Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Согласно юридической энциклопедии под термином «государственный строй» понимается понятие, охватывающее отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статуса личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве) .
Зарубежная наука добилась значительных успехов в изучении кастового строя Индии.
В отечественной индологии данная проблема освещена еще недостаточно глубоко.
Поэтому актуальными в этой связи являются историографические работы, позволяющие дать целостную и последовательную картину развития знаний о касте, характеристику вклада различных ученых в разработку кастовой проблемы.
Оценка научных концепций предшественников, а также ввод нового фактологического материала, применение новых методов позволяют учесть некоторые ошибки и недоработки, сделанные ранее.
Это дает возможность по-новому взглянуть на исторические, политические и социальные проблемы Индии предшествующих эпох и современности.
Изучение кастового строя облегчает понимание социально-психологических особенностей индийского общества на разных этапах его становления.
Объектом исследования является российская историография истории Индии.
Предметом является история изучения проблем кастового строя Индии.
Целью исследования является выявление этапов и особенностей формирования отечественной историографии кастового строя Индии.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- определение развития древнеиндийской государственности;
- изучение сведений об устройстве индийского общества,
-рассмотрение Законов Ману.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕИНДИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
1.1. История создания древнеиндийских источников права
Арийцы, которые, вероятно, иммигрировали (с севера), принесли их ? примерно с 1500 г. до н.э. Ведическая культура исчезла, когда она смешалась с местными племенами. Этот переход был очень медленным.
В средневедический период (примерно 1200–900 до н.э.) поселение происходило в Пенджабе и западных долинах Ганга и Ямуны. Ведическая религия, для которой характерны жертвенные ритуалы и гимны богам, пережила свой первый период расцвета .
На этом этапе, например, появились риксамхиты, это песни хвалы богам. Мир богов напоминал индоевропейский мир богов. Люди просят у богов богатство, золото и скот. Образ жизни, который вначале был полукочевым, постепенно стал оседлым.
В поздний ведический период (примерно 900–600 до н.э.) арии заселили восточный Гангестал. Началась фаза урбанизации и строительства империи. Примерно с 600 г. до н.э. до н.э. было около шестнадцати царей, вероятно, как слияние двух или более племен. На этом этапе появилось много городов, где велась торговля.
Прирученные слоны теперь также использовались в военной технике. Увеличилось производство риса. В V веке король Бимбисара заложил основу будущего доминирующего положения Империи Магадха.
Мифологическое обоснование кастовой системы возникло в конце ведийского периода. На вершине социальной иерархии стояли брамины (писцы, священники), за которыми следовали воины кшатриев и торговцы, ремесленники и земледельцы вайшьев.
Нижним слоем общества были представители первоначального населения, которые жили слугами, шудрами.
Однако можно предположить, что расслоение общества в ведический период не было столь выраженным.
Конец ведического периода (VI и V века до нашей эры) был временем потрясений, как в политическом, так и в религиозном плане.
Вскоре после вторжения Александра Македонского (326 г. до н.э.) Чандрагупта заложил Маурью около 321 г. до н.э. Основы первой Индийской империи. Во время первой великой династии Индии, династии Маурьев (320–185 до н.э.), империя расширялась за счет завоеваний. При царе Ашоке (268–233 до н. Э.) Влияние распространилось на южную Индию. Однако центральная администрация со своим официальным аппаратом охватывала только основную территорию империи на равнине Ганга ; южная часть субконтинента (дравидийские государства) исключена. Столицей была Паталипутра (сегодняшняя Патна) .
Ашока оставил после себя множество наскальных указов, поэтому этот исторический период относительно хорошо задокументирован. Империя распалась около 185 г. до н.э. Во многих отдельных штатах. Последний представитель династии Маурьев был убит своим генералом Пушьямитра Шунга , который затем основал династию Шунга.
Шунга, Шака и Шатавахана
Примерно с 250 до 100 г.: Эллинистическая Бактрийская Империя возникла как преемница Македонской империи, в северо-западной пограничной области Бактрии и Гандхары (сегодня: Афганистан и Пакистан ). Произошло развитие буддийского искусства и культуры. Империя распалась с нашествием скифов из Средней Азии , которых индейцы называли Шакасом.
