Фрагмент для ознакомления
2
В отечественной конфликтологии данные методы в настоящее время используются зачастую в социологических исследованиях конфликтов либо, в процессе анализа психотерапевтической практики.
Даже с учетом возможности реального наблюдения за непосредственными конфликтами, специалист может оказаться не в полной мере к подготовленным к исследованию данного явление. В настоящее время психологическая наука испытывает дефицит методов и конкретных приемов анализа непосредственного межличностного взаимодействия.
Здесь следует вспомнить широко известную схему Бейлса, которая направлена на фиксацию элементов вербального поведения (и конфронтационного в том числе). Данная схема является достаточно универсальной, но недостаточно продуктивной, для описания взаимодействия участников конфликта. Например, можно проанализировать с помощью вышеупомянутой схемы кульминационный диалог Войницкого и профессора Серебрякова в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». В данном диалоге Серебряков выступает с предложением продать имение, в котором проживает дядя Ваня. Результат анализа их отдельных реплик в категориях Бейлса сводится к тому, что Серебряков зачастую «высказывает мнение», «объясняет», «спрашивает о чужом мнении», «просит указаний о возможных путях действий» и т. д., а дядя Ваня, в свою очередь, «проявляет напряженность, раздражение», «проявляет антагонизм», «не соглашается, саботи¬рует», «защищает и утверждает себя», но это абсолютно не отражает суть происходящего между персонажами конфликта [2, с. 278].
Наряду с экспериментальными методами исследования конфликтных ситуаций можно упомянуть также методы описания и анализа конкретных случаев, интервью, экспертизы. Данные методы также широко используются в конфликтологии.
Наибольшее распространение в изучении конфликтов получили, как уже говорилось выше, опросные методы. По отношению к разнообразным задачам или ситуациям исследователи разрабатывают план интервью, анкеты и т.д. Что касается стандартных опросников, то, наиболее распространенными являются опросники на изучение семейных конфликтов [5, с. 50].
Можно вспомнить большое количество опросных методик, которые применяются для исследования конфликтных ситуаций в разнообразных сферах. Это и сфера семейных конфликтов, и межличностных конфликтов, педагогических конфликтов, конфликты в плоскости взаимодействия руководителя и сотрудников.
Таким образом, опросные методики намного проще в самой организации и проведении. Можно сделать вывод о том, что сейчас исследователи зачастую используют методы опроса, так как результаты, полученные в ходе экспериментальных исследований, часто критикуются и считаются в меньшей степени релевантными, однако, все же несмотря на данные недостатки, опросные методы вносят неоспоримый вклад в исследование конфликта.
3. Стандартизированные психологические опросники в конфликтологии
В процессе изучение конфликтов необходимо рассматривать их в качестве сложно организованных объектов, состоящих из иерархически связанных подсистем и входящих, в свою очередь, в подсистемы более высокого уровня. Необходимо изучить все многообразие элементов, которые входят в структуру конфликта, связаны между собой, а также взаимоотношения конфликта с его внешними явлениями.
В рамках современной конфликтологии не разработано своего собственного инструментария, но используются методы и методики, применяемые в других научных отраслях [4, с. 15].
Достаточно часто исследователи и практические психологи в процессе исследования конфликтных ситуаций применяют следующие методики:
- методика Т. Лири изучает особенности взаимоотношений в малой группе и дает исследователю возможность выявить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
- методика Баса-Дарки ставит своей целью выявление индивидуальных проявлений уровня агрессивности, которая рассматривается как комплексный феномен разнообразных форм агрессивных и враждебных реакций, куда входят физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность, обида и т.п. Совокупность данных особенностей позволяет определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности;
- сортировка – методика, авторами которой являются X. Заленом и Д. Шток. Данная методика направлена на выявление у членов группы ряда тенденций межличностного общения: зависимость - независимость, общительность - необщительность, стремление к борьбе - избегание борьбы. В рамках данной методики конфликтная личность характеризуется высоким показателем тенденции к борьбе, что является отражением стремления к получению более высокого статуса межличностных отношениях [8, с. 133].
А.И. Шипилов разработал методику, с помощью которой можно определить уровень внутриличностной конфликтности. Основной ее является понимание сути внутриличностного конфликта и его форм.
Автором было выделено шесть типов внутриличностного конфликта:
- мотивационный ( «хочу» и «хочу»),
- нравственный ( «хочу» и «надо»),
- ролевой («надо» и «надо»),
- адаптационный ( «надо» и «могу»),
- конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»)
- неадекватная самооценка ( «могу» и «могу») [18, с. 134].
С помощью данной методики можно определить степень внутриличностной конфликтности испытуемого; наиболее переживаемые формы внутриличностных конфликтов; выявить актуальные сферы внутриличностной конфликтности [8, с. 137].
Существует множество методик для исследования семейных конфликтов, одна из них – это «Межличностный семейный конфликт» В.П. Левковича и О.Э. Зуськовой. Опросник состоит из 168 утверждений, которые испытуемые должны оценить по определенной пятибалльной шкале. Содержание утверждений отражает следующие сферы супружеской жизни: семейные роли, потребность в общении, познавательные потребности, материальные потребности, потребности в защите Я-концепции, культура общения, взаимная информированность, уровень моральной мотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения, субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. Каждый из супругов заполняет анкету самостоятельно, не совещаясь. Они оценивают согласие или несогласие с данными утверждениями. В основе семейного конфликта лежит рассогласование между представлениями супругов друг о друге [10, с. 44].
Еще одним опросником для супругов является «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Алешиной, Л.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М: ЮНИТИ, 2010. – 320 с.
2. Богданов, Е. Н Психология личности в конфликте: учебное пособие. 2-е изд./Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 540 с.
3. Горянина, В.А. Психология общения : учебное пособие / В.А. Горянина. – 3-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2012. - 180 с.
4. Гришина, Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: автореферат дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Наталия Владимировна. Гришина. - Спб, 2010. – 28 с.
5. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению./Н.В. Гришина // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). – 2011. – Вып. 10. – С. 48-59.
6. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе./Н.В. Гришина// - М.: Академия, 2013. – 226 с.
7. Гуня, А. Конфликты и развитие: введение в методологию и методы изучения: учебное пособие для студентов гуманитарных направлений университетов / А.Н. Гуня, М. Дакснер, Я. Кёлер, Т. З. Тенов, А. М. Чеченов, М. З. Шогенов. – Берлин–Нальчик–Ош, 2013. – 172 с.
8. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. – М: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336 c.
9. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
10. Кайдалов, Д.П. Единоначалие и коллегиальность/ Д.П. Кайдалов, Е.И.Суименко -М.: Юнити, 2009. – 280 с.
11. Козер, Л. Функции социального конфликта/Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. – 130 с.
12. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2010. – 271с.
13. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру/Ч. Ликсон – СПб.: Питер, 2010 – 280 с.
14. Линчевский, Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах/Э.Э. Линчевский. – СПб.: Речь, 2012. – 540 с.
15. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
16. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/У. Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
17. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А. Петровской.-М.: МГУ, 2011. – 311 с.
18. Самыгин, С.И. Психология управления: учебное пособие/С.И. Самыгин, Л. Д.Столяренко– Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 270 с.
19. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2011. – 191 с.
20. Финькевич, Л.В. Конфликтология. учебно-методическое пособие/Л.В. Финькевич. – Мн: БГПУ, 2012. –32 с.
21. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.