Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбор данной темы основывается на тех прописных истинах, что в нашей стране, как в ведущей стране мира, преобладание естественных монополий означает устойчивое, перспективное развитие национальных экономических концепций и показывает уровень благополучия и доверия к стране на мировой арене. От состояния развития и устойчивости естественных монополий зависит место страны в мировом масштабе.
Самыми главными и значимыми являются монополии, относящиеся к энергетической, телекоммуникационной, промышленной, транспортной и нефтегазовой областям.
У словосочетания «естественные монополии» имеется свое определение, которое законодательно закреплено в статье 3 Фед. закона от 17..05..1995 года 147- «О естественных монополиях» (с последними изменениями и дополнениями от 11.06.2021 № 170-Ф3) (далее – закон №147). Данный документ предусматривает, что это состояние и характеристика товарного рынка, и в этом случае удовлетворения спросов результативнее при отсутствие какой-либо конкуренции по причине технологических и технических условий производства, причем нет возможности заменить продукты (товары и услуги), создаваемые монополистами, другими продуктами, поэтому спрос на них почти не зависит от динамики цен на продукты в отличии от спроса на продукцию производителей, не являющихся монополистам [1].
Таким образом, из этого следует, что о роли естественных монополий в жизни государства задумывались еще в прошлом столетии. И уже тогда монополистами страны были законодательно отведены главные роли в производстве ключевых товаров и услуг, формирование их цены, качества и недопущение формирования отраслей, которые могли бы составить конкуренцию.
Именно 20 - 21 век ознаменован всплеском развития индустрии, промышленности, в том числе и тяжелой, шло интенсивное строительство автомобильных магистралей, железнодорожных узлов, нефтеперерабатывающих заводов и не только. Буквально в каждой отрасли естественным образом шло формирование монополиста, который мог беспрепятственно вести деятельность в своей сфере и не пускать туда других участников рынка.
А вот сам процесс монополизации в России был запущен еще задолго до этого. В годы с 1880 по 1903 шла активная монополизация самых значимых и влиятельных отраслей хозяйства, которая приобретала массовый характер борьбы, где побеждал сильнейший. В те годы решающим стал экономический кризис начала 20 века, когда монополии стали охватывать важнейшие отрасли индустрии и промышленности. Именно этот период ознаменован массовым появлением синдикатов и картелей, где сбыт продукции стал полностью монополизирован в том случае, если участники сохраняли и приумножали производственную и финансовую самодостаточность.
После кризиса, начиная с 1910 года, когда подъем промышленности достиг небывалых до той поры высот, число монополий только росло и составляло уже 150 -200 синдикатов и картелей.
Время шло, монополисты набирали свои обороты. Благодаря новейшим компьютерным технологиям правительство создало реестр субъектов естественных монополий. Это такая информационная база данных, где имеется информация о хозяйствующих субъектах, которые занимаются производством и реализацией товаров (услуг) в качестве монополиста. Это в первую очередь касается транспортной отрасли, топливно-энергетической системы, связи, водоснабжения и захоронения радиоактивных отходов.
С 01.09.2019 года перечень этих монополистов тщательно контролируется государством. Существуют отдельные реестры монополистов по каждой ведущей отрасли во всех регионах нашей страны.
И сейчас эта тема популярна еще и в связи с тем, что основная доля внутреннего валового продукта страны образуется именно этими самыми естественными моно-полиями.
Из чего явственно, можно с уверенностью сообщить - тема роли естетвенных моно-полий в Российской Федерации весьма актуальна и находится под строгим контролем государства.
В данной работе мы разберем историческую причину возникновения этих самых монополий, а также их виды и задачи.
Объектом исследования в работе станет Публичное акционерное общество «ГАЗПРОМ», основанное Министерством газовой промышленности еще в далеком 1990 году во времена существования Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
«ГАЗПРОМ» - это российская транснациональная энергетическая компания, у которой более 50 % акций принадлежит Российской Федерации. Компания является монополистом в сфере добычи газа, ведь ее соотношение составляет 12 % от мировой и 68 % от российской добычи газа в целом.
ПАО «ГАЗПРОМ» является ведущей проектной нефтегазовой компанией, которая обеспечивает полный цикл проектных и изыскательных работ объектов нефтегазового комплекса [2].
