Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в российском государстве происходит очередной этап трудностей, как внутреннего, так и геополитического формирования. Перестройка общественного устройства России составляет необходимый элемент совершающихся на мировой арене перемен. Российская государственность и ее поступательное движение нуждаются в общественном осознании этих ценностей, принципов, а также кардинального воплощения в реальности.
В целях осуществления главной конституционной цели по обеспечению прав и свобод граждан, исторической идентичности и государственной независимости страны особенная роль возложена на развитие стабильной демократической формы правления и федеративного территориального устройства государства. Установление многообразия формы правления, государственного и территориального устройства российского государства расположено в конституционно-правовом рассмотрении важнейших векторов, конфигураций и содержания работы федеральных органов исполнительной власти страны.
Собственно органы исполнительной власти страны берут на себя непосредственное управление всем государством. Именно большинство государственных органов выступают в качестве исполнительных. Без увеличения ее эффективности невозможно даже представить действенное решение существенных политических, экономических, а также социальных задач.
Тем не менее, сам процесс преобразования исполнительной власти в целом и федеральных органов исполнительной власти в частности в современном российском государстве противоречив и сложен. Полностью не решены вопросы скорого развития юридической базы, которая обеспечивает функциональность системы федеральных органов исполнительной власти согласно с Основным законом страны и мировыми принципами и нормами права. До сих пор отсутствует механизм координирования законодательства регионов России с федеральным законодательством. Этот факт усложняет работу исполнительной власти на всех уровнях. Встречаются случаи расхождения между законодательством этих уровней, усиливаются проблемы понижения уровня профессионализма сотрудников.
Развитие на основе Конституции РФ и конституционной практики осуществления государственной власти подтверждают, что форма правления современного государства определяется конституционно-правовым статусом главы государства. Кроме того, конституционно-правовым положением всей системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти регионов.
Серьезной причиной недостаточной результативности реализации государственной власти выступает фактическое отсутствие нужного единства исполнительной власти, которое обусловлено проблемами взаимоотношений центральных и региональных органов. Недоработки системы государственного управления, институциональных структур, которые должны обеспечивать реализацию прямого управления общественными делами, выступает одной из основных черт нынешней России. Существенной причиной, которая обусловила данное положение, выступает законодательно установленное отрешение от вертикального единства системы государственной власти.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как К.В. Чепрасов, В.Д. Сорокин, А.В. Малько, Ю.Н. Старилов, В.И. Фадеев, Д.В. Казарин и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в российском государстве в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.
Предмет исследования – правовые нормы, которые регламентируют организацию и деятельность органов исполнительной власти.
Цель исследования состоит в осуществлении анализа организации и деятельности органов исполнительной власти в современной России и выработка соответствующих рекомендаций.
Задачи, которые решаются в исследовании для достижения цели:
- рассмотреть понятие, функции и полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации;
- выявить конституционно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти;
- определить проблемы построения эффективной структуры и системы федеральных органов исполнительной власти;
- рассмотреть современные вопросы развития и перспективы реформирования системы органов исполнительной власти.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1. Понятие, функции и полномочия органов исполнительной власти России
Понятие исполнительная власть довольно часто используется в учебной и научной литературе. Кроме того, оно находит применение в нормативных документах. Вследствие этого, требуется концептуальный анализ данной категории для включения ее в категориальный аппарат.
Исполнительная власть представляет собой составную часть государственной власти, которая призвана посредством органов государства непосредственно управлять страной, реализовывая соответственные нормативные акты. Исполнительная власть обнаруживается при применении либо исполнении законодательства в конкретных общественных процессах и взаимосвязях, при удовлетворении интересов, а также обеспечении прав и свобод людей.
Существенным условием и фактором, который оказывает влияние на выполнение функций органами исполнительной власти, выступают системность организации и функционирования исполнительной власти и их общность в функциональном плане. Сложность структуры и нюансы исполнительной ветви дозволяют говорить о двух уровнях ее функций. Так, первый уровень функций исполнительной власти включает главные функции исполнительной власти, которые имеют глобальное значение для жизни общества. Каждая из этих функций обусловливается объектом управления и способом влияния на него органов исполнительной власти.
Первый уровень охватывает собой:
- общественный правопорядок и национальную безопасность. Чрезвычайно важный объект управления, который является нужным условием сохранения гражданского общества и функционирования социальных и иных структур страны. Он обуславливает такую функцию исполнительной власти, как охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности;
- административно-политическое, экономическое и социально-культурное управление. Этот комплекс работает только при устойчивом управленческом влиянии на него органов исполнительной власти, который проявляется в руководстве, планировании, кадрах, регулировании. Этот объект устанавливает регулятивную и управленческую функцию исполнительной власти.
