Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Сущность налоговой системы 5
1.1 Бюджетно-налоговая политика государства и ее роль в государственном управлении экономикой 5
1.2 Основные понятия налоговой системы. Классификация налогов 9
Глава 2 Актуальные направления совершенствования налоговой системы РФ 15
2.1 Актуальные проблемы действующей налоговой системы РФ 15
2.2 Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления 20
Глава 3 Перспективы развития налоговых расходов в РФ 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия .
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика .
Целью данной работы является рассмотрение этапов формирования и направлений развития налоговой системы РФ.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности налоговой системы и налоговой политики РФ;
2) Описание основных понятий налоговой системы, классификации налогов;
3) Изучение особенностей развития налоговой системы РФ;
4) Характеристика актуальных проблем совершенствования налоговой системы РФ.
Объектом исследования является налоговая система РФ. Предметом исследования являются особенности и проблемы функционирования налоговой системы РФ.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что проблема функционирования налоговой системы является важной для каждого государства, так как ни одна страна не может обойтись без налогов. Функционирование налоговой системы обеспечивает правильное перераспределение доходов между гражданами страны, их финансовое благополучие и экономическое равновесие, социальную стабильность в социуме. Налоги дают возможность государству сосредоточить внушительные средства и направить их на нужды. В обстоятельствах отношений рынка система налогов – это один из важнейших регуляторов экономики, база финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Глава 1 Сущность налоговой системы
1.1 Бюджетно-налоговая политика государства и ее роль в государственном управлении экономикой
Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Цели фискальной политики:
1) Обеспечение стабильности экономического роста;
2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);
3) Обеспечение стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
Бюджетно-налоговая политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на величину совокупных расходов.
Инструменты фискальной политики:
1) Закупки государства;
2) Налоги;
3) Трансферты.
Инструменты бюджетно-налоговой политики влияют на совокупный спрос по-разному. Например, изменение государственных закупок влияет непосредственно на совокупный спрос, а налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса, поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение трансфертов также увеличивает совокупный спрос.
Увеличение налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос. Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла экономики .
Дифференцируют следующие виды бюджетно-кредитной политики:
1) Стимулирующая (применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов; увеличение трансфертов.
2) Сдерживающая (применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов, уменьшение трансфертов.
Кроме того, существуют следующие виды фискальной политики:
1) дискреционная (законодательное изменение правительством уровня государственных закупок, налогов и трансфертов для экономической стабилизации)
2) автоматическая (недискреционная) (встроенные стабилизаторы – инструменты, величина которых не меняется, но само присутствие которых автоматически стабилизирует экономику – подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности).
К налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:
1) Единство (концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная классификация;
2) Полнота (по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);
3) Реальность (правдивое отражение доходов и расходов государства).
4) Гласность (обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках доходов).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агузарова Л.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1-1. С. 810.
2) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2020
3) Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов/О.Г. Дмитриева//Вопросы экономики. –2020. – N3. с.20-30
4) Зарук Н.Ф. Налоги и налогообложение / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2020. - 432 c.
5) Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2020. - 384 c.
6) Казова З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Научные известия. 2020. № 1. С. 81-85.
7) Князева В. Г., Черника Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Закон и право, 2020.
8) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2020.
9) Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2018.
10) Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. – М.: УКЦ ЮрИноР, 2018.
11) Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2020
12) Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды. Монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2020. - 384 c.
13) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2020
14) Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020год и на плановый период 2021и 2022 гг. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения 0.03.2022)
15) Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. – 2017. – № 2 (38). – С. 191–197.
16) Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 46. – С. 303-313.
17) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2020.
18) Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика. — М.: КноРус, 2020.
19) Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. - Владикавказ, 2016. С. 132–137.
20) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2020. - N20. – с.37-45