Фрагмент для ознакомления
2
Процесс государственной власти реализуется в различных отраслях общественной жизни, в различных формах и разными способами. Все это объясняет формирование особенного государственного механизма, под которым принято понимать всю общность органов, которые призваны реализовать процесс управления социумом и реализовать ведущие направления государственной работы.
Преступления против власти государства, интересов службы государства и органах в местном самоуправлении представляют из себя деяния, которые совершили государственные служащие и муниципальные служащие с применением собственных служебных полномочий и, которые посягают на нормальную работу в органах власти государства или органов в местном самоуправлении.
Уголовный Кодекс России анализирует должностные преступления в виде особенного вида преступного посягательства относительно, как объектов, так и субъектов. Должностные преступления или преступления, направленные против власти государства, интересов службы государства и службы в местном самоуправлении (глава 30 УК России): действия, которые посягают на нормальную, установленную законом работу государственного аппарата, осуществляемые должностными лицами с применением служебного положения. Это действия лиц, которые по итогу предоставленных государственных полномочий в отрасли управления пребывают в особенном положении относительно как государства, так и граждан.
Актуальность выбранной темы обусловлена, принципиальными изменениями в социально-экономической, социально-политической жизни, которые происходят в России за последние десятилетия, отказом от тоталитарных режимов, развитие многоукладной экономической направленности, что оказало воздействие на выявление данных преступлений в УК России. Опасность данных преступлений законодатель выделил тем, что разместил главу 30 в отделе X УК, которое носит название «Преступления против государственной власти».
Объектом исследования является злоупотребление должностными полномочиями в уголовном праве.
Предметом – отличия злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий».
Цель курсовой работы – изучение преступлений, которые связанны со злоупотреблением должностными обязанности.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- изучит понятие и признаки должностного лица;
- рассмотреть понятие должностного преступления;
- описать проблемы назначения наказания за должностные преступления;
- провести анализ проблемы квалификации злоупотребления должностными полномочиями;
- исследовать разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ч.1 ст.286 УК РФ);
- выделить перспективы снижения преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностными полномочиями.
Методологическая база курсовой работы состоит из нормативно-правовых актов. Кроме того, в ходе работы были применены следующие методы познания: специальный юридический, сравнительный правовой, исторический и прочие приемы обобщения научной информации и практического опыта.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды следующих авторов: В.В. Пикалёва, Ю.Н. Старилов, Е.А. Сунцова, С.А. Ходжалиев, Е.В. Царев, А.В. Шеслер и др.
Курсовая работа содержит введение; основную часть, состоящую из двух глав; заключение, где приводится итог; список источников и литературы.
1. ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1 Должностное лицо: понятие, признаки
Эволюция понятия «должностное лицо» в советской и российской науке административного права отличается долгой историей. В целом, нужно сказать, что исследуемому вопросу посвящалось множество работ исследователей в области административного права. По этой причине необходимо определить наиболее значимые моменты в этой области. Так, в развитии термина «должностное лицо» в правовой науке выделяются определенные этапы.
Первый этап длился до 1917 года, когда господствовало предельное расширительное толкование понятия «должностное лицо». Второй этап приходится на период с 1917 года по 1922 год. В этот период были приняты первые уголовные кодексы, которые закрепили предельно широкое понятие должностного лица, приравненное к понятию «служащий». Третий этап приходится на период с 1922 года по начало 60-х годов. Этот период характеризуется противоборством расширительной и ограничительной тенденции в развитии данного понятия, завершившийся принятием Уголовного кодекса 1960 года и принципиальной победой ограничительной тенденции. Важно обозначить, что в 50-е годы на текущем этапе в изучении понятия «должностное лицо и особенностей правонарушений, совершаемых должностными лицами, значительно преуспели специалисты административного права . Четвертый этап приходится на период с середины 60-х годов по середину 90-х годов. Это время считается периодом поиска нового определения должностного лица, характеризующийся различными подходами к данному определению представителей науки уголовного права, с одной стороны, и административного, трудового и экологического права, с другой стороны. Пятый этап начался с середины 90-х годов, когда взял свое начало процесс переосмысления такого понятия, обусловленный конструктивными изменениями, которые происходят в разных сферах российского государства. Эти изменения обусловили формирование фактически нового законодательства о государственной службе и поставили вопрос о необходимости уяснения понятия «должностное лицо» не только в отношении государственных структур, но и в отношении негосударственных организаций.
