 416 с.
11. Вендина Т.И. Семантика оценки и её манифестация средствами словообразования // Славяноведение. М., 1997. № 4. С. 45
12. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. − М.: Высшая школа, 1986. – 640с.
13. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 2009. – 203 с.
14. Данилова P.P. Категория оценки как способ выражения антропоцентризма в лингвистике // Вестник ТГГПУ 2011. № 23. C. 137
15. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010.
16. Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. - М., 1959. - Т. I. - С. 213.
17. Зализняк Анна А., Микаэлян И. Л., Шмелев А. Д. Русская аспектология: В защиту видовой пары. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 392 c.
18. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта – 2006. – 328с.
19. Исаченко О. М. Функционально-семантический класс глаголов поведения (системно-семантический, функциональный и лингвокультурологический аспекты): автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул. 2000. 21 с.
20. Клобуков Е.В. Словообразование // Современный русский язык. Учебник /Под редакцией П.А.Леканта. М., 2000. – 316с.
21. Костомаров В.Г., Максимов В.И. Современный русский литературный язык: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.- М: Издательство Юрайт, 2010. – 916с.
22. Лекант П.А., Диброва Е.А., Касаткин Л.Л. и др. Современный русский язык : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология». М.: Дрофа, 2000. – 560с.
23. Ломов А.М. Очерки по русской аспектологии. Воронеж, 1977. – 140с.
24. Маслов Ю.С. Избранные труды: Аспектология. Общее языкознание // Сост. и ред. А.В. Бондарко, Т.А. Майсак. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 600 с.
25. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984. – 840 с.
26. Маслова В. A. Homo lingualis в культуре: Монография. М.: Гнозис, 2007. – 245 с.
27. Методика преподавания русского языка. Коммуникативнно-деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Антонова. М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка онлайн [Электронный ресурс], режим доступа https://slovarozhegova.ru/
29. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1941. – 320 с.
30. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
31. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении: семантика и стилистика видо-временных форм. – М.: Наука, 1982. – 286 с.
32. Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Н. Ремчукова. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 144 с.
33. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: учеб. пособие. – 2-е изд.- М.: Междунар. отношения, 1994. – 560 с.
34. Светлышев Д.С., Брагина А.А., Ганиев Ж.В. Современный русский язык: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов яз. и фак. иностр. яз. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
35. Современный русский язык : учебник для вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта. 5-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 493 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-9916-9883-2. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/449966 (дата обращения: 07.05.2021).
36. Современный русский язык : учебник для вузов / П. А. Лекант, Е. И. Методика преподавания русского языка. Коммуникативнно-деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С.Антонова. М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
37. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. – Воронеж, 1979.
38. Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанные значения слова в языке. – М., 1981. – 270 с.
39. Тихонов А.Н. О семантической структуре слова // Труды Самаркандского госуниверситета. Новая серия. Вып. 194. Самарканд, 1970. С. 45-48.
40. Фортунатов Ф. Ф. О залогах русского глагола. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1899. 24 с.
41. Холодович А. А. Проблемы грамматической теории / отв. ред. В. С. Храковский. Л. : Наука, 1979. 304 с.
42. Храковский В. С. Пассивные конструкции. Формально-семантическая классификация пассивных глагольных форм // Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. СПБ. : Наука, 1991. С. 141– 174.
43. Чернявская Е.А. К вопросу о семантике оценки и способам ее выражения в современном русском языке / Е.А Чернявская. – М.: Просвещение, 2001. – С. 81.
44. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык . Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
45. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / вступ. ст. Е. В. Клобукова ; ред. и коммент. Е. С. Истоминой. 3-е изд. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 624 с.
46. Шелякин М.А. Категория вида и способы действия русского глагола. Таллин, 1983. – 296 с.