Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стандартным для общей теории права и науки административного права является понимание статуса субъекта административного права как его правового положения в административно-правовой сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений . При этом в структуру как общего правового статуса, так и административно-правового статуса включаются различные элементы: административная правосубъектность (право- и дееспособность); система прав, свобод и обязанностей; гарантии прав и свобод; административная ответственность. В качестве спорного элемента правового статуса традиционно называется гражданство, являющееся необходимой предпосылкой реализации полного объема прав и свобод, предоставляемых ей конкретным государством.
Традиционно ученые-административисты анализируют административно-правовой статус того или иного субъекта исходя из того, относится ли этот субъект к частным или публичным, то есть его правосубъектность, права, обязанности и их гарантии, а также ответственность ставятся в зависимость от наличия или отсутствия властных полномочий. Выяснение статуса субъекта административного права представляется с этой позиции весьма интересным и актуальным.
Объектом курсовой работы выступают отношения, которые складываются в функционировании субъектов административного права.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с правовым статусом субъектов административного права.
Цель работы состоит в том, чтобы на базе теоретических представлений, действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики рассмотреть особенности правового статуса субъектов административного права.
Для достижения обозначенной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие субъектов административного права;
- выделить систему субъектов административного права;
- обозначить права и обязанности арбитражного управляющего как субъекта административного права;
- рассмотреть особенности правового статуса медицинской организации как субъекта административного права.
При выполнении курсовой работы использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) и частнонаучные (формально-логический, сравнительный и др.) методы правовых исследований.
Теоретическую основу работы составили различные статьи по рассматриваемой теме, учебники таких авторов, как Ю. В. Исмагиловой, Ю. И. Мигачева, Л. Л. Попова, О. А. Ястребова и др.
Нормативную основу составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие субъектов административного права
Под субъектом административного права следует понимать определенное лицо либо организацию, которые на основании действующего законодательства могут выступать участниками (сторонами) регламентируемых административным правом управленческих правоотношений, носителями конкретных прав и обязанностей. Круг подобных субъектов обширен. Основное, что может их объединить – это имеющееся особое правовое качество, то есть обладание административной правоспособностью. Под такой правоспособностью понимается проявление общей правоспособности, т.е. закрепленной и защищаемой правовыми положениями возможности этого субъекта (гражданина, исполнительного органа и других) вступать в разного рода правовые отношения. То есть, это способность приобретать определенный набор правовых обязанностей и прав и нести ответственность за их выполнение. Таким образом, правоспособность выступает предпосылкой появления правовых отношений с участием конкретного субъекта.
Административная правоспособность по своей сути устанавливается особенностями управленческой области. Следовательно, каждый, кто положениями административного права наделен правомочиями в данной сфере, выступает как субъект административного права. Значимым для них свойством выступает возможность являться участником определенных административно-правовых отношений, но не само данное участие. Соответственно, упоминая о субъектах административного права, нужно подразумевать в первую очередь не их перечень, а главные позиции, которые характеризуют административно-правовой статус любого из них.
Административная правоспособность появляется с момента появления на свет физического лица либо формирования организации и прекращается со смертью физического лица либо ликвидации организации. Объем и содержание административной правоспособности закрепляется законодательством, которые имеют положения административного права.
Определенный объем правомочий субъектов в области административного права устанавливается рядом конкретных факторов. Например, на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято лишь с наступлением у них совершеннолетия. От призыва на военную службу могут быть освобождены граждане, которые были признаны не годными либо ограниченно годными к военной службе по состоянию своего здоровья. В отдельных случаях, закрепленных данным Федеральным законом, гражданам может быть дана отсрочка от призыва на военную службу как по состоянию здоровья, так и по семейному положению и для продолжения образования.
Административная правоспособность граждан является базой для административной дееспособности. Под которой понимается способность субъекта административного права своими определенными действиями реализовывать предоставленные права, осуществлять закрепленные в законодательстве обязанности, а также нести установленную административную ответственность за свое поведение. Таким образом, субъекты административного права являются субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они наделены практической способностью выполнять свою административную правоспособность в границах установленных административно-правовых отношений. Однако для этого необходимо, чтобы они имели административную дееспособность. Налицо соотношение административно-правового статуса того либо другого субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практического выполнения в обстоятельствах управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также выступает главнейшим структурным элементом административно-правового статуса вместе с правоспособностью.
Момент появления административной дееспособности ясно административным законодательством не закре
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 13.03.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 30.03.1998. - № 13. - Ст. 1475.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - Ст. 4190.
6. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об инновационном центре «Сколково» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 04.10.2010. - № 40. - Ст. 4970.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
8. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 04.09.2020) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2013 № 27723) // Российская газета. - № 65. - 27.03.2013.
Научная и учебная литература
9. Андреев С.Е. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Изд-во Тихомирова М.Ю.; Юринформцентр, 2005. 336 с.
10. Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М.: Норма, 2008. С. 25.
11. Бородач М.В. Методологические превратности практической реализации норм Конституции России о формах собственности, или «Публична ли публичная собственность?» // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 10 – 14.
12. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Монография / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Норма, 2017. 304 с.
13. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 144 с.
14. Добрева А.П. Публичная функция адвокатуры // Адвокатская практика. 2017. № 4. С. 3 - 7.
15. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2022.
16. Загоруйко И.Ю. Административно-правовой статус арбитражного управляющего // Административное право и процесс. 2021. № 4. С. 11 - 14.
17. Исмагилова Ю.В. Система субъектов, участвующих в оказании психологической помощи населению // Административное право и процесс. 2021. № 11. С. 72 - 75.
18. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практич. пособ. М.: Волтерс Клувер, 2006. 360 с.
19. Киселев А.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 6. С. 108.
20. Кичик К.В. Законодательство России о публичных закупках (обзорная статья) // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. 250 с.
21. Кобозева Н.Г. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практическое пособие. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2017. 208 с.
22. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2007. С. 167.
23. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: Монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 60.
24. Ордина О.Н. К вопросу об особенностях источников административного права // Административное право и процесс. 2020. №N 8. С. 22 - 25.
25. Петров Д.А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемой организации // Гражданское право. 2013. № 1. С. 15 – 20.
26. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
27. Посулихина Н.С. Административные процедуры как объект лицензирования медицинской деятельности // Административное право и процесс. 2015. № 9. С. 85.
28. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / С.А. Белов, Е.В. Гриценко, Д.А. Жмулина и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
29. Россинский Б.В. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права // Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд. М.: Норма, 2008. С. 331.
30. Синюгин В.Ю. Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции // Административное право и процесс. 2014. № 11. С. 25 - 28.
31. Сметанина Е.Е. Административно-правовой подход к разграничению субъектов на частные и публичные // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 3 - 6.
32. Спиридонов П.Е. Некоммерческие организации как субъекты административного права // Lex russica. 2019. № 1. С. 51 - 61.
33. Тихомиров А.В. Проблемы гармонизации специального законодательства в сфере медицинских услуг // Главный врач: хозяйство и право. 2013. № 4. С. 5.
34. Штатина М.А., Лещенков Ф.А. Опыт правового регулирования разрешительной системы в странах Европейского союза // Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015. С. 794 - 795.
35. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125 - 140.
36. Ястребов О.А. Публичные субъекты административного права. М., 2009. С. 7.
37. Ястребов О.А. Публичный субъект и частный субъект административного права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 175 - 176.
Судебная практика
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2022.
39. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. № 9. 2009.