Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социализация нашей молодежи действует в условиях духовного и экономического кризиса современного общества, поэтому многие молодые люди характеризуются жизненным пессимизмом, отсутствием веры в светлое и радостное будущее. Это приводит к агрессивности, влияет на жизненные планы многих молодых представителей современного общества. Однако, другие находят себя в волонтерском движении, в работе в поисковых отрядах, посильной помощи старикам, ветеранам Великой Отечественной войны, всевозможно помогая ближнему, что означает: наша молодежь в большем числе состоит из добрых и отзывчивых людей, а не только из озлобленных.
Современное общество характеризуется повышением внимания к личности, к внутреннему миру человека и его уникальным возможностям и способностям. Для создания системы сопровождения личной одаренности в ближайшие годы планируется выстраивание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения детской и юношеской одаренности. Значительная роль в процессе личностного развития принадлежит досуговой деятельности, имеющей практически неограниченный потенциал для творческого развития личности, что подтверждает ее ценностный статус как уникальной и конкурентоспособной социальной практики.
Молодежи свойственно проводить свой досуг посредством более пассивных развлечений, чем активных. Все реже молодые люди стали посещать музеи, библиотеки, театры. Но в быстро меняющемся современном мире ситуация меняется, и мы наблюдаем трансформацию и в сфере молодежного досуга. Возникают совершенно новые формы молодежного досуга, изменяются его формы. Молодые люди находятся в постоянном поиске новых форм идентичности, им свойственна неуверенность жизненных позиций, неуверенность в завтрашнем дне. Это также во многом определяет поиск молодежью новых форм своего досуга. Создаются новые условия для удовлетворения потребностей молодых людей в отдыхе, развлечении, получении удовольствия от своего досуга. Вместе с деятельностью молодежи изменяется и сама социокультурная среда.
За последнее время в обществе происходят изменения, накладывающие отпечаток на формирование духовно-нравственных ценностей молодёжи. Наблюдается тенденция, когда молодёжь по тем или иным причинам не может определить свое положение в обществе, утрачивается значение понятия «ценностная ориентация». В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодёжи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой – меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска [1]. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности, но для этого необходимо определить, что такое ценности.
К сожалению, досуг не всегда бывает полезным для молодёжи. Например, существуют субкультуры, негативно влияющих на пластичную психику молодого поколения. Также можно привести множество примеров негативного девиантного поведения молодежи.
В результате выявлена актуальность темы исследования: «Досуг в системе жизненных ценностей молодежи».
Объектом исследования выступает российская молодежь как объект в сфере досуга.
Предмет исследования – досуг в системе жизненных ценностей молодежи.
Цель исследования – описать особенности организации досуга в системе жизненных ценностей молодежи.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «Досуг и ценностные ориентации»;
2. Описать молодежь с позиции объекта досуговой деятельности;
3. Проанализировать особенности организации досуга для молодежи;
4. Проанализировать виды досуга для молодежи;
5. Описать деятельность Батамайского сельского клуба в контексте реализации досуга для молодежи.
Методы исследование: сбор, анализ, синтез, обобщение.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие «Досуг молодежи и ценностные ориентации»
Психологи утверждают, что досуг – это социальная организация свободного времени, форма досуговых услуг. По мнению социологов – это ощущение свободы, необязательности, возможности свободного выбора, не привычной деятельности.
Исследователи А. Воловик и В. Воловик трактуют досуг, как «свободное время человека, во время которого он по своему выбору занимается разнообразной деятельностью» [3, c. 66].
Н. Цимбалюк утверждает, что досуг «выступает социокультурным резонатором изменений общей социальной системы и всех подсистем общества и является определенным отражением возможностей его развития, выявлением его жизнедеятельности. Оно дополняет представление о социальном образе общества, помогает понять степень его духовности и перспективности» [11, c. 41].
В толковом словаре дано определение досуговой деятельности как «способа бытия человека в свободное время, которое не противоречит общепринятым социальным нормам, способствует самопознанию, самоопределению, самореализации, самообразованию, самовоспитанию и всестороннему развитию личности» [17, c. 37].
Термин «досуг» в современной теории и практике употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени, нерабочей деятельности с различными модификациями и психологического состояния человека [9]. Определение досуга А. И. Лучанкина и А. А. Сняцкого: «Досуг – это свободное от трудовой, учебной или профессиональной деятельности время, используемое человеком по собственному выбору и в собственных интересах, не имеющих прагматического значения» [5, c. 41]. Досуг как вид деятельности одним из первых в педагогике обозначил Б. Г. Ананьев: «Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности» [3, c. 84].
Таким образом, если досуг – деятельность, то это значит, что оно не пустое времяпрепровождение, не простое бездействие. Как отмечает В. Воловик, «досуг – часовой период, освобожденный от обязательных и незыблемых дел. Однако это не означает, что досуг реализуется безучастно.
Специфической деятельностью во временной сфере является досуговая деятельность, действительный мотив которой – потребность личности в самом процессе этой деятельности, а следствием – его осуществление» [8, c. 74].
Деятельность есть «взаимодействие, предполагающее преобразование внешней реальности с целью достижения определенного результата» [11, c. 66]. Следует отметить, что культурно-досуговая деятельность базируется на добровольности участия и соучастия, свободе выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора и в свободном выходе из деятельности.
А. Воловик, В. Воловик отмечают, что досуговая деятельность является свободной деятельностью, которая избирается самой личностью [3].
Т. Кисельная и Ю. Красильников считают целесообразным трактовать ее как часть общей социально-культурной деятельности, которая осуществляется во время досуга, выделяется свободой выбора, активностью, инициативой разных групп и индивидов и базируется на общекультурных, художественных, познавательных, политических, бытовых и других интересах обучающихся [10].
Особенностями досуговой деятельности является ее р
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание / Ю В. Артюхова // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117–121.
2. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Раз мышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев – Лада. – М.: Политиздат, 2014.
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта, 2018. 362 с.
4. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодёжи / И. В. Волосков // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 107–109.
5. Дианова В. М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 471 с.
6. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2007. – 479 с.
7. Иконникова С. Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 416 с.
8. Каган М. С. Человек в теории культуры. Избранные труды : учеб. пособие для вузов / М. С. Каган . – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 195 с.
9. Касьянов В. В. История культур ы : учебник для СПО / В. В. Касьянов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 436 с.
10. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
11. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. 2019 Т. II. Вып. 1(2). С. 28 8
12. Маслова В. А. Лингвокультурология. Введение: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Маслова; отв. ред. У. М. Бахтикиреева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
13. Мосалев Б.Д. До суг: методология и методика социологических исследований / Б. Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2015.
14. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О. В. Понукалина // Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2013.
15. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37–43.
16. Социально-культурная деятельность в условиях трансформации российского общества : монография / науч. ред. Г. А. Баландина. – Пермь: ПГИИК, 2011. – 296 с.
17. Социально-культурная деятельность. Поиски, проблемы, перспективы. Сб. ст. – М.: МГУКИ, 2011.
18. Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели : материалы Всерос. науч. - практ. конференции, Пермь, 8-10 декабря 2008 г. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; ред. Е. М. Березина. - Пермь: ПГИИК, 2008. - 304 с. - [Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Пемь, 8-10 декабря 2008 г.].
19. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р. А. Стеббинс // Социологический журнал. 2014. - № 7. - С. 64
20. Суртаев В. Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности / В. Я. Суртаев. - СПб, 2012. - 182 с.
21. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 2017
22. Шеховцова Е. Ю. Культурно-досуговая молодежи: уровни, стадии, модели. 2014.