Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность избранной темы предопределена неразработанностью теоретических и методологических положений по управлению виртуальными предприятиями, отсутствием методологического подхода к интегральной оценке степени достижения целей управления, критериев и специфики виртуальных предприятий.
Цель работы – теоретическое и практическое исследование инновационной формы ведения бизнеса на примере виртуальных предприятий.
Достижение цели практики возможно с решением следующих задач:
провести обзор крупнейших российских и зарубежных виртуальных компаний;
изучить состояние виртуальных предприятий в Российской Федерации: статистический анализ;
раскрыть актуальные проблемы виртуальных предприятий ;
рассмотреть инновации в развитии виртуальных предприятий;
раскрыть пути стимулирования развития виртуального бизнеса;
охарактеризовать риски виртуальных компаний и пути их снижения.
Объект исследования – инновационные предприятия экономики.
Предмет исследования – особенности современного виртуального предприятия.
Проблемами создания, функционирования виртуальных предприятий занимались А.Гершун, М.Горский, Г.Гольдштейн, Д.Иванов, В.Ивлев, Т.Попова, Т.Бойко, Н.И. Дерябин, Д.В. Стаханов, Г.Е. Крохичева, Ю.В. Пересветов, Ю.С. Попков, В.И. Тищенко и др.
Методологической базой исследования явились методы сравнительного анализа, методы научной абстракции, индукции и дедукции, сравнения, классификации, экспертной оценки, системного и ситуационного анализа, графический метод, комплекс методов исследований, объединенных системным подходом к изучению проблем арендных отношений.
Методической и информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники, учебные пособия, статьи в средствах массовой информации и сети Интернет, посвященные названной теме.
1. Современное состояние виртуальных предприятий
1.1 Обзор крупнейших российских и зарубежных виртуальных компаний
Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) является одним из самых молодых направлений в перечне сквозных технологий цифровой экономики. Заинтересованность в решениях на базе VR/AR и движение к реальному применению таких разработок в производственных процессах демонстрируют такие отрасли промышленности как нефтегазовый сектор, нефтехимия, металлургия, горнодобывающая промышленность, энергетика.
Рынок VR/AR-решений представляет собой неоднородную картину – наряду с крупными ИТ-компаниями и интеграторами, присутствующими на рынке не один десяток лет, свои услуги предлагают совсем молодые компании и стартапы, сразу сделавшие ставку именно на эти технологические направления [11, с. 45].
Технологии VR/AR позволяют осуществлять реинжиниринг существующих процессов и преобразовывать цепочку создания ценности. Основные направления использования VR/AR в промышленности. Проектирование и сборка: цифровое моделирование конструкции и операций с оборудованием, тестирование и изменение цифровой модели до реализации «в металле». Обучение в иммерсионной среде: погружение работника в виртуальную среду, максимально приближенную к реальной, для отработки навыков безопасного поведения на промышленных объектах и повышения производственной безопасности. Проверки и обеспечение качества: быстрый, тщательный мониторинг и контроль производственных активов и операций с помощью средств визуализации и информирования. Ремонт и обслуживание оборудования: использование визуализации и информирования в режиме реального времени, с целью поддержки выполнения задач обслуживания или ремонта.
К наиболее востребованным типам VR/AR-решений относятся: комплексные симуляторы и тренажеры для обучения операторов и ремонтников сложного технологического оборудования, в том числе, для обучения приемам безопасного ведения работ; тренажеры и симуляторы военного/специального назначения (авиатренажеры для пилотов, «виртуальное поле боя»); приложения дистанционного присутствия (дистанционная экспертиза, телемедицина, удаленная поддержка специалистов «в поле»); приложения архитектурной, конструкторской и научной визуализации.
Практически на всех крупнейших предприятиях сейчас стартовали программы внедрения инструментов Индустрии 4.0 и есть острая необходимость в повышении уровня промышленной безопасности. В частности, востребовано обучение с помощью VR-тренажеров. Виртуальная среда помогает отрабатывать любые сценарии: от изучения регламентов обслуживания промышленного оборудования до отработки действий сотрудников в нештатных ситуациях. Обучающие VR-инструменты уже применяются в нефтехимии, нефтегазовых, добывающих и энергетических компаниях. В ряде крупнейших индустриальных компаний России сейчас тестируются платформы дополненной реальности и решения ассистинговой реальности [30, с. 28].
Как и любой проект внедрения ИТ-решения, проект на базе VR/AR-технологий имеет в своей структуре стоимости традиционные компоненты – оборудование, ПО и услуги по интеграции. Однако, есть еще два компонента, специфичных именно для VR/AR-проектов – контент VR/AR и сценарии представления/использования контента. В зависимости от типа внедряемого решения, и общая стоимость проекта, и соотношение стоимостей между отдельными компонентами может существенно различаться. Но во всех типах проектов значительную (а часто – преобладающую) долю стоимости составляют специфические для приложений VR/AR затраты – разработка контента и сценария приложения.