В северной Индии правил между 185 и 73 годами до нашей эры. Шуньга. Они снова предпочли брахманизм буддизму и культивировали санскрит . Финансирование буддийских монастырей, вероятно, было для них слишком дорого.
Они правили четыре века, около 230 г. до н.э. До 199 г. н.э. их сердцем было верховье Годавари вокруг Насика и Пайтхана . Около 180 г. до н.э. Их царь Сатакарни также дал отпор Шунге. Четвертой индийской державой после Шунги, Шаки и Шатаваханы была воскресшая Калинга .
Кушанская империя
Около 50 г. до н.э.: Иранские парфяне вытесняют Шакасов, но, в свою очередь, терпят поражение от Кушана (первоначально Юэ-чи ), которые основывают процветающую империю в Бактрии и Гандхаре. Наибольшего могущества он достиг при царе Канишке (I / II века нашей эры). Пропаганда и развитие буддизма (художественные школы Матхура и Гандхара ) относятся к числу достижений культуры. Империя Кушана пришла в упадок в первой половине III века и до сих пор недооценивается из-за своего неиндийского происхождения .
Династия Гупта правила в северной Индии , в то время как империя Вакатака занимала видное положение на Декане . В 5-м веке был основан буддийский университет Наланды , в котором обучается более 10 000 студентов и предположительно 9 миллионов книг. Это крупнейшее учебное заведение в древнем мире. Гупты пропагандировали буддизм и индуизм. В V и VI веках упадок империи Гуптов.
В более поздних исследованиях предполагается, что эти «гуннские» нападавшие (очевидно, группа так называемых иранских гуннов, не связанных с гуннами, наступавшими в Восточную Европу в 375 г. ) не были, как часто предполагается, настоящими эфталитами, а скорее была так называемая группа Алхона .
Индийское средневековье по-разному ограничено исследованиями. Согласно А. К. Маджумдару, индийское средневековье начинается в середине 8 века . Однако, по словам Германа Кульке, это включает в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонос Г. Империя и национальное государство: история и современность // Политическая наука (Теория, ретроспективные исследования). М.: РАН, 1995. С. 83-112.
2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. 758 с.
3. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2003. С. 7.
4. Дхармы [Текст] / В кн.: Философия буддизма: Энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 317-320.
5. Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича; пров. и испр. Г. Ф. Ильиным. М., 1960.
6. История древнего мира. Ч. 1-3. М.: Наука, 1983. Ч. 2. Расцвет древних обществ. М.: Наука, 1983. 574 с.
7. История Древнего Востока. Т. 1-2. М.: Наука, 1988. 623 с.
8. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 т. Т. 1. М.: Норма, 2004. С. 38.
9. Крашенинникова Н.А. История права Востока. Курс лекций. М., 1994. С.
10. Мартышкин С.А. Союзы государств как ранняя форма территориального устройства: историко-управленческий аспект // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 42-47.
11. Маринчев Н.В. О комплексном подходе к изучению права Древней Индии // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kompleksnom-podhode-k-izucheniyu-prava-drevney-indii (дата обращения: 23.04.2021).
12. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление [Текст] / А.И. Пригожин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402 с.
13. Панов Е.Г. История налогов: Древний мир. [Текст] / Е.Г. Панов. — М.: Ленанд, 2015.- С. 79-106.
14. Панов Е.Г. Философия Древней Индии: проблемные вопросы преподавания // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-drevney-indii-problemnye-voprosy-prepodavaniya (дата обращения: 23.04.2021).
15. Терентьев А.А. Философия джайнизма [Текст] / А.А. Терентьев, В.К. Шохин, В.Г. Лысенко. — В кн.: Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М.: Восточная литература, 1994. — С. 313-375.
16. Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования [Текст] / В.К. Шохин. — М.: Восточная литература, 2004. — С. 51-56.
17. Философия [Текст]: учебник; под. ред. А.Н. Чумакова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — С. 32-40.