Фрагмент для ознакомления
2
ВВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает значение деятельности учреждений культуры, внедрения в их практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогиче-ским содержанием, способным оказывать влияние на эстетическое воспита-ние современных детей.
Сегодня дети и подростки находятся в центре внимания во многих аспектах, образование, молодежная культура, молодежная политика, спорт, наука, субкультуры, но очень часто забывается, что помимо всего этого де-тям и подросткам необходимо прививать культуру поведения и творческое развитие. Не зависимо от того, каких успехов добьется человек в жизни, ему необходимо быть культурным. Дети и подростки - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно они уже через несколько лет превратятся в основную часть нашего общества - займут места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Стоит отметить, что сейчас уровень культуры детей и подростков достаточно высок, и нам нужно продолжать заботиться о будущем нашей страны.
В образовательной системе Российской Федерации по обучению и воспитанию подрастающего поколения большое значение имеет деятель-ность учреждений культуры, осуществляющих музыкальное, художественное и хореографическое образование на территории всей страны. Образования в учреждениях культуры направлено на развитие творческого потенциала обучающихся. Любое приобщение детей к искусству пробуждает в них индивидуальность. В исследованиях современных ученых отмечается ориентация детей и подростков на пассивные виды досуговой деятельности,
популярность досуговых форм потребительского характера, который сосед-ствует с проявлениями девиации и деликвентности. Старые традиции исчезли, новые не появились, образовался опасный «досуговый вакуум».
Сегодня в представлении большинства детей и подростков культура рассматривается как способ проведения досуга, к сожалению, далеко не все-гда содержательного и культурноформирующего.
Потребление навязанной культуры поведения вместо настоящего культурного продукта ведет к отторжению подлинного искусства. Приобщение к лучшим образцам отечественной и мировой культуры - это душевный труд, самосовершенствование. В этой связи в современных исследованиях отмечена проблема сохранения, развития досуговых учреждений - государственных, ведомственных, прочих, привлечения к занятиям в них молодежи актуальна.
Проблема недостаточного внимания к поведенческой характеристики детей и подростков, учреждениями культуры, существует, но мы видим, что эти вопросы затрагиваются, разрабатываются пути изменения сложившейся ситуации.
Объект исследования - процесс воспитания детей и подростков.
Предмет исследования - воспитание детей и подростков в условиях учреждения культуры.
Цель исследования - изучить проблемы формирования гражданской культуры подрастающего поколения средствами КДД.
Задачи исследования:
- дать характеристику деятельности учреждения культуры с детьми и подростками.
- рассмотреть сущность процесса воспитания детей и подростков в учреждении культуры.
- описать опыт практической деятельности культурно-досугового центра «Бусинка» Урал .
- разработать рекомендации для родителей при выборе учреждения культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Характеристика деятельности учреждения культуры с детьми и подростками
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую акту-альность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга насе-ления. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно- досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирова-ние мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.
Первое значение слова досуг - «то, что можно достать, досягнуть ру-кой» . Второе значение - «то, что достигнуто». И, наконец, третье значение
- «достижение, способность, возможность, умение, ловкость, ма-стерство».
Изначально досуг рассматривался как цель и способ удовлетворении разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют образования, надстраи-вающиеся над основными видами деятельности, считающимися первосте-пенными, то есть базисными. При этом не исключено, что на определенных этапах истории какие-то виды деятельности могут стать базисными. Об этом свидетельствует, например, переход от ценностей средневековой культуры к ценностям культуры нового времени, когда появились различные виды интеллектуальной и художественной деятельности, не являющиеся таковыми на ранних этапах истории.
Если рассматривать досуг и культуру с позиций жизни общества, то они важны для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.
Конечно, ни в одном обществе функциональные виды деятельности не сводились к экономически целесообразным, требующим прежде всего затрат физической энергии и немедленного результата. Поскольку общество не может быть целостным, стабильным без праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их.
В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровождением. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.
Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговой дея-тельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, определению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения культуры или че-ловек, занимающийся домашним досугом представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, то культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета культурно-досуговой деятельности необходимо исходить из способа производственной социально преобразующей деятельности людей, из воздействий социальных условий на сознание и поведение личности.
Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность - универсальное решение [Текст] / А.Н. Алиева // Управление персоналом. - 2020. - №6. - С. 16-19.
2. Блюм М.А. Воспитание культурой : учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019.
- 144 с.
3. Бражников М.А. Культурология: учеб. пособие / М.А. Бражни-ков. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2019. - 177 с.
4. Быков В.А. Управление воспитанием [Текст]: Учеб. пособие. / В.А. Быков - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 242 с.
5. Воронина Е.В. Культурология как неотъемлемая составляющая успешной работы компании / Е.В. Воронина. В книге: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ монография. Пенза, 2019. С. 146-156.
6. Вумек Джеймс П. Роль учреждения культуры в воспитании / Ву-мек Д.П., Джонс Д. - М.:Альпина Пабл., 2018. - 262 с
7. Гузиева Е.В. Культура и ее роль в нашей жизни / Е.В. Гузиева, И.А. Павленко, А.В. Никитина. Экономика устойчивого развития. 2019. № 2 (26). С. 93-95.
8. Драганчук Л.С. Поведение учеников : учеб. пособие / Л.С. Дра-ганчук. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 192 с.
9. Дубровин И.А. Поведение воспитанников / И.А. Дубровин, - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 310 с.
10. Ефремова М.В. Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «культурология» / М.В. Ефремова, О.В. Чкалова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018.№ 2. С. 17-24.