Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успешность обучения и воспитания в педагогическом процессе в целом определяется успешностью педагогов, детей и их родителей. Об успешности процесса обучения и воспитания следует говорить только тогда, когда хотя бы один из его участников переживает или пережил чувство радости и успеха.
Данная тема исследования притягивает внимание многих исследователей в области психологии и педагогики и изучена незначительно. Ее актуальность заключается еще и в том, что проблема, поднимаемая нами в этом исследовании, также имеет малую реализацию в практике образования. Особенно это касается проблемы психологической готовности к обучению в школе современных школьников и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей.
Проблема успешности обучения школьников является комплексной и решение ее возможно лишь при многоаспектном анализе данной проблемы с точки зрения психологии, педагогики, медицины и физиологии.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман). Следует отметить, что исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к ситуации школьного обучения малочисленны и в большинстве своем имеют описательный теоретический характер (В.К. Лосева, Т.А. Гусева, А.И. Луньков).
Под влиянием современных тенденций развития общества традиционно принятый образ семьи в последние десятилетия претерпел значительные изменения. Качественно новое воздействие социальных и экономических факторов, некогда во многом определяющих распределение ролей в семье и ее функции как специфической системы взаимоотношений, повлекло за собой общее ослабление прочности и качеств семейных отношений. Тем не менее роль семьи в воспитании подрастающего поколения не снижается и остается приоритетной.
Влияние семейного воспитания на развитие ребенка невероятно велико. Так как именно в семье ребенок приобретает первичный социальный опыт, проходит базовую ступень социализации. Семейное воспитание это ничто иное как устойчивая система воздействий воспитывающего характера на ребенка со стороны родителей и других членов семьи.
В каждой отдельно взятой семье эта система воздействий складывается индивидуально под влиянием опыта семейных взаимоотношений, установок родителей, их понимания процесса воспитания в целом. Тип семейного воспитания – это совокупность не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть переплетение известного стиля жизни семьи и взаимодействий между ее членами, а также присущие семье приемы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, тип семейного воспитания определяет общую канву формирования и развития личности ребенка.
Цель исследования: изучить наличие зависимости успешности и школьной мотивации младших школьников от стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить проблему успешности в учебной деятельности младших школьников;
• Проанализировать стили детско-родительских отношений;
• Провести исследование влияния стиля семейного воспитания на успешность обучения младшего школьника;
• Разработать рекомендации для работы с родителями.
Объект исследования: успешность младших школьников.
Предмет исследования: особенности школьной успешности младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Успешность в учебной деятельности младшего школьника
Проблемы обучения младших школьников ставят перед школой задачи оказания детям помощи как субъекту самосознания, самодеятельности, а в психолого-педагогической деятельности осуществлять необходимую поддержку успешности школьника в обучении.
Младший школьный возраст обхватывает возрастную категорию с 7 до 10 лет. В этом возрасте ребенок поступает в среднее учебное заведение. В данный этап растет подвижность нервных процессов, процессы возбуждения доминируют, это определяет свойственные особенности младших школьников, как завышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для развития целенаправленного произвольного поведения. Увеличивается выносливость, работоспособность, но для детей остается характерным повышенная утомляемость и ранимость. Физические модификации вызывают гигантские конфигурации в психологической жизни младшего школьника. В центре психического развития - формирование произвольности. Происходит улучшение познавательной деятельности, формирование высших психических функций, что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные мыслительные операции.
В этом возрасте ребята постепенно входят в осознаваемую фазу формирования личности. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, сохраняется бурное реагирование на задевающие их события и ситуации. Дети впечатлительны, эмоциональны и отзывчивы к окружающей среде. С другой стороны, переход в школьную жизнь рождает специфические эмоциональные переживания. Это влияет и на здоровье и поведение младших школьников.
Поступление в школу в жизни ребенка обязательно приходят в два противоречия: мотив желания и мотив долженствования. Первый мотив исходит от ребенка, а второй взрослыми.
Впервые понятие «учебная успешность» было введено Б.Г. Ананьевым. Согласно сформулированному исследователем определению учебная успешность определяется оптимальным сочетанием темпа, напряженности, индивидуального своеобразия (стиля) учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, для достижения определенных результатов. Успешность обучения согласно точке зрения В.А. Якунина определяется эффективностью руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, при котором высокие психологические результаты достигаются при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.) [3, с. 442].
Главным условием успешности обучения и одновременно личностного роста участников процесса (и учащихся, и преподавателей), по мнению В.Я. Ляудис, является активизация процессов целе- и смыслообразования, которая обеспечивается совместной продуктивной деятельностью, возникающей при совместном решении творческих задач.
Помимо этого, успешность обучения включает в себя успешное продвижение по ступеням и уровням образования, сопровождаемое овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками и развитием личностного потенциала, а также адаптацию в социуме посредством формирования социальной компетентности и вхождение в профессиональную деятельность.
Под педагогической поддержкой успешности младшего школьника в обучении понимается процесс организации сотрудничества учителя и ученика, направленный на преодоление трудностей в учении и содействие успешности в реализации возможностей каждого школьника на пути продвижения к успеху [16, с. 170].
Шереметова Н.В. выделяет ряд условий успешности обучения младших школьников [16, с. 171-173].
1) Создание ситуаций открытости и успеха с учетом специфики учебной деятельности младшего школьника. Смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому школьнику ситуацию успеха.
Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживание радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха - такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Успех - это то эмоциональное состояние, которое закрепляет в учащихся уверенность в своих силах. Однако, как указывают Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, следует учитывать, что если педагог, решая за ребенка его проблему, таким образом создает ему ситуацию успеха, то ребенок не только испытывает радость от избавления от проблем, но и усваивает способ избавления - «действовать вместо меня должен кто-то другой». При этом развивается уверенность не в своих силах, а в том, что кто-то другой обязан создать для него ситуацию успеха. Сознание ребенка формируется, во-первых, как амбициозное (т. е. стремящееся найти того, кому предъявить претензию и заставить ее выполнять), во-вторых, как абсолютно зависимое (если нет того, кому можно адресовать претензию, то «никто меня не понимает и не поддерживает»), в-третьих, как эгоистическое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.Д. Перфекционизм современных родителей как дисфункция чувства ответственности / Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания: материалы международной научно-практической конференции. СПб. 2015.
2. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / Пер с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2014
3. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях [Текст] / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - с. 442.
4. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - М.: Просвещение, 1985
5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2021
6. Воликова С. В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012, т. 22, №2. С.94 - 99
7. Воликова С. В., Холмогорова А.Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. №5 С.23 -32.
8. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. №1. С.23 - 31
9. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 2013. - No4. - с. 84-92
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2014
11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарика, 2005.
12. Культура современного урока [Текст] / Под ред. Н.Е. Щурковой. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - с. 33-35.
13. Лабковский М.В. Хочу и буду: принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым - «Автор», «Эксмо» 2017
14. Либин А.В. Дифференциальная психология: учебное пособие [Текст] / А.В. Либин. – М.: Эксмо, 2006. – с. 297-298
15. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: Мирос, 2002. – с. 106- 107
16. Шереметова Н.В. Условия реализации педагогической поддержки успешности в обучении младших школьников [Текст] / Н.В. Шереметова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67. - № 3. - с. 170-175
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб, 2001. 656 с.
18. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником [Текст] / С.Ю. Юдина // Начальная школа. - 2004. - № 8. - с. 16-19