Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход к работе по новым учебным планам и программам, связанным с ростом учебной нагрузки, требует научно обоснованного подхода к вопросам обучения и воспитания, распределения умственной и физической нагрузки с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей школьников. Решение этих вопросов невозможно без знания основных законов развития детского организма, его анатомо-физиологических особенностей. Функциональное состоянии детей среднего школьного возраста, так как средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
На территории Европейского Севера достаточно много факторов, негативно влияющих на человека. Наиболее известны дефицит тепла и освещенности, а также резкая смена фотопериодичности и напряженный иономагнитный режим из-за близости магнитного полюса земли. В основном понятны механизмы неблагоприятного воздействия указанных параметров на организм человека и определены многочисленные последствия этого воздействия. В ряде работ показано, что продвижение к полюсу места проживания в пределах Севера всего на 5° значимо и негативно влияет на физиологический статус как взрослых жителей, так и детей [4].
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что физическое развития детей среднего школьного возраста в условиях Европейского севера, отличается от других регионов, это необходимо учитывать в образовательном процессе при разработке учебных планов. В настоящее время можно выделить потребность в необходимости гармоничного развития детей среднего школьного возраста, проживающих на Европейском Севере, улучшении их самочувствия и отсутствии научных наработок, а также ресурсов для реализации этого направления. Соответственно, исследование данного направления значимо и актуально для дальнейшего изучения.
Объект исследования – дети среднего школьного возраста.
Предмет исследования – физическое развития детей среднего школьного возраста в условиях Европейского севера.
Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей физического развития детей среднего школьного возраста в условиях Европейского севера.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи курсовой работы:
- изучить особенности роста и физического развития детей 11-15 лет;
- исследовать влияние факторов Севера на морфофункциональный статус организма;
- проанализировать методы оценки уровня физического развития детей среднего школьного возраста, проживающих в условиях Севера.
Методы исследования: анализ, классификация и синтез, сравнение и обобщение.
Практическая значимость курсовой работы заключается анализе особенностей физического развития детей среднего школьного возраста в условиях Европейского севера. Полученные итоги могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы физического развития детей среднего школьного возраста. Во второй – проведен анализ особенностей физического развития детей среднего школьного возраста в условиях Европейского севера.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
1.1 Особенности роста и физического развития детей 11-15 лет
Процесс развития биологического организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в юношеском возрасте. Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.
Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья подростков является своевременное определение морфофункциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития школьника.
Физическое развитие – один из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения. Параметры физического развития, полученные на основании обследования однородных групп подростков, служат объективными критериями индивидуальной и групповой оценки роста и развития [1, 27].
Под физическим развитием понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающие не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) и половое развитие.
Развитие организма – сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определенное состояние костной системы – появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, т. е. выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка [3].
К показателям физического развития, рассматриваемым с целью контроля за процессами роста и развития, относятся масса тела, длина тела, окружность грудной клетки и др. Для оценки физического развития используются нормативы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях. Они представляют собой результаты антропометрического обследования больших групп населения с учетом возрастно-полового аспекта, географических, этнических, социальных, биогенных, экологических и других факторов.
Знание закономерностей физического развития подростка необходимо для правильной организации режима его жизни. Примерно до 10-летнего возраста развитие происходит одинаково у мальчиков и девочек. К этому времени в кровь начинает усиленно поступать половой гормон, специфичный для данного пола. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. С 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15-16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12-14 лет продолжают усиленно расти, и к 15-16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек.
За последние десятилетия выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, особенно в возрастных группах старше 12 лет. Установлено достоверное снижение темпов роста, уменьшение размеров и массы тела. Масса тела современных подростков во всех возрастно-половых группах ниже, чем у их сверстников в предыдущие годы. Дефицит массы тела среди современных юношей к моменту окончания школы диагностируется в каждом четвертом, у девушек – в каждом шестом случае. Снижается доля детей и подростков с нормальным физическим развитием. Изменились и другие показатели – уменьшился диаметр грудной клетки, таза и т.п. Они у современных детей и подростков почти во всех возрастно-половых группах меньше, чем у ровесников 1960-х гг. За последние десятилетия выявилось также снижение мышечной силы кистей рук – результат уменьшения массы тела не только за счет жирового, но и мышечного компонента.
Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см [9, с. 56].
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину [6]. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет [10,83].
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.