Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Выносливость, ее виды и показатели
Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем, при этом существенную роль играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени; это способность человека проявить индивидуальные свойства, позволяющие ему противостоять утомлению в процессе длительной механической работы.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, комᴨенсированного утомления и декомᴨенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением первых признаков усталости, свидетельствующих о начале развития утомления. Вторая фаза характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной мощности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением биохимической структуры двигательного действия (например, уменьшением длинны и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения. Продолжительность работы без снижения мощности - суммарное время работы в первых двух фазах - будет характеризовать лишь одну из способностей, выражающую качество выносливости, а суммарное время работы во всех трех фазах отражает уровень физической работоспособности в данной зоне мощности.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод. Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции, например, 10000м.
В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100% спортивный результат. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе. Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости. Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена “терпеть”, т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий. Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту. Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения. В беге на средние дистанции специальная выносливость (её в этом случае также называют скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции. Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности.
В спорте под словом “выносливость” подразумевается способность выполнять интенсивную мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Кому-то они достаются легко, кому-то с напряжением, так как все зависит от индивидуальной устойчивости человека к кислородной недостаточности. Кислородная недостаточность возникает при значительной физической нагрузке. Не успевая получить из атмосферного воздуха необходимый кислород, организм спортсмена вырабатывает энергию за счет анаэробных реакций, при этом образуется молочная кислота. Для восстановления нарушенного равновесия и используется получаемый после финиша “кислородный долг”. Ученые установили, что, чем выше кислородный долг после предельной работы, тем он обладает большими возможностями работать в бескислородных условиях.
Показатели выносливости
О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:
1. Внешних (поведенческих), которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления.
2. Внутренних (функциональных), которые отражают определенные изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнение данной деятельности.
Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях:
• пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12 –минутном тесте Купера);
• минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег 5000 м, плавание 1500 м);
• наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, без с заданной скоростью 6.0 м/с);
В силовых упражнениях выносливость характеризуется:
• числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);
• предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату 5 м, при 6-разовом подтягивании и т.п.);
• наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 сек и т.п.)
При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.
Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах человека в условиях утомления.
Выносливость зависит от уровня развития у человека других физических способностей. В связи с этим предлагают использовать два типа показателей:
1. – без учета уровня развития силовых, скоростных и координационных способностей.
2. – с учетом развития силовых, скоростных и координационных способностей.
Если, к примеру, всем занимающимся предлагают пробежать одну и ту же дистанцию, то результаты в беге будут характеризовать абсолютные показатели выносливости. При этом нередко одинаковые результаты у разных людей не свидетельствуют об их равной выносливости, так как не учитываются уровни развития других физических способностей, от которых зависит ее проявление.
Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов:
• наличия энергетических ресурсов в организме человека;
• уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной и др.);
• быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем;
• устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови и др.);
• экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма;
• подготовленности опорно-двигательного аппарата;
• совершенства технико-тактического мастерства;
• личностно-психологических особенностей (интереса к работе, свойств темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как: целеустремленность, упорство, настойчивость, выдержка, терпеливость и т.п.).
Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.
1.2. Физиологические особенности, влияющие на развитие выносливости у детей младшего школьного возраста
При работе с детьми младшего школьного возраста педагог должен быть проинформирован и хорошо обучен знаниям анатомии, физиологии, и психологии детей с возрастом, которого он работает. Не знание основ этих отраслей может привести к ошибкам в методике и теории физического воспитания, ведь следствием может оказаться перегруз детей работой, что приводит нарушению их здоровья. На изменение строения и функциональное состояние организма молодых спортсменов оказывает влияние не только спорт, физические нагрузки, но и возрастные особенности.
К примеру, в баскетболе происходят перепады интенсивности игры, нагрузка может быть максимальная, а может быть умеренная, а иногда и прекращение активной мышечной деятельности. От этого баскетбол относят к неординарному ситуационному физическому упражнению.
Младший школьный возраст совпадает с этапом обучения в начальной школе, то есть пределы с 6-7 до 9-11 лет. Данный период характеризуется дальнейшим физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает регулярное обучение в школе. Учеными доказано, что у мальчиков 7-летнего возраста идет отставание от девочек примерно на 2 года, то есть медленнее созревает система организма и развивается высшая нервная деятельность. Этот возраст характерен обладанием заметной силы, подвижности, уравновешенности, а условные рефлексы достаточно стабильны в основных нервных процессах возбуждения и торможения. [6]
Стремительнее происходят угасания условных рефлексов, а надежность выработки дифференцировок возрастает в сравнении с детьми 5-7 лет. Частое происхождение с трудом в образовании тонких дифференцировок, следовых и запаздывающих условных рефлексов и в формировании сложных систем временных связей. Заметен скачок в улучшении речевой функции и сенсорных систем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.
2. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - Москва: Советский спорт, 2015. - 312 c.
3. Брет, Контрерас Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса. Иллюстрированное пособие по развитию силы, выносливости и координации движений / Контрерас Брет. - М.: Попурри, 2017. - 295 c.
4. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2015. - 172 c.
5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Просвещение, 2004. – 56 с.
6. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Москва: Академия, 2015. - 320 c.
7. Горб, В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] / В. Г. Горб. – М.: Педиатрия, 2002. – 145 с.
8. Грецов, Г.В.Войнова, С.Е. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: Учебник / Г.В.ВойноваС.Е. Грецов и др. - М.: Academia, 2018. - 158 c.
9. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие [Текст] /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2014. -138 с.
10. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
11. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.– М.: Академия, 2005. – 272 с.
12. Жилкин, А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
13. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
14. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 c.
15. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст] / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 205с. 16. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 35 с.
16. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
17. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
18. Коц Я. Споривная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц - Москва: Физкультура и спорт,2014 - 30с.
19. Коца, Я.М. Спортивная физиология: учеб. пособ. [Текст] / Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 240 с.
20. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
21. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
22. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография [Текст] / В. П. Лукьяненко. – М.: Сов. спорт, 2008. – 168 с.
23. Литвинов, Е. Н. Как стать сильным и выносливым / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 184 c.
24. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 c.
25. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - РнД: Феникс, 2018. - 572 c.
26. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
27. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учеб. метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Олимп-СПб, 2010. – 120 с.
28. Педагогика физической культуры и спорта. - Москва: Academia, 2017. - 336 c.
29. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 166 c.
30. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: Учебник / Под ред. Торочкова Т.Ю.. - М.: Academia, 2019. - 192 c.