Предмет исследования естественно будет оцениваться с точки зрения особенностей нашего объекта – ПАО «ГАЗПРОМ». Мы рассмотрим этого монополиста со всех теоретических и практических возможностях. Изучим степень его влияния на нашу страну, а также пути оптимизации деятельности в дальнейшем.
Гипотеза нашего исследования - в дальнейшем монополисты так и будут выстраивать свои империи вокруг ведущих отраслей жизнеобеспечения России и ее населения.
А ПАО «ГАЗПРОМ» - так и останется ведущей российской нефтегазовой компанией, которая со временем укрепит свои позиции на мировом рынке, в первую очередь благодаря газовым потокам «Сила Сибири» и «Северный поток-2», являющийся «близнецом» уже действующего с 2012 года газопровода «Северный поток-1». Даже несмотряв настоящий момент «Северный поток-2» попал под европейские санкции.
Глава 1. Понятие и характеристика естественных монополий в РФ
1.1. Понятие, виды и расшифровка естественных монополий в РФ
Легитимность определению «естественные монополии» придал закон №147. Этим законом определены основы правовой политической диаспоры касательно отношений моно-полий рынков и отдельных на родине, а также отмечено, что составляющие части данного законодательного акта направлены на достижение равновесия в отношениях между клиентами, потребителями и самими субъектами монополий. Первостепенной задачей монополистов является обеспечение доступности производимого и реализуемого ими товара (услуг) для конечных потребителей (клиентов), а также существования субъектов естественных монополий как эффективных функционирующих и надежных субъектов. Чтобы потребитель (клиент) мог чувствовать заботу о себе и надежность качества товара (услуги).
Монополия представляет собой исключительное право на осуществление вида деятельности из ведущих отраслей. К этому исключительному праву относится производство, промысел, применение или создание участков нефтеперерабатывающего характера либо любого другого, имеющего социальную значимость, использование отдельных объектов, продуктов только тем определенным лицом (группой лиц с юридическим статусом), которого утвердило государство. Либо монополистом может выступать само государство, для этого ему не нужно никаких разрешений, достаточно принятия соответствующих законодательных актов.
Бывают такие ситуации, когда монопольное право непосредственно не предоставляется, но появляется достаточно естественно или определяется и фиксируется экономическими субъектами в ситуации «захвата» ведущего рыночного положения.
Выделяют три вида монополии. Перечислим их:
1. монополия закрытая, которая имеет юридическую защиту от любой конкуренции и каких-либо ограничений. Преимущественно это государственная монополия;
2. монополия естественная. Ее значимость – без подобной монополии невозможно достичь результативного использования каких-либо ресурсов, в т. ч. природных;
3. монополия открытая или чистая. В этом случае одна организация по причине существующих обстоятельств является единственным производителем товаров, услуг ,а также их и поставщиком.
Таким образом, естественная монополия – это один из видов монополий, без которой невозможно достичь эффективного использования природных и иных ресурсов. [6]
Имелось и четкое определение термину «естественные моно-полии», приведенные в Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов и объектов естественных монополий, заключенному 09.12.2010 г. (время московское).
Вывод - «состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу разных и технологических особенностей производства и реализации и предоставления отдельного вида услуги».
Правда стоит отметить, что данное Соглашение прекратило действие, когда 29 мая 2014 года вступил в действо Договор о Евразийском эконом. союз, подписан сторонами в Астане. [7] Но сама суть этого определения не поменялась ни на слово и осталась в неизменном виде в самом Договоре. Точнее, в приложении №20 к нему самому – «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов и разных объектов моно-полий».
