Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди актуальных проблем в сфере образования особое значение имеет поддержание психического и физического благополучия подростков. В связи с этим разрабатываются различные приемы для обеспечения комфортного психического состояния подростков, способствующего их успешной реализации в учебной и профессиональной деятельности. Среди основных проблемных аспектов в этом направлении можно выделить то, что педагоги в школе активно занимаются обучением и воспитанием детей подростков, а дома очень часто бывает так, что родители не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых. Поэтому, для эффективного развития личности ребенка очень важна совместная работа школы и семьи, интересно организованная внеурочная деятельность.
В связи с современными социально-экономическими условиями на сегодняшний день остро стоит вопрос о самоопределении подростков в профессиональной области. Профессиональная область в жизни любого человека занимает очень важное место, т.к. именно она определяет процесс его самореализации и позволяет осуществить реализацию социальных потребностей.
Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Современная музейная педагогика является фактором формирования социального опыта учащихся: искусство обогащает жизненный опыт и музей способствует развитию этого опыта и умений у обучаемых.
Область развития музейной педагогики переходит в образовательные учреждения, где разрабатываются образовательные программы на основе деятельности музея. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как направление развития системы дополнительного образования, раскрывая новые функции музейного педагога в функциональной совокупности школа-музей-вуз.
Объект курсовой работы – музейно-педагогические программы.
Предмет – изучение существующих музейно-педагогические программ как ресурса стимулирования познавательного интереса подростков к объектам научно-технического наследия.
Цель курсовой работы – проанализировать процесс формирования мотивации к обучению средствами музейной педагогики в музеях Санкт-Петербурга.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть способы мотивации познавательного интереса подростковой аудитории;
- выделить роль музейной педагогики в решении образовательных задач;
- проанализировать музейно-педагогические программы для подростков в научно-технических музеях;
- определить направления улучшения формирования мотивации к обучению средствами музейной педагогики в музеях Санкт-Петербурга.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- обзорно-аналитический метод;
- анализ и синтез;
- сравнение и обобщение.
Информационная база курсовой работы основана на трудах следующих авторов: Н.Б. Акоева, Е.Г. Ванслова, Е.Л. Водорез, Е.В. Воронова, Л.М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница и др.
Структура работы включила введение, две главы, список использованных источников, который включает 28 источников, заключение и три приложения. Общих объем курсовой работы составил 49 страниц.
Глава 1. Музейная педагогика в развитии личности подростка
1.1 Способы мотивации познавательного интереса подростковой аудитории
Одной из основных черт подростковой аудитории является реформирование взаимоотношений со взрослыми – они становятся наиболее нестабильными и часто конфликтными. Учащиеся старших классов хотят видеть в родителях одновременно друзей и советчиков, т.к. подростки очень нуждаются в поддержке взрослых. У них формируется особый интерес к процессу общения со взрослым, в связи с тем, что отдельные вопросы они в принципе не могут обсуждать с ровесниками, в следствии отсутствия опыта у них.
Подростковый период длится с 11-16 до 17-18 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития .
Следует отметить преобладание следующих направлений общения со взрослыми: определение в выборе профессии, перспективы в жизни, взаимоотношения с социумом, хобби, вопросы морали. При этом, разделяются вопросы, которые обсуждаются с мамой или отцом – в связи с их компетенцией.
Взаимоотношение с педагогами становятся более усложненными и дифференцированными. В виде идеального педагога на первое место выделяются его индивидуальные человеческие черты – способность понять, открытость. На втором месте находятся профессиональная компетентность, на третьем – умение справедливо руководить и организовывать. Таким образом, у подростков взаимоотношения педагога и учащихся выстраиваются только на базе взаимопонимания и взаимного уважения.
Общение с ровесниками очень значимо в этот период. Оно несет совершенно отличные функции, от общения со взрослыми. Общение со сверстниками происходит на уровне своеобразной исповеди. Взаимоотношения разделяются на дружеские и приятельские. Подростковая дружба исполняет функцию психотерапии, поддержки, взаимного уважения. В данный период повышается избирательность, в этой связи, уменьшается число друзей.
