Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что одним из основных критериев оценки эффективности правосудия является исполнимость судебных актов, поскольку именно скорость (своевременность) и полнота их исполнения существенно влияют на стабильность гражданского оборота и гарантируют торжество правосудия в целом. В статье 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) изложен принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Исполнительное производство, являясь одним из видов юридического (правоприменительного) процесса, на сегодня не имеет четко установленных этапов принудительного исполнения, и в связи с этим, в целях обеспечения его эффективности, в нём следовало бы отчетливее разграничить этапы (или стадии) исполнительного производства с установкой конкретных процессуальных сроков на каждой стадии.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере оформления и направления на исполнение исполнительных листов.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие порядок оформления и направления на исполнение исполнительных листов.
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и практические аспекты оформления и направления на исполнение исполнительных листов.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия и классификации исполнительных листов и порядок их выдачи;
- исследование нормативного правового регулирования исполнения исполнительных листов;
- изучение правил и порядка оформления и направления исполнительных листов на исполнение;
- рассмотрение сроков направления исполнительных листов и порядок их исполнения;
- анализ проблем, возникающих при исполнении решений по исполнительным листам.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, тремя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика исполнения исполнительных листов
1.1 Понятие и классификация исполнительных листов и порядок их выдачи
В Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) не содержится легального определения понятия "исполнительный документ".
Но такое понятие можно вывести из текста самого Закона. Так, согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. ст. 12 - 13 названного Закона исполнительный документ оформляется в электронной форме или на бумажном носителе уполномоченными лицами с соблюдением установленных законом требований.
То есть исполнительный документ - документ, на основании которого возбуждается исполнительное производство, оформленный в установленной законом форме с соблюдением специальных требований уполномоченными на то лицами.
В юридической литературе принято определять исполнительный документ схожим образом: как документ, который составляется в соответствии с требованиями закона, выдается компетентным уполномоченным органом (лицом) и подлежит принудительному исполнению, в силу чего выступает основанием для возбуждения исполнительного производства .
Исполнительный документ как документ - основание возбуждения исполнительного производства предписывает, что конкретно требуется исполнить в ходе исполнительного производства (например, взыскать денежные средства, снести самовольную постройку и т.п.).
При этом исполнительный документ отвечает следующим признакам:
а) составляется в соответствии с требованиями закона к содержанию и форме такого документа;
б) выдается (оформляется) уполномоченным законом лицом (суд, нотариус и др.) в порядке, установленном законом;
в) подлежит принудительному исполнению при уклонении от добровольного исполнения;
г) является основанием для возбуждения исполнительного производства.
Исполнительный документ является основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий. Он содержит предписание уполномоченного органа, которое подлежит принудительному исполнению .
Это могут быть выданный судом исполнительный лист, судебный приказ, решение по делу об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные законодательством.
Требования к содержанию и оформлению исполнительных документов установлены правовыми актами. Например, исполнительные листы должны оформляться на специальных бланках и содержать, в частности, сведения о должнике и требования к нему.
К исполнительным документам относятся (ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве ):
1) исполнительный лист. Его выдает суд на основании принятого им судебного акта (ч. 2 ст. 318 АПК РФ , ч. 1 ст. 428 ГПК РФ , ч. 2 ст. 352 КАС РФ ).
Основанием для выдачи может быть не только решение суда по делу, но и другие судебные акты. Например, определение арбитражного суда об обеспечении иска (ч. 1 ст. 96 АПК РФ).
Иногда суды выдают исполнительные листы на основании чужих решений - например третейского суда, международного коммерческого арбитража (ч. 1 ст. 240, ч. 1 ст. 241, ч. 1 ст. 246 АПК РФ).
Кроме того, исполнительные листы выдаются, если контрагент не исполнил мировое соглашение (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 );
2) судебный приказ. Это судебное постановление (судебный акт), которое судья выносит единолично на основании заявления взыскателя по определенным требованиям.
