Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Василий Каменский – один из самобытнейших и ярких советских поэтов. Он поэт буйной удали, молодого задора, всепобеждающего оптимизма. «Своеобразнейшим писателем», автором «отличных» стихов, человеком «со своим лицом» называл Каменского М. Горький.
Больше пятидесяти книг написано рукой Василия Каменского. И все же творчество его недостаточно широко известно.
Василий Каменский – и в моем представлении возникает образ разностороннего писателя — поэта, прозаика, очеркиста, мемуариста, драматурга. Образ жизнерадостного, жизнелюбивого человека с интересной судьбой.
Он начинал жизненный путь мелким чиновником, был провинциальным актером, учился на Петербургских высших сельскохозяйственных курсах, летал на аэропланах и стал профессиональным дипломированным авиатором на заре авиации в России…
Футурист Каменский всегда поддерживал Маяковского, как и то его, в годы до революции, а потом, уже после октября, продолжил творческую деятельность как писатель, искренне воспринявший социалистическую революцию.
Вышла книга о жизни Каменского - «Путь энтузиаста», и это название очень точно выражает основную направленность всего его творчества. «Этот жизненный энтузиазм, – так писал Луначарский А. В. о Каменском в статье, которая была создана в честь 25-летия его литературной деятельности, – и это стремление заразить им составляют большую долю каждого жизнерадостного, оптимистического поэта.
Благодаря энтузиазму, Василий Каменский стал жизнерадостным и оптимистичным поэтом. Для своих напряженных, веселых и грустных эмоций, для своей радости жизни Каменский сумел найти оригинальную, глубоко личную внешнюю форму».
В 1910 году Василий Каменский выпускает повесть «Землянка». Это было его первое литературное произведение. Его положительно встретили критики, что и дало толчок для его дальнейшего творчества.
Впервые книга «Землянка» была выпущена в Петербурге и сразу стала книгой лирической прозы, большой лирической поэмой.
Тема дороги, путешествия, являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека, имеет большое значение в литературных произведениях, занимает важное место в творчестве русских писателей XIX века. Именно поэтому мы взяли для исследования эту тему. В своей работе мы обратились к произведению Василий Каменского «Землянка».
В настоящей курсовой работе мы рассмотрим следующие моменты:
- жизнь и творческий путь Василия Каменского,
- отношение критиков к творчеству писателя,
- отличительные черты произведения «Землянка»,
- раскрытие темы дороги в произведении «Землянка».
Глава 1. Творчество Василия Каменского в интерпретации критиков и литературоведов
1.1. О Василии Каменском – жизнь и творчество
Василий Васильевич Каменский родился 17 апреля 1884 года в селе Боровское Пермской губернии в семье смотрителя золотых приисков Василия Филипповича Каменского и дочери камского капитана Евстолии Гаврииловны Серебренниковой. Он рано потерял родителей и воспитывался в семье тети – Александры Гавриловны Трущовой.
Василий рос вместе с братьями на вольном воздухе в деревянном доме на самом берегу Камы, гоняя голубей и уезжая рыбачить на камские острова. С этих лет и на всю жизнь Василий Каменский сохранил любовь к природе и детскую радость от того, что рос и созерцал первозданную красоту Камы.
В семь лет Василий Каменский отдан в школу при Слудской церкви, а через два года Каменский был переведен в городскую школу. Василий полюбил книги, он запоем читал и заучивал наизусть стихи великих классиков, любил приключенческую литературу, стал мечтать о путешествиях. В 11 лет Каменский начал писать первые стихи о сиротской доле и о человеческих горестях.
«Весна открыла Каму,
А я открыл окно.
Зачем, зачем мне сиротою
Остаться суждено.
Пароходики, возьмите меня,
Увезите в неизвестные края»
К 16 годам Василий успел закончить два класса церковно приходской школы, а в 1900 году проходил обучение в пермском училище. Во время учебы увлекся русской литературой, любил читать Пушкина, Некрасова, Лермонтова и Гоголя. После стал увлекаться чтением приключенческого жанра: Фенимором Купером, Майн Ридом и Жюлем Верном. Также, в годы ранней юности любил гулять по Каме, рыбачить и проводить время в компании сверстников.
Трудовую деятельность начал в главной бухгалтерии Пермской железной дороги. Вскоре, после начала работы, стал печататься в пермской периодике. Первая статья «В народной столовой» вышла под псевдонимом «Посетитель – ский» в газете «Пермский край». В это же время Василий Каменский серьезно увлекается театром. Так начинается новый этап жизни будущего столпа футуризма.
В 1902 году, Василий Каменский, вместе с одной из театральных групп уезжает в гастроли по империи. В это время он совершает путешествие по России и знакомится со Всеволодом Мейрхольдом, выступавшим в то время на юге России. В 1903 году, благодаря одному из своих знакомых, Василий Каменский совершает путешествие в Турцию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. По возвращению из Турции, он пытается начать актерскую карьеру, однако по совету своего друга Мейрхольда, бросает эти попытки. В 1904 году возвращается в Пермь.