В основе стремления к дружбе находится потребность в самораскрытии, принятии ближнего и себя им. Содержанием этого общения является реальная жизнь: сложности совместной учебной работы, общественная деятельность, совместный досуг, развлекательные и спортивные мероприятия. При этом, для подросткового возраста свойственна идеализация друзей и непосредственно дружбы. Подростковая дружба, как правило очень эмоциональна. При анализе отличий дружбы взрослой и подростковой следует учитывать 3 нюанса: у взрослых непосредственно завершено образование сознания; наиболее расширен и дифференцирован круг общения и работы; образуются новейшие личные предпочтения . У подростков функция самосознания пребывает на первом месте, что часто проявляется в подростковом эгоцентризме. Именно в этой связи появляется потребность в психологическом отражении, близком общении, тогда как у взрослых процесс общения имеет наиболее предметную направленность. В подростковом возрасте дружба находится на первом месте, т.к. у Подростков еще нет собственной семьи, самовыражения в профессии.
Кроме того, именно в подростковом возрасте, чаще всего возникает чувство влюблённости. Влюбленность часто становится ответной реакцией на внутреннюю потребность в любви, стать взрослым. Подростковая мечта о любовных чувствах передает стремление к эмоциональному взаимодействию, пониманию, душевной близости.
Для подростков личные переживания порой являются более важными, чем объект самой любви. Влюбленность порой напоминает эпидемию, сквозь подражание, ориентир на поведение ровесников – общение с девушкой, или парнем, которые пользуются популярностью в школе – это ресурс для самоутверждения у сверстников. При этом, подростки-мальчики явнее, чем девочки, разделяют любовь и дружбу.
Поведение подростков относительно противоположного пола сильно зависит от их представления о том, какой должен быть любимый человек. Девочки-подростки, как правило чувствуют себя в процессе общения с мальчиками, более уверенными и свободными. Подростков наиболее всего интересует нормативная, традиционная сторона взаимных отношений с представителями противоположного пола, т.к. они впервые с встречаются с этим процессом. Нередко психо-сексуальные проблемы являются причиною подросткового одиночества и закрытости в себе .
Следует особо отметить то, что подготовка подростков к браку и семейной жизни – одна из основных задач взрослых. Подростки должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака физиологии. Школа совместно со взрослыми должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств.
Основное в развитии личности подростка – это открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения – выбирает из вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами подростков. Для подростка характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в предыдущем возрастном периоде самооценка определялась внешними показателями достижений, то в подростковом возрасте появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей растет уровень самопознания, возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личного самоопределения. Однако, вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении, потребность сопоставить себя с образом типичного ровесника Осознание своей уникальности предшествует пониманию глубокой связи с другими людьми.
Подросток, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: «Для чего я живу?»; «В чем смысл жизни?», расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Моральное сознание подростка содержит множество внутренних противоречий – юношеский максимализм, категоричность оценок, идет сложный процесс поиска символа веры, с помощью которого человек объединяет правила собственного поведения. Подростки стремятся не только оценить моральную сторону своего внутреннего мира, но и сознательно саморазвиваться .
Успешное самоопределение предполагает специальный период, когда подростки получают возможность присмотреться к различных социальных ролей, не отдавая предпочтение ни одной из них – это период проб и ошибок. Желание получить новый опыт часто сочетается со страхом перед жизнью. Весомые трудности подростковой рефлексии заключаются в сочетании ближней и дальней временной перспективы.
У подростка возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, и стремление к самореализации приводят к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей Следовательно, значимым новообразованием этого возраста является самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни.
На основании приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что обучение подростков предусматривает радикальную перестройку содержания и методов обучения, максимальный учет индивидуальных особенностей и интересов учеников, что дает простор их собственной умственной и социальной инициативе. Основа умственного развития подростка – это формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
Правильное осознание сути процесса обучения помогает педагогу управлять учебно-воспитательной деятельностью. Мотивы обучения, в свою очередь, определяют вектор развития личности, учащихся их неудачи и успехи в учебной деятельности. В учебной практике на сегодня можно выделить четыре типа достижения успешности: это способности, уровень заданий, уровень усилий и элемент везения .
