Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы:
С 2000 года в нашей стране начали внедрять новый метод слухопротезирования - кохлеарную имплантацию. В результате внедрения данной методики в общеобразовательных школах появилась новая группа детей с нарушением слуха- дети с нарушением слуха, компенсированного кохлеарным имплантом. Такие дети получили возможность учиться в общеобразовательной школе и воспитываться в семье. Не исключением стала и наша школа, в которой открываются интегрированные классы для детей с нарушением слуха. В нашей школе в интегрированных классах на первой ступени получения образования обучаются слабослышащие дети, из них пять детей со слуховыми аппаратами и трое детей с кохлеарным имплантом.
Опыт работы с детьми с нарушением слуха имеется большой. Однако он не может полностью реализовываться в работе с детьми с кохлеарной имплантацией. В этом я полностью убедилась, когда стала работать с 2012 года с данной категорией учащихся, так как такие дети отличаются от слышащих, неслышащих (глухих) и слабослышащих сверстников. Это обусловлено тем, что до проведения операции дети не владели устной речью, по уровню развития близкой к возрастной норме, а вследствие этого у них не сформирован речевой образ и не развита речь. У некоторых обучающихся слуховая память пуста, в ней нет сохранившихся слуховых образов, поэтому опереться не на что. Наблюдения показывают, что для детей с кохлеарным имплантом характерно медленное усвоение словарного запаса, трудности в усвоении лексико-грамматических зависимостей, недостаточное понимание содержания предложений, текстов, несформированность словесно-логического и понятийного мышления. А это значит, что дети с кохлеарным имплантом представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим. Цель постановки импланта и последующей реабилитации - интеграция детей в речевую среду, более конкретно - это возможность обучаться в общеобразовательной школе, свободно общаться со сверстниками.
Но ребёнок не может сразу общаться с помощью правильной речи, целыми фразами, предложениями, участвовать в диалогах, понимать обращённую к нему речь без специальных приёмов и упражнений. Для того, чтобы учащийся свободно общался, необходимо накопление лексического запаса и формирование грамматического строя речи. Противоречие состоит в том, что категория обучающихся есть, но нет практического опыта работы с этими обучающимися. Проблема практически не отражена в отечественной педагогике, отсутствует методическая литература, не распространяется практический педагогический опыт. Чрезвычайно актуальным для меня стало обмен практическим опытом работы над формированием лексико-грамматического строя речи у обучающихся с кохлеарной имплантацией.
Начиная работу с обучающимися с кохлеарным имплантом, передо мной встал вопрос, какие необходимо использовать приёмы для формирования лексико-грамматического строя речи? Как организовать работу по овладению учащимися нормами речи и письма? Какие этапы должен пройти ребёнок с кохлеарным имплантом, чтобы овладеть программным материалом по формированию лексико-грамматического строя речи на уровне общеобразовательной программы в сроки, установленные как для здоровых детей. Работа по данному направлению позволяет мне решить проблему выбора приёмов и отбор практических упражнений для развития лексики и грамматики данной категории обучающихся на первой ступени получения образования. Исходя из этого были определены
Глава 1. Теоретические основы кохлеарной имплантации как метода реабилитации глухих детей
1.1 Сущность кохлеарной имплантации как метода реабилитации
В настоящее время единственным методом лечения, как полагает Сатаева А. И. больных с тотальной потерей слуха является кохлеарная имплантация. Кохлеарная имплантация (КИ) — это вживление многоканальных электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранных афферентных волокон слухового нерва. [17]
Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности возрастом, в котором наступила тотальная потеря слуха, ее длительностью, способностью к обучению, интеллектуальными возможностями ребенка. Эти факторы могут воздействовать как раздельно,
так и в сочетании друг с другом. Успешность социальной адаптации ребенка после КИ будет зависеть от генеза и степени тяжести отрицательного воздействия сенсорной депривации на психическое развитие ребенка, своевременности и комплексности восстановительного лечения.
