Фрагмент для ознакомления
2
Американская модель бизнес-образования построена на принципах экономического либерализма и предусматривает исключительно добровольную линию социально ответственного поведения. В США функционирует большое количество корпоративных фондов социальной направленности, хорошо отработаны также механизмы социально эффективного взаимодействия бизнеса и общества. Со стороны государства осуществляется стимулирование специальных проектов. Сравнительная легкость практической реализации и высокий уровень общественного признания сделали американскую модель бизнес-образования наиболее распространенной и популярной в современных экономических условиях.
Ключевым аспектом американской модели является ориентация на развитие человеческого потенциала как в пределах компаний, так и в социуме в целом.
Европейская модель коммуникаций в бизнес-образовании в отличии от американской предусматривает обязательный характер инициатив. Более высокое, по сравнению с американским, налоговое бремя послужило причиной того, что преимущественное большинство социально-ответственных инициатив в Европе осуществляется в рамках стратегии увеличения прибыли. Данная модель используется преимущественно наикрупнейшими промышленными компаниями, достигнувшими стабильного уровня развития.
Японская модель коммуникаций строится на уровне индустриальной группы. Коммуникативность в Японии поддерживается самобытными культурными традициями, согласно которым управление бизнесом не может быть ограничено только целями организационного развития и получения максимальной прибыли.
Успешная предпринимательская деятельность, по мнению японцев, возможна только через правильное мировосприятие, достижение гармонии человека, общества и окружающей среды, осознание своей ответственности перед обществом и стремление к прогрессу цивилизации в целом.
Альтруизм является неотъемлемой частью японцев, работа в команде ценится превыше всего. Однако не стоит думать, что японцы подчиняются закону большинство, но в бизнесе они готовы идти на уступки ради достижения общей цели.
Такой специфический подход является сложным для понимания в рамках традиционной европейской (в том числе и славянской) культуры, что делает его непопулярным и сложным для внедрения в национальной экономике.
Зарубежный Дальний Восток отличается от остальных частей мира многоликостью и многогранностью как в экономическом, так и культурном и лингвистическом плане. Повышение уровня жизни и борьба с бедностью являются главными вопросами азиатских политиков и бизнесменов, что резко контрастирует с интересами западных стран, где все внимание фокусируется на поддержании уже имеющегося высокого уровня жизни, развитие концепций «качество жизни» и непрерывного благополучия (well-being).
Азия больше, чем другие регионы, представляет собой динамическое смешение развитой и развивающейся экономик.
Нарастающая экономическая мощь Азии свидетельствует, прежде всего, об усиливающейся политической власти.
Азиатские бизнесмены и политики менее зависимы от установленных интернациональных принципов и стандартов в вопросах социального плана, чем западные компании. Во-первых, это является результатом того, что стандарты не универсальны и созданы, опираясь преимущественно на западные интересы и ценности, и для решения проблем западных стран. Во-вторых, это связано с желанием поставить на первое место вопросы, связанные с экономическим ростом, а также склонностью азиатов к достижению компромиссов, что отличается от западных подходов, основанных на строгом соблюдении законов.
Таблица 1. Национальные коммуникативные модели в сфере бизнес-образования
Модель Роли участников Условия реализации Результат
Европейская Иерархичны (обучающий/ обучаемые) Стандартные открытые программы, предлагаемые на рынке в качестве готового продукта Прирост теоретических и практических знаний, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности, карьерного роста, реализации жизненных проектов
Азиатская Иерархичны
(эксперт-преподаватель/ профессионалы-слушатели) Узкоспециализированные открытые программы; закрытые корпоративные программы, создаваемые под конкретного заказчика; мастер-классы; диагностические и консалтинговые услуги Прирост теоретических знаний и практических навыков для решения текущих профессиональных задач, профессионального самосовершенствования, карьерного и должностного роста
Американская Динамичны (роли участников меняются в ходе взаимодействия) Закрытые корпоративные программы (тренинги), проектируемые для решения существующей (выявленной) проблемы заказчика Совместное «рождение» нового знания, выработка инновационных подходов для решения нестандартных задач
Отечественная Определяются в ходе взаимодействия (позиция преподавателя «исключена» из статусно-ролевой иерархии) Закрытые корпоративные программы (тренинги), проектируемые для решения проблемы заказчика, создания корпоративных технологий Совместное «рождение» нового знания, выработка инновационных подходов для решения нестандартных задач, разработка корпоративных технологий
Для менеджера эта модель дает возможность определить ценности и мотивации персонала за границей. В своей стране компетентный управляющий может судить об эффективности политики по отношению к другим национальностям и принимать правильные решения по управлению персоналом.