Второй уровень функций исполнительной власти представляют собой функции, которые носят вспомогательный характер и направлены на обслуживание важнейших функций. В них включены:
- нормотворческая функция, которая заключается в основании органами исполнительной власти нормативных актов управления;
- оперативно-исполнительная функция, которая состоит в том, что органы исполнительной власти реализуют нормы, которые содержатся в законах и в подзаконных актах;
- юрисдикционная функция представлена работой ее органов по использованию дисциплинарных, административных и иных санкций к сотрудникам аппарата государственного управления, которые совершили правонарушения.
С реализацией исполнительной власти тесным образом связана правоисполнительная деятельность. Именно от нее зависит результативность осуществления закона. Правотворческая работа органов исполнительной власти продолжает в рамках полномочий работу, которую начинал законодатель. В том случае, если нормы закона не регламентируют прямо управленческих отношений, которые нуждаются в правовой регламентации, данную функцию осуществляют соответственные органы исполнительной власти.
Правотворческий орган фиксирует в праве решения нормативного характера, а другой орган (федеральный орган исполнительной власти), на основании своих полномочий применяет эти нормативные предписания. Кроме того, продолжает их регулирование, когда нужна их конкретизация. Стержневым звеном правоприменительной работы выступает управленческое решение, которое представляет собой властный индивидуальный акт устного или письменного характера, который адресован определенному кругу субъектов и решающий некую задачу.
Существенная направленность юрисдикционной функции органов исполнительной власти состоит в защите прав и свобод людей. Собственно, данная функция обеспечивает результативную охрану общественного порядка, а также дисциплинирует работу госаппарата.
Важнейшими признаками исполнительной власти обнаруживаются ее универсальность, а также предметный характер. Этот признак отображает тот факт, что исполнительная власть, а также ее органы функционируют постоянно и всюду, на всей территории российского государства. Именно этим аспектом они выделяются от законодательных, а также от судебных органов. Следующий признак означает, что исполнительная власть в отличие от законодательной и судебной, обладает иным содержанием. Потому что основывается на материальных, человеческих, финансовых и иных ресурсах, а также применяет инструменты служебных продвижений и поощрительную систему. Поэтому исполнительная власть регламентирует все существенные области общественной жизни, а также распространяется на все субъекты и территории российского государства. Указанный признак разрешает исполнительной власти получить первое место в организации управления публичными делами.
Необходимо отметить значительный признак исполнительной власти как ее структурированность. Она функционирует в качестве государственного органа - органа управления и его структурные подразделения. Они представляют собой совокупность должностей, а именно руководителей, специалистов, а также технических исполнителей. Органы управления, которые реализуют административную власть, исполняют руководство социальной, культурной, политической и иной деятельностью во всех ее разнообразных проявлениях. Это придает деятельности из-за устойчивости и универсализма профессиональный характер.
Далее следует отметить такой признак исполнительной власти как ее подзаконный характер. Действия органов управления организованы на законе, и не противоречат ему, так как выступают исполнением законов. Потому органы управления правомерно именуют исполнительными органами.
Дополнительным признаком, который характеризует исполнительную власть с точки зрения динамичности, выступает иерархичность управленческих правоотношений. Они построены на началах жесткой иерархии. В них одним субъектом выступает руководитель, который обладает правом принятия решений и отдачи распоряжений, а другим – зависимый сотрудник, действия которого направляются руководителем. Данные правоотношения формируют аппарат, который представлен симметрично расположенными группами должностей, которые соединены между собой как по вертикали, так и по горизонтали.
Исполнительная власть сообщает аппарату управления, а также его организационной структуре маневренность, единство. Кроме того, награждает защитой и возможностями перенести необходимую нагрузку.
Существенными целями исполнительной власти выступают:
- обеспечение безопасности граждан, общества, а также всего государства в целом;
- сотворение условий, которые способствуют благополучию государства, развитию экономики страны, а также улучшению общества;
- организация условий для осуществления субъектами прав и свобод, а также свободной социальной, экономической, духовной и иной жизни населения.
Исполнительная власть всегда действует в системе. Для нее характерна определенная административная субординация и последовательность внутренней организации. Этим она и отличается от законодательной и судебной власти, органы которых работают в независимом режиме. Так, руководствуясь законом, осуществляются управленческие функции и оперативно проводятся в жизнь принимаемые решения. Система органов государственной власти представляет собой обусловленную функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.
Центральные сущностные характеристики федеральных органов исполнительной власти, а также принципы и функции их организации, позволяют выразить такие характеристики (Таблица 1):
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 09.11.2020, № 45, ст. 7061.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ», 27.01.2020, № 4, ст. 346.
5. Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 (ред. от 20.11.2020) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ», 19.05.2008, № 20, ст. 2290.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ», № 11, 15.03.2004, ст. 945.
7. Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ», 01.10.2007, № 40, ст. 4717.