Это было разработано по причинам: разработка правовых основ для применения одинаковых правил регулирования работы субъектов экономики естественных монополий стран-членов в областях (см. таблицу 1.1 и таблицу 1.2), представленных в приложении №1 и приложении № 2 к этому Протоколу. [8]
Таблица 1.1 - Сферы естественных монополий в государствах-членах
№ п/п Беларусь Казахстан Российская Федерация Армения Кыргыстан
1. Транспортировка нефти и нефте-продуктов по магистраль трубо-проводам Услуги по транспортировке нефти и (или) нефте-продуктов по магистраль трубо-проводам Транспортировка нефти и нефте-продуктов по магистраль трубо-проводам Транспортировка нефти и нефте-продуктов по магистральтрубо-проводам
2. Передача и распределение электроэнергии Благодеяния по передаче и (или) распределению электро энергии Благодеяния по передаче электро энергии Благодеяния по передаче электро энергии Передача и распределение электро энергии
Продолжение таблицы 1.1
№ п/п Беларусь Казахстан Российская Федерация Армения Кыргыстан
3. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электро энергии; Услуги по оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике Услуги оператора электроэнергетической системы Услуги по оперативному-диспетчерскому управлению нац. энергосистемы
услуги по организации балансирования производства - потребления электрической энергии;
услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки (с 01.012016)
4. Усл, оказываемые коммуникациями ж/дорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, ж/дорожные перевозки Усл магистральных ж/дорожных сетей Железнодор перевозки Усл по обеспечению пользования инфраструктурой жел дорог Жел/д пере-возки
Источник: Приложение № 1 к Протоколу, 29.052014 год.
Из табличных данных следует, что все страны едины в своем мнении контролировать естественные монополии в первую очередь в сферах электроэнергии и железнодорожных узлов.
Что касается транспортировки газа по трубо-проводам, то страны едины в своем мнении также. Это прослеживается из табличных данных ниже.
Таблица 1.2 – Сферы влияния естественных моно-полий в станах-входящих
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Газпром
3. https://finance.rambler.ru/business/47883647-sila-sibiri-2-zastavit-evropu-igrat-po-pravilam-gazproma/
4. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/potoki-gazproma-nastoiashchie-i-budushchie
5. https://lenta.ru/news/2022/03/01/bankro/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
6. Артемьев Е.В., Пузиков А.С., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях». - Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе, г. Астана, 29 мая 2014 г.
8. Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, приложение № 20 к Договору о Евразийском экономическом союзе, г. Астана, 29 мая 2014 г.
9. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, Т.Г. Даурова, «Законодательство и экономика», № 12, декабрь 2006 г.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
11. Доклад ФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным (утв. Федеральной антимонопольной службой), 20.09.2017.
12. https://www.gazprom.ru/about/
13. История развития газовой промышленности страны: http://www.studfiles.ru/preview/2474131/page:5/.
14. Кричевский Н. «Чудеса эффективности» Газпрома: http://www.mk.ru/social/2016/05/11/chudesa-effektivnosti-gazproma.html.
15. Милов В. Топ-менеджмент госкомпаний: за что им платят: http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/02/17/1490998.html.
16. https://www.gazprom.ru/f/posts/57/982072/gazprom-annual-report-2020-ru.pdf
17. https://www.forbes.ru/biznes/454637-gazprom-zaklucil-dogovor-o-postavkah-v-kitaj-gaza-s-dal-nego-vostoka
18. https://fas.gov.ru/documents/b-n-7a897f93-87da-4a22-86b7-fb4d8c97cbe5
19. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59e5de409a79479105456b18
20. Постановление Федеральной энергетической комиссии России от 03.04.2002 №19/13 «Об участии ФЭК России в учреждении Международного Российско Института проблем регулирования естественных монополий и ресурсосбережения (МРАИ ПРЕМиР) совместно с ИПК Госслужбы РАГС при Президенте Российской Федерации».
21. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования (М.М. Алиханов, С.Р. Баисова, журнал «Вестник Алтайской академии экономики и права», № 1 (часть 2), январь 2019 г.
22. Чукалова С.Н. Государственное регулирование естественных монополий (административно-правовой аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
23. Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: монография. «Юстицинформ», 2017 г.
24. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. № 1.
25. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. № 1.
26. Марасанов Н.Н. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
27. Метелева Ю.А. Указ. соч.
28. Теплов А.С. Правовое регулирование естественных монополий на железнодорожном транспорте в период структурной реформы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
29. Маврин С.П. Указ. соч.
30. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. 2015. № 2.
31. Князева И.В. Антимонопольное регулирование экономического поведения субъектов на рынках газа: тенденции и практика правоприменения // Современная конкуренция. 2015. № 4.
32. Материалы внутриведомственной статистики ФАС России за 2006-2014 гг.
33. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (Книги 1-111). М., 1993.
34. Естественная монополия: https://businessman.ru/new-estestvennaya-monopoliya.html.
35. http://samlib.ru/k/kars_t_i/tk_gazprom.html