Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена.
В этом смысле избранная нами тема, - «Эволюция живописной манеры Рембрандта», - является удачной и условно представляет собой место, где два из наиболее глубинных кругов представлений европейца о себе самом встречаются. Само торжество жизни и спокойствия, праздника и тишины.
Избранная тема позволит одновременно обратится к наследию греко-античной культуры и рассмотреть каким образом преломляются в нем иудео-христианские представления о человеке.
Соответственно, мы ограничим проблематику вопроса хронологическими рамками Голландия XVII века – эпохи, воскрешающей наследие греко-античной культуры, не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: «Дать анализ эволюции живописной манеры Рембрандта.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1.Определить духовное значение, суть и символизм живописной манеры Рембрандта.
2.Определить основные категории представлений человека о себе самом в Голландии XVII века.
3. Рассмотреть, как живописная манера Рембрандта эволюционирует в художественном творчестве живописца эпохи.
Такие авторы, как Борисов О.С., Быстрова А.Н., Свечникова Н.О., Макарова А.Н., Маркова А.Н., Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г., Шаповалов В.Ф. и другие, работавшие над учебной литературой в области культурологии, философии и психологии дали нам общее представление об интересующей нас теме.
Нельзя говорить о каком бы то ни было сознательном исследовании ими вопроса, так как учебная направленность их трудов предполагает скорее общий взгляд, чем глубокое погружение, но в данном случае этот общий взгляд на эпоху, особенности ментальности ее представителей, отражение ее в искусстве как раз и представлял ценность для курсового исследования.
Проблематика данных работ касается, прежде всего, антропологии, то есть изучения не столько самой эпохи, сколько места человека в ней, что является подходящим и удобным для концепции работы художника.
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: искусствоведческий, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры голландской живописи, сравнительный – сравнения культуры эпохи Возрождения с Античностью и Средневековьем.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах по истории искусств. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам исследования эволюции живописной манеры Рембрандта.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности голландской живописи
1.1. Голландия XVII века – центр европейской культуры. Новаторский характер искусства этого периода
Золотой век Голландии — один из лучших примеров независимости, порождающей культурную гордость. В течение 17-го века, движимая новой свободой от испанского католического правления, Голландская республика пережила всплеск экономического и культурного положения. Приток торговли стимулировал коммерцию, что привело к росту большого среднего и купеческого класса на рынке для распространения искусства, возникшего в ответ на растущее прославление голландской жизни и самобытности. Живопись расцвела, когда художники сосредоточились на повседневных сценах обычной жизни, выраженных в растущем количестве жанровых работ, что свидетельствует о процветающем творческом периоде.
На голландскую живопись Золотого века повлиял ряд художественных влияний, в том числе пейзажи и деревенские сцены Питера Брейгеля Старшего, работы анонимного «Мастера малых пейзажей» и художников Североевропейского Возрождения (таких как Ян ван Эйк). , Альбрехт Дюрер, Иероним Босх и утрехтский караваджизм). Однако в первую очередь это было отражением культурного, экономического и научного господства голландского Золотого века той эпохи.[5]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова А. Понятная живопись: «Зримый образ и скрытый смысл» в ГМИИ имени А. С. Пушкина // Культура. 2004. № 8 (7416). С. 10.
2. Виппер Б. Р.Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 384 с.
3. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670). – М. : Искусство , 1962 . – 519 с
4. Верижникова Т. Ф. Малые голландцы: портрет, пейзаж, жанровая живопись, натюрморт: [альбом].— СПб: Аврора, 2004.— 256с.
5. Григорьев Р. Г. Рембрандт - гравер / Гос. Эрмитаж; [авт. текста Р.Г. Григорьев]. - Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – 47 с.
6. Даниэль С. М. Рембрандт: [альбом] / Сергей Даниэль СПБ : Аврора, 2002.- 158 с.
7. Декарг П. Рембрандт / Поль Декарг; [науч. ред. И предисл. засл. деят. науки Рос. Федерации А.П. Левандовского]. - М.: Мол. Гвардия: Палимпсест, 2000. - 293 с.
8. Джованни Белорри. Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов, Рим, 1672.
9. Западно-европейская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. Е. Г. Мещериной] Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 197 с.
10. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М.: Наука, 1997. — 233 с.
11. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства : [В 2 т.] / В.В. Кандинский ; [Редкол. и сост.: Н.Б.Автономова (отв. ред.) и др. ; Публ., коммент. И пер.: Н.Б. Автономова и др.]. - М. : Гилея, 2001.- Т.2.- С.64.
12. Медкова Е. Особенности художественного языка //Искусство.- 2005.- №18.- С.6.
13. Никифорова Л. В. Голландская живопись XVII века как визуальная проповедь // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 115–129.
14. Нувен Г. Возвращение блудного сына / Генри Нувен; [пер. с англ. О. Корнеев, Э. Янзина]. - М. : Библейс.-Богослов. ин-т св. ап. Андрея, 2002. - 169 с
15. Портрет в западноевропейской живописи : [альбом] / [текст и сост. М. Ю. Торопыгиной] ; ОЛМА МЕДИАГРУПП М : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.- 95 с.
16. Рембрандт и золотой век голландской живописи [Электронный ресурс]: [всего более 1500 репродукций более 50 художников] Москва : Директмедиа Паблишинг, 2007.- (DVD-ROM)
17. Рембрандт. Евангельские сюжеты: избр. офорты : Собр. отд. гравюры и рис. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина. Фонд "Рус. культуры инициатива"; [Н. Маркова ] М. : Константа, 2000.- 8 л.
18. Рембрандт: [книга-альбом / авт. текста и сост. Нина Викторовна Геташвили]. – Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2005. – 127 с.
19. Рембрандт: время и окружение : Голландия XVII века в зеркале офорта : кат. выст. грав. из част. собр. / [введ.- Сергей Старолдубцев]. - М. : Макцентр, 2002. – 96 с.
20. Роден О. Беседы об искусстве / Огюст Роден ; [пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой]. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. – С.112.
21. Соколова И. А. Рембрандт. Афина Паллада: из собр. Музея Г. Гюльбенкяна / И. А. Соколова.- Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005.- 19 с.
22. Уоллэйс Р. Мир Рембрандта : 1606-1669 / Роберт Уоллэйс; [пер. с англ. Л. Каневского]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. - 189с.
23. Федотова Е. Д. Рембрандт: [жизнь и творчество / авт. текста Елена Федотова]. - Москва : Белый город, 2005. - 47 с.
24. Фромантен Э . Старые мастера : [Пер. с фр. / Э . Фромантен , Вступ.ст.и коммент.В.С.Турчина, с.5-36. - М. : Изобразит. искусство, 1996. – С. 97.
25. Шварц Г. Ночной дозор: [о картине Рембранта] /Гари Шварц; [пер.: Вавил, Утрехт]. - Амстердам : Гос. музей; Зволле : Ваандерс, 2003. - 48 с.