Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Жизнедеятельность человека требует от нее огромной физической и нервно-эмоциональной выносливости, способности противостоять разнообразным перенапряжением. На повышение таких свойств организма и повышения адаптационных способностей человека влияют различные средства: закаливание организма, медицинские средства, режим питания и планирование отдыха, а также двигательная активность.
Анализ классификационных программ с определением художественной гимнастики и акробатики как самостоятельного вида спорта, а также анализ содержания произвольных комбинаций последних лет показал, что в арсенале художественной гимнастики, в который входят такие элементы, как раунды, равновесия , специфические элементы (спирали, волны, качели), наклоны, прыжки. Высокие требования к прыжкам в художественной и акробатической гимнастике требуют разработки адекватной методики ее совершенствования.
Изучению, анализу и применению средствам и методам силовой подготовки спортсменов на практике посвящены исследования Абрамчука А. Г., Верхошанского Ю. В., Зайцевой В. В. и др.
Цель исследования: выявление особенностей развития мышечной силы у спортсменов разных специализаций (художественная гимнастика и спортивная акробатика
Объект исследования: мышечная сила в структуре двигательной деятельности спортсменов.
Предмет исследования: развитие мышечной силы у спортсменов разных специализаций (художественная гимнастика и спортивная акробатика)
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие мышечной силы и его интерпретация в современной научной мысли;
2. Раскрыть специфику художественной гимнастики и акробатики с точки зрения выполнения сложных движений;
3. Указать направления развития мышечной силы у спортсменов разных специализаций (художественная гимнастика и спортивная акробатика);
4. Организовать, провести исследование и представить результаты исследования мышечной силы у спортсменов разных специализаций (художественная гимнастика и спортивная акробатика).
1 глава. Теоретические основы развития мышечной силы у спортсменов разных специализаций (художественная гимнастика и спортивная акробатика)
1.1. Понятие мышечной силы и его интерпретация в современной научной мысли
Всестороннее физическое развитие молодежи является одним из важнейших задач общества, и одним из главных средств, что используется для достижения этой цели, является развитие основных двигательных качеств человека-силы, выносливости, ловкости, скорости и гибкости [1].
Развитие силовых качеств человека имеет давнюю историю. Человечество давно понятно: чтобы быть сильным, необходимо выполнять физические упражнения разной степени сложности, закаляя организм. В поднимании тяжестей соревновались даже участники древних Олимпийских игр, и этот факт подтверждается археологической находкой в Олимпии, где был найден каменный блок-гиря размером 68*38*33 см и весом 143 кг.
Мышца– это ткань, которая содержит сократительные клетки, которые имеют свойство превращать химическую энергию в механическую.
Сила– это понятие, которое используется для описания взаимодействия объекта с другими объектами окружающего мира. Сила это векторная величина, которая характеризуется величиной, направлением и точкой приложения. Мышечное усилие может быть схематически изображено в виде стрелки, которая имеет величину и направление. Приложения мышечной силы рассматривается с четырех позиций для анализа движения человека:
- большинство мышц скелета создают усилия поперек сустава и могут
вызвать поворот сегмента, это позволяет рассматривать много функций тела человека с позиции теории механических машин;
- тело человека можно рассматривать, как последовательность жестких сегментов, деформации мягких тканей и движение жидкостей в теле не имеют большого влияния на движение;
- направление вектора мышечной силы является прямой линией между проксимальным и дистальным прикреплением, причем сила считается приложенной в точках прикрепления. Фактически мышца прикрепляется не в
одной точке, а имеет определенную площадь прикрепления. Но если размеры площади довольно-таки малы в сравнении с другими размерами системы, то
прилагаемое усилие рассматривается, как точка. Если площадь прикрепления
мышцы значительная (например, трапецевидная, грудная мышцы) то мышечное усилие представляется несколькими линиями действий;
- движение возникает тогда, когда есть несбалансированность сил системы (закон инерции).
Механический анализ действия нескольких мышц, которые пересекают сустав позволяет определять скорее результат мышечного усилия чем силу, которая осуществляется отдельными мышцами.
В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или поддерживать вес. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают по-разному. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются или укорачиваются, их работа называется концентрической. Мышцы, которые сопротивляются некоторому сопротивлению, могут растягиваться, когда они напряжены, например, при переносе очень тяжелого груза. В этом случае их работа называется эксцентричной.
Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешнем стрессе
называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышц от предлагаемой нагрузки зависит не только величина сокращения, но и скорость, и чем меньше нагрузка, тем больше скорость сокращения. Этот вид работы мышц имеет место при силовых упражнениях с преодолением внешних отягощений (штанги, гантели, гири).
