Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что написание каждого литературного произведения обусловлено не только социально-культурными условиями, но и литературным опытом, который оказывает определенное влияние на автора этого произведения.
Даже такие великие писатели как Н.В. Гоголь подвергались влиянию других писателей, включали некоторые черты их творчества в свое, что говорит о последовательности и неразрывности литературного процесса.
Творчество Н.В. Гоголя – это целый социально-культурный пласт, историческая эпоха, связанная с реализацией принципов гуманизма и идей «чистого» человека, которого убивает внешняя среда, делая его несчастным и потерянным в этом мире, которое ввел в литературный обиход А.С. Пушкин, продолжил Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и др.
Для проведения историко-литературных параллелей важно проводить подробный и комплексный анализ мотивов и образов в художественных произведениях, которые являются основой и признаками преемственности в литературном процессе.
Цель исследования – провести анализ «пушкинской традиции» в произведениях Н.В. Гоголя.
Объект исследования – произведения Н.В. Гоголя.
Предмет исследования – «пушкинская традиция» в произведениях Н.В. Гоголя.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать научные подходы к изучению преемственности в литературном процессе.
2. Определить понятие и виды реминисценций в художественной литературе.
3. Проанализировать основные реминисценции литературного творчества А.С. Пушкина в произведениях Н.В. Гоголя.
4. Проанализировать общие мотивы и образы в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Обзор литературоведческих источников. В курсовой работе был использован ряд литературоведческих источников, в которых поднимается проблема преемственности в художественной литературе, а также применения реминисценций в литературных произведениях.
Так, представляет интерес работа Н.Ю. Лазукиной, которая рассматривает реминисценцию как художественный прием, который используется писателями для формирования собственного стиля, основанного на существующей культурной традиции [9].
И.Р. Багдасарова пишет о том, что реминисценции являются общим понятием в искусствознании, т.к. преемственность образов и мотивов произведений может рассматриваться в контексте исследования изобразительного и театрального искусства, а не только литературных произведений [2].
В работе Н.Е. Евгеньевой реминисценция рассматривается как форма проявления интертекстуальности, выделяются основные ее функции для организации литературного процесса [7]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕМИНИСЦЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Как считают исследователи, проблема разграничения традиции и новаторстве всегда был и остается основополагающим для изучения закономерностей литературного процесса. В ряде случаев эти два понятия рассматривались как диаметрально противоположные [13, с. 33].
С точки зрения организации художественного творчества, традиция представляет собой совокупность определенных устоявшихся, сформировавшихся средств, приемов, методов, которые необходимы как для художественного выражения, так и для формирования идейно-эстетического плана, которые наследуются авторами последующих поколений.
Любое литературное произведение, при всей его самоценности и неотъемлемой принадлежности индивидуальному творцу, является органическим звеном в длинной цепи развития, прежде всего, национальной литературы, а затем и литературного движения человечества.
Преемственность есть не только усвоение, но и отторжение, не только продолжение и развитие, но и постоянная критическая оценка творчества, которое принадлежит предшественникам и характеризует их. Важно иметь в виду, что преемственность и эпигонство – это разные процессы.
Под эпигонством обычно понимается слепое подражание, преемственность представляет собой, скорее, диалог. Имитировать можно только по каким-то нормам или правилам, не изменяя их. При этом можно имитировать только текст, но не произведение искусства [1, с. 40].
По данным исследователей преемственность в литературе представляет собой процесс сознательного обращения писателя к наследию предшественников, его творческого осознания, погружения и, в конечном счете, создания нового.
Надо отметить, что этот процесс всегда основан на диалоге: диалоге культур (национальных или социальных), мировоззрений, стилей и т.д. Фонд преемственности духовного, практического и интеллектуального опыта, передаваемого от предков к потомкам, всегда выступает многогранным и неоднородным явлением. Прежде всего, это представления об общечеловеческих ценностях нации и человечества в целом, т.е. то, что в философии называется «архетипами» национального сознания или «концептами».
Следовательно, говорить о традиции того или иного писателя в творчестве последующих поколений литературных авторов, или о преемственности, можно только в рамках диалога между ними [11].
Трудно, а иногда и почти невозможно доказать знакомство автора художественного произведения с творчеством его предшественников, т.е. нельзя говорить о сознательном следовании традициям.