По оценке экспертов TAdviser, большинство российских компаний, которые в настоящее время тестируют или уже перешли к промышленной эксплуатации VR/AR-решений, правильнее называть не заказчиками, а автономными разработчиками-пользователями VR/AR-решений. Практически все компании, принявшие участие в исследовании и ответившие на вопросы TAdviser, подтвердили, что пилотные проекты в области VR/AR они реализуют в значительной степени силами собственных специалистов, организованных в специальные центры компетенций.
Такие центры компетенций либо имеют достаточно узкую специализацию и сконцентрированы именно на направлениях VR/AR-технологий, либо входят в состав комплексных подразделений, ориентированных на решение задач цифровой трансформации, «Индустрии 4.0». Они, в частности, существуют в следующих компаниях: Газпром нефть – Центр технологий VR/AR, Центр цифровых инноваций; СИБУР – Центр трансформации «Индустрия 4.0»; ММК – Экспертный совет «ММК-Индустрия 4.0»; Росатом – Дирекция по цифровой трансформации.
По наблюдениям TAdviser, практически все компании промышленной, нефтегазовой, горнодобывающей, энергетической отраслей в той или иной степени сегодня демонстрируют интерес и экспериментируют с технологиями VR/AR. Однако, многие из них предпочитают пока не раскрывать результаты этих проектов.
Ведущие компании в области виртуальной реальности разрабатывают специализированные инструменты для таких функций, как обучение, образование и визуализация данных. В то же время, ориентированные на потребителя VR-компании продолжают поиски приложения, которое сделало бы виртуальную реальность популярной. Рынок по-прежнему сильно ориентирован на игры, но набирает обороты в таких областях, как потоковое вещание и социальные сети [20, с. 52].
Ниже перечислены ведущие компании в области виртуальной реальности, выделенные аналитическим агентством GlobalData.
Alphabet.
VR-амбиции Google меняются от продуктов к услугам. Cardboard на базе смартфона проигрывает автономным гарнитурам. Google также закрыл свои собственные подразделения разработки VR, Jump и Spotlight Stories и удалил приложение Play Movies & TV из Daydream. В результате гарнитура Daydream View борется с нехваткой контента. На своем мероприятии I / O 2019 компания объявила, что перенесет акцент с аппаратного обеспечения виртуальной реальности на программное обеспечение (приложения и игры), расширит охват Tilt Brush, YouTube VR, Google Street View и других сервисов.
Amazon.
Amazon позиционирует себя как поставщик услуг VR, а не как производитель устройств. В 2017 году Amazon Web Services (AWS) запустили Amazon Sumerian, управляемый сервис, цель которого - помочь разработчикам виртуальной реальности создавать VR, AR и 3D-приложения и игры. Сервис интегрирован с другими сервисами AWS. Sumerian совместим с рядом VR-платформ, включая Oculus Go, HTC Vive, Google Daydream и Lenovo Mirage. Amazon также представила VR-киоски для покупок и в партнерстве с HTC добавила приложения и игры Viveport в онлайн-магазин Amazon.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
2. Аутсорсинг в экономике предприятия / В. И. Малый, В. И. Попюк, С. Ю. Родионова [и др.]. – Саратов : Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020. – 214 с.
3. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э. А. Батраева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 390 с.
4. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
5. Волков, О. И. Экономика предприятия : учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
6. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
7. Гайдук, В. И. Экономика фирмы (предприятия) / В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
8. Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.
9. Кондратьева, И. В. Экономика предприятия : Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2-е изд., стереотип.. – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2021. – 232 с.
10. Корнеева, И. В. Экономика фирмы. Практикум : учебное пособие для вузов / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
11. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.
12. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли : учебник для вузов / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 266 с.
13. Малых, Н. И. Экономика гостиничного предприятия: Учебное пособие / Н.И. Малых, Н.Г. Можаева. – Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
14. Меняев, М. Ф. Цифровая экономика предприятия : учебник / М.Ф. Меняев. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 369 с.
15. Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия : учебник и практикум для вузов / О. И. Милкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 473 с.
16. Мокий, М. С. Экономика фирмы : учебник и практикум для вузов / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под редакцией М. С. Мокия. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
17. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
18. Низовкина, Н. Г. Управление затратами предприятия (организации) : учебное пособие для вузов / Н. Г. Низовкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
19. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
20. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 2. Производственный процесс : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 265 с.
21. Скобкин, С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 373 с.
22. Тертышник, М. И. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. И. Тертышник. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 631 с.
23. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания : учебник для бакалавров / А. М. Фридман. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 462 с.
24. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
25. Шимко, П. Д. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
26. Шимко, П. Д. Экономика транснациональной компании : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко, Д. П. Шимко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 339 с.
27. Экономика и управление на предприятии : учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 398 с.
28. Экономика организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 344 с.
29. Экономика организации. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
30. Экономика предприятий агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Р. Г. Ахметов [и др.] ; под общей редакцией Р. Г. Ахметова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 431 с.