Достижение успехов представляет из себя стремление человека к достижению положительных результатов в разнообразных видах деятельности, особенно в ситуации, когда итоги его работы сравнивают с достижениями окружающих. Подростковый возраст представляет из себя период закрепления мотивов на достижение успехов в форме устойчивого личностного качества. Именно в период подросткового возраста ведущая деятельность для подростка – учебная. В учебной деятельности формируются многие деловые качества личности, которые отчётливо проявят себя в дальнейшем.
В подростковом возрасте, на основе приобретенного опыта игровой, учебной и трудовой работы формируются основы для формирования мотивации на достижение успеха. У подростка начинает появляться представление о том, что недостаток его способностей может быть компенсирован за счет повышения прилагаемых усилий и наоборот. Соответственно, подростковый возраст можно выделить, как этап формирования и закрепления важных личностных характеристик учащихся, которые являются устойчивыми и определяют успешность в разнообразных видах деятельности.
Потребности в достижении успеха не являются врождёнными, они формируются в период обучения. Подростки, которые имеют явно выраженную потребность к достижению успешности, как правило добиваются в жизни больших результатов, как в личностном развитии, так в профессиональном плане. На успех обучения в школе могут оказать воздействие большое количество факторов. Например, учащиеся с плохим здоровьем, которые получают некачественное питание, озабочены трудностями в семье, с заниженной самооценкой, как правило плохо справляются заданиями. Уровень восприятия, также может оказать существенное воздействие на учебную деятельность. В соответствии с исследованиями Дэвида Макклелланда, первопричины наиболее высоких достижений в учебной деятельности могут быть связаны с ценностями культуры и среды, где они были воспитаны. Так, например, проводя исследования нескольких исторических этапов различных культур, Дэвид Макклелланд приходит к выводу, что мотивация в достижении – это приобретённая культурная ценность .
На сегодня, формирование мотивации в процессе обучения является одной из ведущих проблем в педагогическом процессе. Соответственно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одно из основных требований к итогам учащихся, освоивших основную образовательную программу – это готовность и возможность к саморазвитию, а также сформированная мотивация к познанию и обучению. В соответствии с определением Дэвида Макклелланда, мотивация представляет из себя динамический процесс психологического и физиологического управления личностью, которая определяет ее организованность, активность, направленность и устойчивость.
Большинство школьников, у которых есть мотивация, направленная на избегание неудач, являются интеллектуально пассивными. Они выражают интерес, как правило к наиболее легким и не основным дисциплинам, например, к физической культуре, либо танцам. Подобные учащиеся ориентированы на процесс исполнения частных отдельных действий, и в течение всего периода обучения в школе имеют склонность к облегчённой учебной деятельности, а также к механическому копированию действий педагога и выполнения его указаний.
Интерес к содержанию предмета, как правило связан с его новизной, переменой определённых видов работы, применением наглядных сторон обучения и игровыми методами. К периоду завершения в школе выпускники, которые изначально были мотивированы только на избегание неудач, как правило лишаются мотива достижения успешности и стремления получать хорошие оценки, а мотивация избегания неудач добавляет этому процессу существенную силу. В итоге, у выпускников появляется тревожность, страх, которые возникают в оценочных ситуациях, что придает учебной деятельности негативную эмоциональную окраску.
Важнейшие критерии при формировании мотивации успеха – это применение метода поощрения формирования ситуаций учебной успешности. Учащиеся в школе в достаточно восприимчивы к похвале педагога, они стремятся получить его доверие и расположение. В этой связи, поощрение младших школьников со стороны педагогов, развивает их стремление к достижению наилучших результатов и способствует развитию мотивации достижений.
Выделяют пять уровней учебной мотивации (см. табл.1).
Таблица 1