Однако можно говорить и о неких сходных «идеях», присутствующих в произведениях разных авторов, т.е. о диалоге между ними, причем диалог может быть или не быть осознанным, но он будет основываться на тех же культурных константах, которые подробно изучаются исследователями в рамках литературоведения.
Согласно теории К. Юнга, архетипы национального самосознания обязательно проявятся в любой «культурной среде». Любой писатель является выразителем не только коллективного, но и личностного начала, и его стремление к созданию собственной художественной реальности может быть противопоставлено общекультурным представлениям о мире и о роли человека в этой реальности.
Также ряд исследователей отмечает, что плодотворность художественной традиции определяется не степенью зависимости того или иного писателя от его предшественника, не широтой использования элементов его стиля, творческой манеры и т.п., а качеством художественного результата, отражающего глубину творческого преобразования воспринимаемого опыта [14, с. 55].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристархова А.А., Хрусталева Ю.В., Некрасова Л.Д. Традиция и преемственность в русской литературе: анализ литературоведческих исследований // Вопросы литературоведения. – 2018. – № 12. – С. 40–48.
2. Багдасарова И.Р. Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) // Киберленинка. Научный портал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-reministsentsiya-v-iskusstvoznanii-teoriya-voprosa/viewer (Дата обращения: 01.03.2022).
3. Борисова Т.А. Творчество Н.В. Гоголя. – М.: Форум, 2019. – 260 с.
4. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Изд. 2-е, доп. – Л.: Художественная литература (Ленинградское отделение), 1978. – 225 с.
5. Гаврилина А.С., Чуркина Е.Е., Митрофанова А.В. Принципы анализа преемственности в литературном процессе: теория и методология исследования // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 6. Филология и литературоведение. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 60–72.
6. Гоголь Н.В. Ревизор. Комедия в 5 действиях // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – URL: https://ilibrary.ru/text/473/p.1/index.html (Дата обращения: 03.03.2022).
7. Евгеньева Н.А. Функции реминисценции как формы проявления интертекстуальности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 11 (160). – С. 101–119.
8. Колесова И.И., Шарапова П.А. Образы и мотивы произведений А.С. Пушкина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Вестник Омского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 30–40.
9. Лазукина Н.Ю. Реминисценция как художественный прием. Особенности и принципы ее использования в текстах художественных произведений // Алые паруса. Научный портал. – URL https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/27/reministsentsiya-kak-hudozhestvennyy-priem-osobennosti-i-printsipy-ee (Дата обращения: 02.03.2022).
10. Литературная реминисценция // Ассоциация писателей. Блог. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5aa8e53f548700ade592e7/literaturnaia-reminiscenciia-5d9ec7b797b5d400ad6fe6bf (Дата обращения: 01.03.2022).
11. Подобрий А.В. Преемственность – традиция – диалог – новаторство (к вопросу о литературной эволюции) // Киберленинка. Научный портал. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-traditsiya-dialog-novatorstvo-k-voprosu-o-literaturnoy-evolyutsii/viewer (Дата обращения: 06.03.2022).
12. Смирнова А.А. Пушкинская традиция в гоголевском «Ревизоре» // Вопросы литературоведения. – 2016. – № 4. – С. 122–134.
13. Чурилова Н.А., Хвостова А.Я., Мережко С.И. Традиции и преемственность в литературе: российский и зарубежный опыт исследований // Вестник Астраханского государственного университета. – 2019. – № 7. – С. 33–42.
14. Яковлева П.А., Заврагина И.И., Холмогорова С.Т. Принципы и особенности исследования преемственности и реминисценций в литературных произведениях // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. Гуманитарные науки. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2019. – С. 55–71.
15. 19 октября 1935 года Николай Гоголь написал письмо Пушкину , в котором просил дать ему «какой-нибудь сюжет». Александр Сергеевич не поскупился, и из рассказанного анекдота родилась бессмертная комедия «Ревизор» // Лебяжинская библиотека им. В.В. Бианки. Официальный сайт. – URL: http://bianki.mypage.ru/chto-mi-chitaem-i-pochemu/19_oktyabrya_1835_goda_nikolay_gogol_napisal_pismo_pushkinu_1.html (Дата обращения: 04.03.2022).