Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что наряду с глобализацией, любая региональная экономическая интеграция, представляет собой важное проявление интенсивно происходящей интернационализации хозяйственной жизни.
Начиная со времен 1950-е годов в странах с наиболее развитой экономикой Западной Европы и Северной Америки, интеграционные процессы постепенно охватили весь мир и приняли поистине глобальный размах.
В начале 2014 г. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики отметило двадцатилетний юбилей, который прошел на удивление спокойно - в США, например, в ежегодном Экономическом докладе президента Конгрессу это название встретилось только однажды, и то в виде аббревиатуры. Разговоры по этому поводу велись в Мексике и в Канаде, но не столько праздничные, сколько тревожные или дискуссионные. Остальной мир события почти не заметил, что странно, потому что речь идет о региональном объединении, включающем почти треть мировой экономики. Однако масштабы торгового блока - не самое интересное в нем. Для экономического анализа более привлекательны неординарность бурно протекающих интеграционных процессов, неопределенность их конечного результата, незавершенность общей концепции, и на этом фоне - признаки явного, хотя и трудного движения вперед.
За прошедшее десятилетие странам НАФТА в обстановке ожесточенной критики и немалых опасений, удалось построить рынок более обширный, чем был ЕС до 2014 г. и, по некоторым оценкам, при почти такой же степени интегрированности. Действительно, численность населения и территория Северной Америки больше, чем у ЕС и даже у всей Европы, а совокупный валовой внутренний продукт превосходит ВВП стран ЕС в его новых границах (28 государств). Доля внутри регионального экспорта возросла с 30% экспорта трех стран в 1982 г. до 56% в 2001 г., что всего на 5% ниже соответствующего уровня в ЕС. Расширение торговли внутри блока стало самым заметным его успехом. В 90х годах торговые связи США с двумя партнерами росли вдвое быстрее, чем с другими частями света. При этом американский экспорт в Канаду увеличился почти вдвое - до 179 млрд долл., в Мексику - вчетверо, до 111 млрд, что в совокупности превысило объем вывоза из США в страны ЕС на 75%. Широкая публика, мало посвященная в детали, часто склонна считать НАФТА неким подобием ЕС, созданным по настоянию и в интересах США. На деле это не более чем расхожее представление: инициаторами соглашений были Канада и Мексика, и НАФТА отличается от ЕС по очень многим параметрам.
Стоит напомнить, что первоначальные цели НАФТА были достаточно скромны: в течение десять лет убрать большинство барьеров, сдерживающих взаимные торговлю и инвестиции, что должно было вести к улучшению общего положения дел в экономике каждого из партнеров. Как видно из приведенных данных, поставленная цель за минувший период была в основном как будто достигнута. Однако при таком выводе остается сильное ощущение неполноты анализа, чрезмерной упрощенности, рождающих соблазн скорых или поверхностных суждений, которые могут быть и верными, и неверными.
Случай с НАФТА - сложный: итог десять лет интеграции, кроме ожидавшегося, открывает и некоторые детали, не вполне поддававшиеся предсказанию. В этом заключена особая ценность опыта НАФТА для России и тех стран, которые готовятся объединиться в Единое экономическое пространство. Интересны также и подробности становления и развития НАФТА: история и причины подписания трехстороннего соглашения через 5 лет после заключения двустороннего соглашения о свободной торговле США-Канада (ФТА) похожего содержания. Важно, кроме того, рассмотреть, какие цели преследовал и чего достиг спустя десять лет каждый из участников, что изменялось внутри каждой страны под воздействием соглашения. Наконец, хорошо бы понять сравнительные плюсы и минусы разных форм экономического объединения, а также установить - должно ли хозяйственное объединение сопровождаться (или предваряться) политическим.
Данная тема мало в российской специальной литературе, поэтому теоретический вопрос о том, как влияет членство в интеграционном объединении на инвестиционные потоки стран - участниц рассматривался в трудах Н.Н. Ливенцева и Г.М. Костюниной, И.С. Турлая и некоторых других. Из числа зарубежных публикаций можно выделить исследование ЮНКТАД, работы по инвестиционному регулированию в рамках ЕС. Но комплексного сравнительного анализа инвестиционных вопросов в интеграционных соглашениях Западного полушария не проводилось. Данная работа призвана заполнить этот пробел.
Объектом исследования в работе выступает экономическая интеграция в Северной Америке-НАФТА.
Предмет исследования - особенности интеграции стран-учатниц НАФТА.
Цель работы - исследовать североамериканский вариант экономической интеграции.
Задачи:
- выявить общее и особенное в североамериканской интеграции с современных позиций;
- проанализировать торгово-экономические связи между странами входящими в НАФТА
- дать оценку современного этапа североамериканской экономической интеграции;
- рассмотреть возможные сценарии ее эволюции как «вглубь», так и
«вширь»;
- оценить влияние региональной экономической интеграции и изменение ее международного статуса.