Упражнения со штангой и другими подобными снарядами при выполнении на высокой скорости не дают должного эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают ускорение снаряду, и дальнейшая работа по пути во многом выполняется по инерции . Поэтому упражнения со штангой и другими подобными предметами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами в основном используются для развития максимальной силы и набора мышечной массы, выполняются они равномерно в медленном и среднем темпе. Однако эти недостатки работы со штангой, гантелями, гирями в достаточной мере компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений.
При выполнении движений человек часто проявляет силу без изменения длины мышц. Такой режим работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют максимальную силу [2; 3].
Мышечная сила является важным показателем функционального состояния опорно-двигательного аппарата человека. Характеризуется максимальным напряжением, которое могут создать мышцы при их возбуждении.
Максимальная сила мышцы зависит от количества и толщины ее волокон, частоты нервных импульсов, скорости мышечных сокращений и возникает при вовлечении в работу всех двигательных единиц.
Сила человека характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного усилия. Это зависит от возраста и пола, от состояния здоровья и от эмоционального состояния.
Для измерения мышечной силы применяют динамометры: кистевой и становой.
Максимальная сила кисти, кгс вычисляется как среднее арифметическое трех сдавливаний динамометра с максимальной силой через одну минуту.
Развивая напряжение и сокращение, мышца способна выполнять механическую работу. Он лучше всего работает при средних нагрузках и средних скоростях.
Это явление называется законом средних зарядов.
Эффективность использования двигательного аппарата человека в процессе труда зависит не только от мышечной силы, но и от сопротивления. Мышечная выносливость – это способность поддерживать усилие на постоянном уровне в течение длительного времени.
Максимальная мышечная выносливость определяется сохранением максимального усилия в течение одной минуты.
Соотношение между мышечной силой и выносливостью характеризует работоспособность человека.
Измерение мышечной силы и определение коэффициента статической нагрузки рабочих в течение рабочего дня позволяет оценить динамику их работоспособности и уровень двигательной активности на работе.
Если снижение выносливости работника не
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации /Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2009 - 47 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки. 2-е изд., перераб. М. : Физкультура и спорт, 1977. 214 с.
3. Верхошанский Ю.В. Роль и место специализированной силовой подготовки в тренировочном процессе // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов». М., 1989. С. 5-6.
4. Гимнастика: учебник для вузов / М. Л. Журавин и [др.]; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2002. 443 с.
5. Горячева Н.Л., Чертихина Н.А., Андреенко Т.А., Павленко Е.П. Методика развития силовых способностей у акробатов мужских групп на этапе специализированной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №2 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-silovyh-sposobnostey-u-akrobatov-muzhskih-grupp-na-etape-spetsializirovannoy-podgotovki (дата обращения: 26.03.2022).
6. Загревский О.И., Загревский В.О. Методы силовой подготовки гимнастов // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №377. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-silovoy-podgotovki-gimnastov (дата обращения: 26.03.2022).
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М. : Физкультура и спорт, 1966. 198 с.
8. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М. : Сов. Россия, 1975. 192 с.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
10. Менхин Ю.В. Физическая подготовка // Гимнастика в трех измерениях. М. : Физкультура и спорт, 1979. С. 71-142.
11. Негребецкий И.А., Сашурин В.Р. Обучение силовым упражнениям // Гимнастика : сб. ст. М. : Физкультура и спорт, 1986. Вып. 1. С. 23-27.
12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М. : Астрель ; АСТ, 2003. 863 с.
13. Плетнев Б.А. Сравнительная эффективность мышечной деятельности в тренировке тяжелоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 25 с.
14. Попов Э.М. Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-skorostno-silovaya-podgotovka-kak-osnova-povysheniya-tehnicheskogo-masterstva-v-hudozhestvennoy-gimnastike (дата обращения: 27.03.2022).
15. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособие. – М.: Изд.центр «Академия».- 2010.
16. Семенов Л.П., Анциперов В.В. Обучение юных гимнастов сложным силовым статическим элементам // Гимнастика : сб. ст. М. : Физкультура и спорт, 1979. Вып. 1. С. 34 36.
17. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990. 4.
18. Уилмор Дж.К., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности : пер. с англ. Киев, 1997. 504 с.
19. Филиппов И.А., Сверигина Л. А., Селиванова И. В., Галимов Д.Р., Мифтахов И. Ю. Гимнастическая терминология для преподавателей, работающих со студентами в вузе / Филиппов И.А., Сверигина Л. А., Селиванова И. В., Галимов Д.Р., Мифтахов И. Ю./ Казань: эл. ресурс казанск. федеральн. ун-та, 2017.- 90 с.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,испр.и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ. высш. уч. зав. – М.: Изд.центр «Академия».- 2007.