Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что содержание категории правоохранительной деятельности государства порождает изрядное количество дискуссий в исследовательских кругах, и по этой причине до сегодняшнего дня единообразного определения данной категории не выработано.
Накопленные ранее эмпирические сведения науки государства и права о содержании правоохранительной деятельности зачастую уже не коррелируют с теми изменениями, которые происходили в социальной и иных сферах общественной жизни и не могут в полной мере отражать структуру такой деятельности. Отмечается высокий рост интереса к проблематике структуры правоохранительной деятельности, среди наиболее актуальных поднимается вопрос о выделении ее отличительных особенностей и черт.
Так же существует проблема насколько последовательно и результативно в текущей политике страны воплощаются провозглашаемые конституцией цели и ценности, среди которых правозащитная составляющая функций государства занимает отнюдь не последнее место.
Проблема соотношения понятий «правозащитная деятельность» и «правоохранительная деятельность» является важным вопросом современной российской юридической науки. В юридической науке отсутствует единообразие в понимании данных терминов, а также их отсутствие на законодательном определении.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правоохранительной и правозащитной деятельностью.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правоохранительную и правозащитную деятельность, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правоохранительной и правозащитной деятельности, их сходства и различия.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие правоохранительной деятельности;
• Исследовать понятие правозащитной деятельности;
• Проанализировать сходства и различия правоохранительной и правозащитной деятельности;
• Определить тенденции развития правоохранительной и правозащитной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие правоохранительной и правозащитной деятельности
1.1. Понятие правоохранительной деятельности
В настоящий период времени исследователи высказывают самые различные точки зрения по вопросам определения цели, функций, объектов, методологии, задач и форм осуществления правоохранительной деятельности. В то же время стоит указать, что в Конституции РФ понятие и сущность рассматриваемой категории не раскрываются вовсе; имеется лишь указание на то, что содержание правоохранительной функции подразумевает необходимость обеспечения законности правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ст. 72).
Отдельные ученые при выработке дефиниции правоохранительной деятельности в качестве ориентира принимают одну из ключевых задач такой деятельности, а именно обеспечение охраны прав граждан и обеспечение общественной безопасности. В этой связи следует сказать, что указанная задача по охране от каких-либо нарушений все же должна быть определена в качестве базовой функции правоохранительной деятельности государства.
В свою очередь, определение категории общественной безопасности может быть сформировано при обязательном учете принципа вовлеченности и сбалансированности важнейших интересов человека, общества, государства, а также их всемерной ответственности за общее состояние безопасности. Такое состояние предполагает констатацию защищенности ключевых интересов человека, общества, государства от каких бы то ни было общественно опасных деяний или иного негативного воздействия ввиду возникающих чрезвычайных обстоятельств и прочих факторов (в том числе, но не ограничиваясь: стихийные бедствия, техногенные аварии различные катастрофы, эпидемии, пандемии и проч.).
В этой связи следует указать, что в рамках исследования общественной безопасности под последней необходимо принимать состояние защищенности ключевых интересов человека, общества и государства как от внешних, так и от внутренних угрожающих факторов. Иными словами, человек, общество и государство являются фундаментальными объектами обеспечения безопасности. Также под ключевыми интересами следует понимать некоторую систему потребностей, реализация которых должна обеспечить как само существование, так и поступательное развитие интересов личности, общества и государства.
Далее следует указать, что базовым звеном обеспечения общественной безопасности является охрана общественного порядка, под которой необходимо понимать систему общественных отношений, урегулированных нормами права и подкрепленных нормами морали и правил общежития, которые в совокупности определяют права и обязанности субъектов таких отношений, а также обеспечивают реализацию прав и законных интересов граждан, защиту общественного и государственного имущества, поддержание ключевых факторов, обеспечивающих нормальное жизнеобеспечение граждан. Очевидно, что центральным компонентом охраны общественного порядка в процессе осуществления правоохранительной деятельности является охрана общественных отношений.
Рассматривая содержание правоохранительной деятельности, можно отметить, что она по своему существу направлена на непосредственную реализацию прав и законных интересов личности; содержание и характерные особенности этой деятельности определяются ее правовой природой, а также существующими потребностями социума и государства. Также во многом природу правоохранительной деятельности формирует существующее правосознание.
Надо отметить, что правоохранительная деятельность в общем смысле является общим многогранным явлением, она подразумевает охрану всякого рода законных интересов граждан, страны, общественных объединений во всех областях общественной жизни. Вместе с тем ключевой задачей осуществления правоохранительной деятельности выступает активное превентивное профилактическое воздействие, направленное на предотвращение правонарушений и поддержание правопорядка. В рамках этой задачи осуществляется не только борьба с преступлениями, поддержание существующего государственного строя, но также и медицинская охрана здоровья граждан, обеспечение экологического благополучия, развитие многих других сфер общественной жизни. Борьба с преступностью в этом смысле должна восприниматься в качестве целой совокупности методов и средств обеспечения охраны правовых явлений от разного рода нарушений.
Реализуемые в последние годы мероприятия по совершенствованию того или иного института правоохранительной системы государства во многом предопределяются необходимостью решения текущих политических и оперативных задач, которые были обусловлены, в частности, выявлением террористических преступлений, широким ростом коррупционных преступлений. Отметим, что последний фактор вызывает наибольшую волну недовольства и перманентную критику правоохранительных органов со стороны социума. По этой причине в настоящий период времени краеугольным является вопрос эффективной работы правоохранительных структур, усовершенствование методов борьбы с преступлениями коррупционной направленности, обеспечение реальных интересов граждан.
Важнейшим направлением по совершенствованию системы правоохранительной деятельности можно назвать постепенный переход к принципу стратегического планирования. Отметим, что такой принцип подразумевает в себе выработку программ развития всей совокупности структурных компонентов на долгосрочную перспективу, а также создание
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
4. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851.
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
6. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства РФ, 22.04.1996, № 17, ст. 1958.
7. Братко А.П. Правоохранительная система. М.: Норма, 2014. С. 49.
8. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 192.
9. Васяев А.А. О сходстве и различии правозащитной и правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 56.
10. Грачева Ю.В., Арямов А.А. Роботизация и искусственный интеллект: уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 169 – 178.
11. Карамазова Ж. В Китае камеры начали определять личность людей по походке. Да, даже круче, чем в «Черном зеркале» // Medialeaks. 2018. 8 ноября.
12. Ким Ю.В. О понятиях правозащитной деятельности и правозащитной системы или же к вопросу об организационно-правовых предпосылках «всенародного счастья» // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 28.
13. Кузнецов И.А. Правовые формы осуществления функций охраны правопорядка. Волгоград, 2015. С. 47.
14. Нагродская В.Б. Новые технологии (блокчейн / искусственный интеллект) на службе права: науч.-метод. пособ. / под ред. Л.А. Новоселовой. М.: Проспект, 2019.
15. Овчинский В.С. Искусственный интеллект и правоохранительные органы: союзник или противник? // Петровка, 38. Наука и практика. 2019. 17. 12.
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: Изд-во АСТ; Мир и Образование, 2018. С. 468.
17. Попова Н.Ф. Применение технологий искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 31.
18. Прокопович Г.А. О необходимости построения модели правозащитной деятельности в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 24 – 26.
19. Степаненко Д.А., Бахтеев Д.В., Евстратова Ю.А. Использование систем искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности // Всероссийский криминологический журнал. 2020. № 2 (Т. 14). С. 214.
20. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 60.
21. Томилова И.И. К вопросу о совершенствовании механизма правоохранительной деятельности Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 20.