Книги и монографии
8. Ведяшкин С.В. Федерализм – основа системы органов исполнительной власти России // С.В. Ведяшкин / Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. трудов. Томск, 2020. С. 10-12.
9. Елоева Д.А. Конституционно-правовые основы единства системы органов исполнительной власти в РФ / Д.А. Елоева // Актуальные проблемы права: сб. статей. Владикавказ, 2018. С. 107-111.
10. Глазырин Т.С. Совершенствование системы федеральных органов исполнительной власти: функциональный подход / Т.С. Глазырин // Конституция РФ и современный правопорядок. Московская юридическая неделя: сб. трудов. 2019. С. 18-22.
11. Игнатов А.В. История становления системы органов исполнительной власти в России и современные проблемы ее осуществления // А.В. Игнатов / Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. Новокузнецк, 2019. С. 14-19.
12. Казарин Д.В. Роль и место федеральных органов исполнительной власти в современной системе власти России // Д.В. Казарин / Теория и практика экономики, управления и права в исследованиях магистров: сб. трудов. 2019. С. 319-327.
13. Казарин Д.В. Проблемы совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти современной России // Д.В. Казарин / Теория и практика экономики, управления и права в исследованиях магистров: сб. трудов. 2019. С. 327-336.
14. Колесов Р.В., Бородкин А.В. Генезис и эволюция органов исполнительной власти России // Р.В. Колесов / Сборник научных статей научно-педагогических работников и магистрантов. Ярославль, 2020. С. 135-141.
15. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. – М., 2016. С. 275
16. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2017. – 166 с.
17. Романов Р.В., Асеев А.Г. Структура федеральных органов исполнительной власти современной России // Р.В. Романов / Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. трудов. 2018. С. 85-87.
18. Свеженцева Т.С. Система органов исполнительной власти в РФ / Т.С. Свеженцева // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ. тенденции, перспективы: сб. статей. 2021. С. 162-166.
19. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с.
20. Федин А.В. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти / А.В. Федин // Государство, власть, управление и право: история и современность: сб. трудов. 2018. С. 315-317.
Статьи из журналов и периодических изданий
21. Безруков А.В. Роль органов исполнительной власти и общественности в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Проблемы права. 2019. № 2 (71). С. 13-20.
22. Введенская В.В. Система органов государственной исполнительной власти, структура системы и структура органа государственной исполнительной власти: теоретико-методологический аспект // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 7-1. С. 26-36.
23. Веретенников Р.Е. Основы нормативно-правового регулирования системы органов исполнительной власти в РФ // Научный Лидер. 2021. № 38 (40). С. 61-64.
24. Гусева С.Г., Коняхина Т.Я., Скворцова А.П. Федеральное министерство в системе органов исполнительной власти РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 254-256.
25. Запольский С.В. Конституционные основы повышения эффективности исполнительной власти // Административное право и процесс. 2021. № 12. С. 5 - 11.
26. Зверев М.А. Тенденции развития административной реформы на примере реформирования системы федеральных органов исполнительной власти // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 3 (47). С. 57-63.
27. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти в РФ // Молодой ученый. 2020. № 44 (334). С. 214-217.
28. Калинин А. О реформировании системы и структуры органов исполнительной власти в РФ // Общество и экономика. 2019. № 5. С. 78-86.
29. Лахтина Т.А., Комовкина Л.С. Вопросы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2019. № 6. С. 38 - 40.
30. Маклаков А.А., Иваненко И.Н. Проблемы организации системы органов исполнительной власти РФ // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 6 (22). С. 712-719.
31. Назаренко Т.А. Изменение системы и структуры органов федеральной исполнительной власти (2004-2017 годы) // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2017. – № 14. – С. 27-28.
32. Россинский Б.В. Исполнительная власть и государственное управление // Lex Russica. – 2018. – № 7. – С. 24-38.
33. Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. Федеральное агентство в системе органов исполнительной власти РФ // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 166-169.
34. Смагина Т.А. Эффективное государственное управление: некоторые аспекты формирования органов государственной исполнительной власти в России // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 19-21.
35. Спиридонов П.Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Вестник университета О.Е. Кутафина, 2019. № 6. С. 96-103.
36. Старилов Ю.Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. — Серия «Право». – 2016. – № 3. – С. 16-57.
37. Швиндт А.В. Система федеральных органов исполнительной власти // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2021. № 7. С. 12-16.
Авторефераты диссертаций
38. Бойченко И.С. Информационно-правовое обеспечение системы электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2017. С. 177.
39. Чепрасов К.В. Конституционализация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: сущность, развитие, конституционно-судебное влияние. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Челябинск, 2015. С 246.
Материалы судебной практики
40. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 2-П по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 3.
Электронные ресурсы
41. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/ (Дата обращения: 03.03.2022 г.)