Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обосновывается глубокой историей и основными теоретическими и практическими проблемами правового государства как в мире, так и в России. Основной теоретической проблемой в России является взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Одной из главных задач любого демократического правового государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Также с практической точки зрения проблема правового государства, в частности, в Российской Федерации, в первую очередь заключается в надлежащем обеспечении прав и свобод, что, как заметно, имеет шаткое положение.
Так, в рамках правового государства, у каждой личности должно обеспечиваться право выбора. На настоящий момент избирательные права граждан имеют особое значение, поскольку в силу недавних событий произошло множество различных нарушений. И, соответственно, это привело к неблагоприятным последствиям, в частности, по отношению к правам и свободам граждан, а также к Конституции РФ.
Таким образом, тема работы является актуальной и требует более детального исследования.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании принципов построения современных государств и их реализацию в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие правового и социального государства и принципы их построения;
рассмотреть реализацию принципов построения государства в Российской Федерации;
раскрыть признаки и принципы правового государства Российской Федерации: их соотношение;
охарактеризовать реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают принципы правового государства.
Предметом исследования являются законодательство РФ, работы ученых-правоведов в рамках развития концепции правового государства.
Методологической основой исследования явились диалектико- материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, программно-целевой методы, а также общетеоретические и честно - научные методы, такие как анализ, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция.
Обоснованная актуальностью, целями и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Принципы построения современных государств
1.1. Понятие правового и социального государства и принципы их построения
Этимология понятия «правовое государство» в российском обиходе имеет довольно глубокую историю. А если рассматривать мировую историю, то и вовсе уходит в века Античности. Однако, в рамках отечественной истории первые отголоски и попытки выявления сущности правового государства приходятся на 1861-1864 годы – годы отмены крепостного права и начало судебной реформы.
Основы отечественной модели правового государства заложил Н.М. Коркунов. Его учение основано на всестороннем изучении принципа законности, он также выявил особенности теории разделения властей применимо к Российской Федерации. Его основная мысль заключалась в том, что суть теории разделения властей заключается не в обеспечении самостоятельности каждой отдельной ветви власти, а в обеспечении системы сдержек, то есть их взаимоконтроль, препятствующий возвышению над другими ветвями власти.
В принятой 12.12.1993 на общенародном голосовании Конституции Российской Федерации [1] говорится, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Кроме того, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как «социальное государство» и как «светское государство». Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве, согласно Конституции, является ее многонациональный народ. Государственный суверенитет распространяется на всю территорию страны, а сама Конституция РФ и ее законы имеют верховенство на всей территории РФ.
В виде основ конституционного строя, Основной закон страны в первой главе закрепляет целый перечень принципиальных положений, которые определяют новизну общественного, государственного и правового устройства России по сравнению с предшествующим периодом ее истории.
Формирование российской модели правового государства все еще продолжается. За государственной властью можно проследить открытые действия, препятствующие реализации правового государства, который закреплён за сегодняшним российским государством в Конституции. От сюда следует, что в России существует только конституционная модель правового государства, которая признана непосредственно в конституционно-правовой отрасли, но не реализована в жизни.
Исходя из этого выявляются следующие факторы, которые необходимо устранить в рамках развития и становления модели правового государства в России: неорганизованность исполнения принципа разделения властей или его ненадлежащее осуществление, отсутствие необходимой продуктивно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях тех или иных ветвей власти, парадоксальный характер и неопределенность в системе организации исполнительной ветви власти и ее взаимодействии с представительной властью, чрезмерная асимметрия в федеративном государственном устройстве единого российского государства, отсутствие конкретной концепции по поводу распределения полномочий между Федерации и ее субъектами, отсутствие иерархии источников права, статус прокуратуры не определен должным образом, внутренние противоречия имеются в сфере местного самоуправления [3, с. 25].
Научно-правовая и практическая актуальность преодоления указанных проблем очевидна, потому что только на основании внутренне согласованной и правильной сбалансированной системы принципов, институтов, норм и процедур конституционализма будет возможным стабильное развитие правового государства.
Стабильность и долгосрочность отечественной модели правового государства являются необходимыми условиями его осуществления на практике. Соответственно, важнейшим условием для утверждения поправок исходной конституционной модели правового государства в Российской Федерации могут послужить принципы, нормы, механизмы и процедуры Конституции РФ – в рамках ее интерпретации, определенных изменений, улучшений, дополнений. Главная задача в связи с этим заключается в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках Конституции РФ, доступными конституционными средствами действовать в сфере обеспечения конституционных прав человека.
В отношениях президентской и законодательной властей необходимо обратить внимание на конкуренцию между актами Президента и федеральными законами. В Конституции РФ закреплено положение, согласно которому обязательные для исполнения на всей территории РФ указы и распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции и федеральным законам».
Таким образом, в сфере совершенствования и осуществления конституционной модели российского правового государства – принимая во внимание опыт и сегодняшний непростой путь к конституционализму и демократии – более острой и непростой будет становиться проблема соотношения исполнительной власти с представительной, полномочия которой соответствовали бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правового государства.
Стратегической задачей является преодоление устаревшего порока российской власти, а именно – тенденции к ее монопольному существованию и бесконтрольности – теперь уже, в постсоветский конституционный период истории.
Также, еще одним неотъемлемым элементом сущности правового статуса личности является общество, а в рамках правового регулирования – гражданское общество.
В российском обществе отсутствует традиция самой гражданской жизни, а представления населения о механизмах и природе формирования гражданского общества являются весьма упрощенными. Недооценена роль государства в процессе его построения.
Вместе с тем, довольно тесную связи и множество противоречий правовое государство проявляет при соотношении его с «социальным государством».
Сам термин «социальное государство» нашёл место и закрепился в научной литературе только в 1850 году Лоренцем фон Штейном. К середине 19 века стало очевидным, что теории сущности социального государства и регуляторов развития государственности стали недостаточными, появилась необходимость закрепления социальных функций за государством в законодательных актах. Таким закреплением и стал термин Л. Фон Штейна.
Социальное государство – это термин, относящийся к конституционно- правовому статусу в государства, который подразумевает конституционную гарантию экономических и социальных прав граждан, и одновременно с эти, соответствующих обязанностей государства. Он стал подразумевать, что государство должно было стремиться искоренить, или по крайней мере, свести к минимуму любые неоправданные социальные различия [15, с. 32].
Первым социальным государством был провозглашён в основном законе ФРГ в 1949 году. Так же и наша страна была провозглашена социальной, своё закрепление этот термин нашёл в 7 статье Конституции Российской Федерации: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Из положения нашей конституции вытекают следующие положения о конституционных обязанностях нашего государства:
Обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидам и пожилым гражданам;
Устанавливать государственные пособия и иные гарантии социальной защиты;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрайт, 2021. - 367 с.
3. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 – 640с.
4. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. – М.: РАП, 2021. – 560 с.
5. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 344 с.
6. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. – 384 с
7. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
8. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев – 3-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 526 с.
9. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 213 с.
10. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 816 с.
11. Матузов, Н. И. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 640 с.
12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 560 с.
14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 496 с.
15. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 6-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 475 с.
16. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: закон и право, 2021. – 447 с.
17. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум / Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 195 с.
18. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 272 с.
19. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. – 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 372 с.
20. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 512 с.