При написании данной работы были использованы методы сравнений и аналогий, методы системного анализа, а также оценок экспертов.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЕДУЩИХ СТРАН В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
1.1. Экономическое положение стран участвующих в НАФТА
Первые торговые коридоры возникли в Северной Америке не в виде теоретических мод елей, а в форме вполне конкретных партнерств между местными предпринимательскими кругами и представителями муниципальной или региональной (на уровне штатов и провинций) власти. Отправными точками для их создания послужили ФТА и НАФТА и то быстрое расширение торгово-экономических связей между Канадой и США, которое за этим последовало. Одно время насчитывалось порядка 15 таких организаций, ставящих своей целью либо строительство новых, либо модернизацию действующих транспортных магистралей с выходом на Мексику. Все они возникли по инициативе снизу. Наиболее известные среди них - НАСКО и торговый коридор между провинцией Квебек и г. Нью-Йорк. Предполагалось, что такие трансконтинентальные магистрали создадут не просто адекватную быстро растущей торговле инфраструктуру. Они должны выполнять более широкие задачи в плане стимулирования регионального развития: привлекать крупные частные инвестиции извне, поощрять создание промышленных кластеров, консолидировать трансграничные сообщества. Важным фактором стало принятие Конгрессом США в 1990-е годы ряда крупных законов, направленных на развитие и модернизацию национальной транспортной инфраструктуры, с выделением на эти цели масштабных ассигнований, за получение которых и ведется борьба между различными «торговыми» коридорами. В этот начальный период эпитет «торговые» применительно к слову «коридоры» воспринимался как взаимозаменяемый со словом «транспортные» [12, с.36].
В Канаде концепция торговых коридоров как направление государственной политики начинает разрабатываться в конце 1990-х годов в недрах общефедерального Министерства транспорта. В 2006 г. публикуется первый правительственный документ на эту тему - Азиатско-тихоокеанская инициатива в области торговых ворот и коридоров, направленный на то, чтобы улучшить транспортную доступность Британской Колумбии в преддверии Зимних олимпийских игр - 2010 в канадском Ванкувере. Годом позже ее дополняет вторая, более комплексная стратегия - Национальная рамочная политика в области стратегических торговых ворот и торговых коридоров, ориентированная на Центральный (Онтарио и Квебек) и Атлантический регионы. Обе эти стратегии предполагали выделение целевого государственного финансирования на строительство и модернизацию, прежде всего внешнеэкономической инфраструктуры - морских «ворот» или портов и пограничных переходов через канадо-американскую сухопутную границу, через которые в страну поступает большая часть внешнеторговых грузов и пассажиров. Торговыми коридорами в этом документе назывались «линейные мультимодальные ориентации международных пассажиро- и грузопотоков, соединяющие торговые ворота с крупнейшими рынками» [1, с.78].
Однако с течением времени прочтение термина «торговые коридоры» становится более емким. В Канаде определенной вехой можно считать публикацию в 2005 г. Атласа торговых коридоров, выполненного под эгидой неправительственной организации «Уорк рисерч фаундейшн». В нем на основе данных Статистического управления Канады были определены шесть важнейших групп канадских экспортных товаров и их концентрация в конкретных географических регионах Северной Америки. Центральным элементом предложенной классификации стало введение понятия культуры торговли. Под ней понимается приверженность граждан Канады и США верховенству закона и представительной власти, использование общего языка (английского), наличие схожих систем бухгалтерской отчетности и деловой практики, включая безусловное уважение коммерческих контрактов, плотную сеть предпринимательских и личных контактов, позволяющих размещать и выполнять заказы на основе простого телефонного звонка или дружеского рукопожатия. В результате удалось выделить то, что один из авторов проекта назвал в своей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2019. - 416 с.
2. Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.- Научный электронный журнал «Региональные исследования».- 2020. - №2. – С.45.
3. Зевин Л. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста // МЭИМО. - 2019. - № 6. - С. 47.
4. Кирчанов М.В. Социалистический дискурс в политическом спектре Канады. Воронеж, 2015. С. 4.
5. Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. / Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - №6. - С. 31.
6. Костюнина Г.М., Адамчук Н.Г., Баронов В.И. Единый внутренний рынок Европейского союз. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2018. 383 с.
7. Лавровская Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты / Отв. ред. А.В Аникин. - М.: Наука, 2018. - 479 с.
8. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2020. - 240 с.
9. Международная экономическая интеграция / под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 2018. - 191 с.
10. Мировая экономика. / Под ред. В.П. Колесова. - М.: Флинта. 2021. - 480 с.
11. Попов В.В. Канада: особенности промышленного развития. - М.: Наука, 2017. - 200 с.
12. Производственный процесс выходит за национальные границы / Под ред. Ю.В. Шишкова. - М.: Наука, 2019. - 195 с.
13. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. - М.: Проспект, 2018. - 344 с.
14. Родионова И.А., Умерова И.А. Позиции стран-членов ЕС в мировой и внутрирегиональной торговле // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - № 41 (134). - С. 107.
15. Соколов В. Региональная интеграция и внутриотраслевая торговля машиностроения // МЭИМО. - 2020. - № 2. - С. 42.
16. Сущенко В.В. Международный бизнес. - М.: Наука, 2018. - 200 с.
17. Тренин Дм. Интеграция и идентичность. - М.: Баккара-принт, 2019. - 403 с.
18. Шимко П.Д. Международная экономика. - М.: Юрайт, 2020. - 752 с.
19. Федоровский А. Эволюция АТЭС и перспективы региональных интеграционных процессов // МЭИМО. - 2021. - № 1. - С. 40.