Из Перми, Каменский уезжает на работу в город Нижний Тагил. Здесь он снова работает на железной дороге. Однако революция 1905 года сильно поменяла его жизнь. Василий организует забастовку в одном из цехов, за это его посадили в нижнетагильскую тюрьму. Из Нижнего Тагила Василия Каменского переправляют в одиночную камеру нижнетурьинской тюрьма. Из-за ужасных условий содержания он объявил голодовку, которая сильно подорвала здоровье. В 1906 году, больного Каменского выпустили из тюрьмы, и он дал соглашение на подписку о невыезде.
Каменский не соблюдает подписку и тайно уезжает сначала в Пермь, а затем в Севастополь. Из Севастополя он совершает путешествие по тогдашней Персии и уже знакомой ему Турции. В конце 1906 года Василий Каменский вернулся в Россию, после чего едет прямо в Санкт-Петербург. Здесь он сдает экзамен на курс гимназии и поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. Начинается столичный этап жизни поэта. В это время он увлекает живописью, которая стала одной из его отдушин.
В.В. Каменский есть в списках первых русских авиаторов, он летал и падал, умирал и воскресал.
На своей визитке (хранится в Пермском музее) он написал так: «Василий Каменский – футурист-песнебоец, пилот-авиатор Всероссийского аэроклуба».
Не случайно именно Василий Каменский и его друг Велимир Хлебников стали применять слово «самолёт» (ранее существовала пароходная компания «Самолет») в новом контексте. Для тех лет – начала ХХ века – более привычным было называть летающую машину тяжелее воздуха аэропланом.
Петлю Нестерова – высший пилотаж того времени – Каменский не сделал. Но – готовился к этому (о чём вспоминал друг поэта народный артист И.С.Козловский).
В небе не сделал – но он выписывал головокружительные «петли» в своём молодом новаторском творчестве. В стихах, в живописи Каменский осваивал своеобразные «фигуры» высшего пилотажа, войдя в историю футуризма и русского авангарда.
Разносторонняя творческая одарённость первого пермского авиатора проявилась и в технической сфере. Известный факт: в 1911 году он переделал свой вконец истрёпанный аэроплан «Блерио» в аэроход.
Сам Василий Каменский пишет о полетах как о свершившемся факте (см. его мемуары «Путь энтузиаста», публикацию в газете «Звезда» «Первый аэроплан в Перми», 18 августа 1936).
Однако в данном случае свидетельство Каменского не всех убеждает: поэт может и слегка додумать события, мистифицировать факт (как было, к примеру, с его появлением на свет, якобы, на пароходе). Погрузиться в то время, в далекий 1911 год, приблизиться к истине нам помогут воспоминания современников, подшивки дореволюционных газет и архивные источники.
Главное в Каменском, конечно, то, что он поэт. Но и в поэзии путь его был пестрым, негладким. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, В. Маяковским он был основателем и блюстителем русского футуризма, уйдя от которого, стал ярким поэтом нашей революции. Исторические поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачев», «Иван Болотников», воспевающие стихию крестьянских восстаний; горячие стихи об Урале, которому Каменский, родившийся в центре Уральского хребта, был верен всю жизнь; своеобразие поэтического почерка поставили его в ряд известных отечественных поэтов.
Но в то же время, написав более пятидесяти книг он таки и остался непопулярным поэтом и писателем.
Однако С. Гинц, который был знаком с Каменским и писал о нем книгу, говорил: «В своей первой автобиографической книге Василий Каменский так начал главу «Рожденье»: «Я родился 1884 в 5-й день апреля — в центре Урала — в 35 верстах от Теплой горы в поселке Боровское, на золотых приисках».
В «Автобиографии», которую он предпослал своей книге «И это есть», вышедшей через девять лет, в 1927 году, Каменский, вопреки своему первоначальному и, очевидно, правильному утверждению, писал:
«Родился 5 апреля 1884 года, на пароходе, на р. Каме, меж Пермью и Сарапулом».
В своей мемуарной книге «Путь энтузиаста», вышедшей в 1931 году, он утверждает:
«Первым весенним рейсом, среди дотаивающих плывучих льдин, из Перми в Нижний Новгород шел камский пароход.
Командиром этого парохода был Гавриил Серебренников, мой дед (со стороны матери).
В 18-й день апреля (по новому стилю. — С. Гинц) 1884 года я родился в пароходской каюте деда — на Каме меж Пермью и Сарапулом.
Меня, новорожденного, мать Евстолия Гавриловна увезла сейчас же домой — в центр Урала (40 верст от Теплой горы) в поселок Боровское, где мой отец, Василий Филиппович, служил смотрителем золотых приисков».
Родителей своих Каменский помнил очень смутно.