В то же время стоит обозначить, что второй частью данного периода считается 1 июля 2002 года, когда вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации , закрепивший в административном законодательстве понятие «должностное лицо». Выделенные периоды позволяют отметить основную характеристику, отличающую процесс формирования понятия должностного лица, которое обозначено указанными временными рамками. Это чередование «расширительного» и «ограничительного» толкований анализируемого понятия.
На протяжении длительного времени исследователи административного права в научной литературе понятие «должностное лицо» рассматривали только в рамках института государственной службы, при котором к таковому относились только служащие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, имеющих право совершать в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, влекущие юридически значимые последствия. Однако, важно помнить, что на понимание правового положения должностного лица в определенной степени оказывает влияние уровень экономического, политического и социального развития на отдельном историческом этапе государства.
В современных реалиях, учитывая отделение местного самоуправления от государственного управления и появление частного сектора экономики, статус должностного лица, естественно, недолжен быть связан только с нанесением таким лицом государственной службы либо с выполнением государственных функций . В сфере частного сектора бывают лица с признаками, которые идентичны функциям организационного распорядительства, которые осуществляются государственными и муниципальными лицами. Такими являются, в первую очередь, физические лица, которые занимают руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях, и собственники хозяйствующих субъектов. В соответствии с нормами действующего законодательства указанные лица не могут быть признаны должностными лицами.
Однако, ряд авторов в своих исследованиях называют их таковыми, выделяя их в особую группу должностных лиц. Они считают, что это не противоречит смыслу статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в примечании которой указано следующее: «Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители и другие работники иных организаций … несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное» .
Властные полномочия руководителей всех уровней коммерческих организаций по содержанию схожи с распорядительными полномочиями должностных лиц государственной службы. Обладающие такими полномочиями лица имеют право распоряжаться вверенным им имуществом, налагать дисциплинарные взыскания, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры или контракты. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в административном праве проявляется тенденция к новому расширению понятия «должностное лицо». Основным свидетельством формирования такого подхода является определение, прописанное в примечаниях к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которым к должностным лицам как субъектам административной ответственности относятся также и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в ходе выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
На текущем этапе эволюции понятия «должностное лицо» основная задача исследователей в области административного права заключается в поиске на основе уже имеющихся научных критериев таких характеристик должностного лица, которые могли бы приобрести статус общих для всех отраслей права. Например, совершение действий, которые влекут за собой определенные юридические последствия, в качестве одной из характеристик должностного лица считается в настоящее время верным практически всеми исследователями административного права .
Помимо всего вышесказанного в качестве еще одной общей для всех отраслей права характеристикой должностного лица в юридической литературе выделяют обладание полномочиями распорядительного характера. В это же время, необходимо отметить, что к сегодняшнему дню сложилось два понимания реализации распорядительных полномочий. Первое понимание заключается в том, что такие полномочия подлежат реализации в пределах организации, в котором несет гражданскую службу должностное лицо. Другими словами, в ходе осуществления своей профессиональной деятельности должностное лицо реализует организационно-распорядительные функции, включающие в себя, к примеру, руководство
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф (ред. от 04.03.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 16.03.2022)
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/185886/ (дата обращения: 16.03.2022)
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/186367/ (дата обращения: 16.03.2022)
5. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12152272 (дата обращения: 16.03.2022)
6. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403165372/ (дата обращения: 16.03.2022)
7. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5180342/ (дата обращения: 16.03.2022)
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (ред. от 24.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1792859/paragraph/1:0 (дата обращения: 16.03.2022)
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8355/ (дата обращения: 16.03.2022)
10. Бенефициары открытых государственных данных [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/201854/menedzhment/benefitsiary_otkrytyh_gosudarstvennyh_dannyh (дата обращения 16.03.2022)
11. Борисов И. Д. Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (Ч. 1 ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (Ч. 1 ст. 286 УК РФ) // Отечественная юриспруденция. 2018. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami-ch-1-st-285-uk-rf-i-prevysheniya-dolzhnostnyh-polnomochiy-ch-1-st-286-uk-rf (дата обращения: 16.03.2022).
12. Гольчевский В. Ф., Храмцова О. В. Подготовка сотрудников ГИБДД к обеспечению личной безопасности // Полицейская деятельность. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-sotrudnikov-gibdd-k-obespecheniyu-lichnoy-bezopasnosti (дата обращения: 16.03.2022).