Бюрократическая система типична для стран, в которых деятельность развивается с некоторыми протекционистскими барьерами (как, например, в Японии). Подобный тип культуры чаще встречается в странах, где предприятия работают в условиях защищенного, стабильного рынка. Она характеризуется безличным стилем и абсолютным доверием строгим стандартам, нормам и процедурам. Идеалы такой системы - иерархическая пирамида и централизация власти с минимальной внутренней конкуренцией. в такой среде отлично работают менеджеры, имеющие качества хороших организаторов.
Система менеджмента характерна для стран - негоциантов, которые очень рано стали открытыми для свободной торговли и конкуренции (Нидерланды и Швеция). Эта культура часто встречается на предприятиях новаторского сектора с высокой степенью конкурентоспособности, которые смогли найти правильные стиль менеджмента и заботятся о возможности усовершенствования своей деятельности. С опорой на гибкую организацию, способную адаптироваться к различным условиям, предприятие такого типа занимает лидирующие позиции, выгодно используя рекомендации топ- менеджера. [11, с.107]
Техническая система свойственна странам, которые имеют долгую традицию технических экспертиз (Германия и Великобритания). Такая культура широко распространена на предприятиях традиционно стабильных секторов производства. Она характеризуется довольно авторитарным стилем руководства и основывается на технических знаниях. Опираясь на строго структурированную организацию предприятия по должностям, крупные административные «боссы» стараются выстроить империю власти вокруг своих «ноу-хау», что усиливает конкуренцию между отделами. В результате на вершине власти оказываются высшие технические кадры.
Глава 3.Современные коммуникативные модели бизнес-образования
В современной практике общепризнанным мировым трендом (в том числе и в Российской Федерации) является развитие разнообразных механизмов и форм взаимодействия между государством и бизнесом в образовательной сфере. Данное направление находит отражение в стратегических документах, определяющих развитие национальных систем образования стран Европы, Латинской Америки, Азии. Так, в сентябре 2015 г. Правительством Республики Ирландия принята новая шестилетняя программа по обеспечению крупных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере образования, с привлечением бизнес организаций «Основные направления плана капитальных инвестиций на 2016-2021 годы», стоимостью в 27 млрд. евро. В рамках развития данного направления в странах Латинской Америки, произошли образовательные реформы, связанные с изменениями в области управления: от правительственного уровня до трансформации системы управления самих образовательных организаций. Одним из основных результатов этих реформ стал постепенный рост участия частного сектора в системе образования.
Важность задач по формированию механизмов привлечения бизнеса в систему образования определена президентом Российской Федерации на заседании Государственного совета Российской Федерации по развитию образования в декабре 2015 года.
Международный опыт свидетельствует о наличии трех, наиболее успешно зарекомендовавших себя механизма взаимодействия государства и бизнес-сообществ в сфере образования - это социальное партнерство, благотворительность и государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Василик М.А. Основы теории коммуникаций / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гар-арики, 2013. - 615 c.
2. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 224c.
3. Григорьев Б.В., Чумакова В.И. Межкультурные коммуникации // СПб., «Петрополис» 2008. 401с.
4. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М., 201 1. - 156 с.
5. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. - М., 2003.
6. Инглхарт Р. Культура и демократия. // Культуры имеют значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. - М., 2002.
7. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М.: Дело, 2014. - 432 с.
8. Мелехова В.Е. Стратегия формирования организационной культуры предприятия сферы услуг. - СПб.: НПЦ ПСН, 2011. - 119 с.
9. Наумов А.И. Качества менеджмента ХХІ века/ Менеджмент сегодня, 2004, № 6.
10. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М., 1994.
11. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. Р. Валент, 2010. - 215 c.
12. Скопова Л.В. Деловые переговоры в условиях межкультурной коммуникации - монография научное издание.
13. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2014. - 130 с