Судебный приказ является одновременно судебным актом и исполнительным документом (ст. 229.1 АПК РФ, ст. 121 ГПК РФ, ст. 123.1 КАС РФ);
3) акт по делу об административном правонарушении. Это может быть:
• судебный акт, акт (постановление) иного органа (например, налогового, антимонопольного) или должностного лица по делу о привлечении к административной ответственности (п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ, ч. 2, 4.2 ст. 206 АПК РФ). Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в гл. 23 КоАП РФ ;
• судебный акт арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 5.2 ст. 211 АПК РФ);
4) определение суда о наложении ареста на имущество, чтобы обеспечить исполнение постановления по делу, которое возбуждено по ст. 19.28 КоАП РФ (п. 13 ч. 1 ст. 27.1, ч. 10 ст. 27.20 КоАП РФ). Речь идет о привлечении юрлица к ответственности за незаконное вознаграждение определенного лица с целью воспользоваться его служебным положением. Такое определение суд выносит при подготовке к рассмотрению дела (п. 6 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);
5) исполнительный документ, оформленный нотариусом:
• нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов или его нотариально засвидетельствованная копия. Это соглашение между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем о размере, условиях и порядке выплаты алиментов (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
• нотариально удостоверенное медиативное соглашение или его нотариально засвидетельствованная копия (п. 3.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
• исполнительная надпись нотариуса на копии документа, совершенная на условиях и в порядке, предусмотренных гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
6) удостоверение, выданное компетентным органом, в частности:
• комиссиями по трудовым спорам. Удостоверение подтверждает решение комиссии и выдается работнику для предъявления в службу судебных приставов (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Как правило, речь идет о взыскании зарплаты и других денежных требованиях;
• уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг (п. 4.2 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
7) исполнительный документ, подлежащий исполнению согласно международному договору. Это могут быть:
• запрос Министерства просвещения РФ о розыске ребенка, который незаконно перемещен в РФ или удерживается в России. Получив его, судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка (п. 10 ч. 1 ст. 12, ч. 1.2 ст. 65 Закона об исполнительном производстве);
• исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Например, судами Республики Беларусь по делам о взыскании алиментов. Постановления таких судов не нуждаются в процедуре признания на территории РФ (ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов );
8) постановление судебного пристава-исполнителя (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Некоторые постановления пристава являются исполнительными документами, например постановление о взыскании исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий;
9) акты (решения) контролирующего или иного органа:
• акт ПФР или ФСС РФ о взыскании денежных средств с должника-ИП, который вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов (п. 4.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
• акт органа, осуществляющего контрольные функции (за исключением актов, указанных выше), о взыскании денежных средств. К нему должны быть приложены документы с отметками банков или иных кредитных организаций о том, что требование указанного органа не исполнено из-за недостатка на счетах должника денежных средств. В частности, такими актами могут быть акты налоговых или таможенных органов (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" // "Парламентская газета", N 131, 10.10.2007.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 31.07.2004.
8. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" // "Российская газета", N 149, 05.08.1997.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.
10. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 17.05.2021) "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" // "Российская газета", N 230, 19.10.2004.
11. Постановление Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 (ред. от 20.09.2019) "О бланках исполнительных листов" // "Российская газета", N 165, 06.08.2008.
12. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 N 1410 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов" // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (ч. 3), ст. 322.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 4, 2016.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" // "Российская газета", N 270, 30.11.2015.
15. Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г. по делу № А31-9535/2010 // СПС «КонсультантПлюс»
16. Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И. Нетипичные исполнительные документы // Администратор суда. 2018. N 4. С. 28 - 32.
17. Барбашова Н.В. О роли Федеральной службы судебных приставов в обеспечении экономической безопасности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2021. Т. 4. № 13. С. 126-130.
18. Исполнительное производство: Учебник / К.Л. Брановицкий, Д.В. Бурачевский, В.В. Долганичев и др.; под общ. ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2020. 576 с.
19. Итоговый доклад о деятельности ФССП России в 2019-2020 году // URL: https://fssp.gov.ru/2680712/ (дата обращения 09.02.2022)
20. Кудрявцева В.П. Изменение порядка исполнения исполнительного документа: варианты правовой регламентации // ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС. № 6. 2018. С. 23-30.
21. Мурзабулатов У.М. Стадийность исполнительного производства – гарантия своевременности исполнения требований исполнительного документа // ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика. № 2 (56) 2019. С. 106-110.
22. Набережный А. Принудительное исполнение исполнительных документов: анализируем выводы ВС РФ // Юридическая работа в кредитной организации. 2021. N 3. С. 40 - 49.
23. Слесарев С.А. Исполнительный документ // СПС КонсультантПлюс. 2022.
24. Фомин А.В. Актуальные проблемы исполнительного производства, пути их решения // Юридические науки. № 1-3 (64), 2022. С. 97-102.