13. Гребенникова С. С. Понятие преступности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2016. №1-2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-prestupnosti (дата обращения: 16.03.2022).
14. Давитадзе М.Д. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii (дата обращения: 16.03.2022).
15. Должностные преступления: громкие дела 2021 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.advo24.ru/publication/dolzhnostnye-prestupleniya-gromkie-dela-2021-goda.html/ (дата обращения: 16.03.2022)
16. Измайлова Д. Э., Нагучева А. З. Должностные лица как субъекты административной ответственности // Modern Science. 2021. № 5–3. С. 211
17. Измайлова Д. Э., Нагучева А. З. Должностные лица как субъекты административной ответственности // Modern Science. 2021. № 5–3. С. 210
18. Кадников Н. Г. Особенности уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-i-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochiy (дата обращения: 16.03.2022).
19. Камалова Г.Р. Открытые данные органов государственной власти: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-dannye-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения 16.03.2022)
20. Камалова Г.Р. Открытые данные органов государственной власти: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-dannye-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения 16.03.2022)
21. Клюев В.К. Правовые Коллизии Без Иллюзий / В.К. Клюев. – М.: Гостехиздат, 2018. – С.97
22. Кондрашова А. В. Общая характеристика должностных лиц как субъектов административной ответственности // Актуальные проблемы становления и развития правовой системы Российской Федерации. 2020. С. 30
23. Корбутова О.М. Полномочия, гарантии и функции должностного лица // Инновационная наука. 2021. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-garantii-i-funktsii-dolzhnostnogo-litsa (дата обращения: 16.03.2022).
24. Ляной, Н. А. Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации / Н. А. Ляной, И. Г. Ленёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85948/ (дата обращения: 16.03.2022).
25. Майоров А. В. Квалифицированные виды превышения должностных полномочий // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifitsirovannye-vidy-prevysheniya-dolzhnostnyh-polnomochiy (дата обращения: 16.03.2022).
26. Мамедов Р. А. Некоторые проблемы квалификации эксцесса исполнителя и иных соучастников преступления // Вопросы российской юстиции. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-kvalifikatsii-ekstsessa-ispolnitelya-i-inyh-souchastnikov-prestupleniya (дата обращения: 16.03.2022).
27. Махоткин В.П. Общественная опасность преступления. М.: Академия МВД РФ. 2015 – С.40
28. Михайлов И. Л., Ветчяинов Ю. И., Репринцев В. С. Юридические и фактические основания административной ответственности должностных лиц // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. 2019. С. 225
29. Наумов В.В., Щепотьев А.В. К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ // Вопросы экономики и управления. 2017. №1. С. 17
30. Ответственность за должностные преступления в России и зарубежных странах. /Отв. ред. Решетников Ф.М. — М.: Юридическая литература, 2018. – с. 102
31. Открытые данные [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/open_data/ (дата обращения 16.03.2022)
32. Официальная статистика судебного Департамента Верховного суда [Электронный ресурс]. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2021/10/d45144/ (дата обращения: 16.03.2022)
33. Палкина А. С. К вопросу пробельности административной ответственности должностных лиц в сфере градостроительной деятельности / // E-Scio. 2020. № 9 (48). С. 150
34. Пикалёва В. В. Проблемы квалификации превышения должностных полномочий // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 370-372. — URL https://moluch.ru/archive/94/21238/ (дата обращения: 16.03.2022).
35. Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / Методические рекомендации – Омск: Омская академия МВД России, 2013 г. С.24
36. Региональная экономика и управление. К вопросу государственного и муниципального регулирования [Электронный ресурс]. URL: http://eee-region.ru/article/4929/ (дата обращения 16.03.2022)
37. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. – С. 93
38. Сунцова Е. А. Особенности привлечения должностных лиц к административной (дисциплинарной) ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в системе следственного комитета Российской Федерации // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 2. С. 43
39. Ходжалиев С.А. Понятие состава преступления // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1068.
40. Царев Е. В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-obekta-prestupleniy-protiv-gosudarstvennoy-vlasti-interesov-gosudarstvennoy-sluzhby-i-sluzhby-v-organah (дата обращения: 16.03.2022).
41. Шеслер А. В. Исполнитель преступления // Lex Russica. 2016. №11 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitel-prestupleniya (дата обращения: 16.03.2022).