Современный подход к реабилитации детей после КИ заключается в скоординированной работе врачей специалистов, сурдопедагогов, психологов и семьи.
Кохлеарная имплантация позволяет принципиально изменить развитие ребенка с тотальной потерей слуха и предоставляет возможность для его полноценной социализации.[14]
В чем суть кохлеарной имплантации?
Слово «кохлеарная» происходит от латинского слова «cochlear» (кохлеа, или улитка). Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки– рецепторы слуха, воспринимающие звуки и переда-ющие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где и возникают слуховые ощущения.
Как показывает наш опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. В центре кохлеар- ной имплантации проводится настройка процессора КИ, первый интенсивный курс слухоречевой реабилитации, регулярное консультирование специалистов и родителей по различным проблемам пациентов с КИ.
Как полагает Королева И. В. Многолетняя ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов. Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высоко-технологичного метода реабилитации в нашей стране, с ее огромной территорией. [12]
На современном этапе развития науки и техники произошли революционные изменения в области реабилитации детей с нарушением слуха. Появились объективные методы диагностики, которые позволяют выявить нарушения слуха у новорожденных младенцев. Созданы высокоэффективные цифровые слуховые аппараты, разработаны технологии слухопротезирования детей раннего возраста, широко применяется метод кохлеарной имплантации, который предоставляет людям со значительной потерей слуха возможность слышать.
Кохлеарная имплантация (КИ) по Гончаровой Е.Л. стала переворотом в преодолении первичного, по терминологии Л.С. Выготского, нарушения слуха, потому что имплантация не ослабляет, а почти полностью устраняет первичное нарушение входя в операцию глухим, ребенок выходит из нее практически слышащим. Означает ли такой прорыв в развитии технологий и медицины, что сурдопедагогика уже не нужна? [6]
Многолетняя история внедрения метода кохлеарной имплантации в разных странах мира и в России доказала обратное – без психолого-педагогической помощи после операции и подключения процессора кохлеарная имплантация оказывается неэффективной. Специалисты единодушно признают, что психологопедагогическая реабилитация является неотъемлемым компонентом КИ. [13]
По мнению Г.А. Таварткиладзе с внедрением метода кохлеарной имплантации в корне изменились подходы к лечению сенсоневральной глухоты. Менее, чем за четыре десятилетия, КИ прошли путь от первых попыток прямой ЭС СН до коммерческих устройств, обеспечивающих восстановление слуха сотням тысяч пациентов. Некоторые аспекты в истории кохлеарной имплантации могут быть отнесены к развитию и других нейропротезов. Прежде всего, это относится к междисциплинарному подходу в развитии кохлеарной имплантации. Значительный вклад в решение проблемы был внесен инженерами, отологами, аудиологами, нейрофизиологами, психоакустиками и представителями индустрии. Не всегда взаимодействие между этими специалистами было гармоничным, однако в спорах и соперничестве рождалась истина. Безусловное значение для прогресса в кохлеарной имплантации имела готовность нескольких клиницистов с риском для своей репутации выступить против существующих в то время научных догм во имя прогресса в области лечения больных с тугоухостью и глухотой. И, наконец, успеху способствовали и сами пациенты, готовые принять участие в экспериментальных операциях.[25]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.
2. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н. Моя русская грамматика. / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова - М.: Русская речь, 2012. - 144с.
3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
5. Вилыианская, А. Д., Прилуцкая М. И., ПротченкоЕ. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
6. Гончарова Е.Л. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики. – М., 2018. – 180с.
7. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. / Н.Ю. Григоренко // Дис. кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 180с.
8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
9. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса— М.: Педагогика, 1989.
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – / О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 280с.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста./ В.В. Коноваленко, С.С. Коноваленко - М., 1999.
12. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
13. Кукшина О.И. Кохлеарная имплантация: динамическая педагогическая классификация детей. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2018.- 6 с.
14. Люкина А.С. Владение школьниками с кохлеарными имплантами коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 163 с.
15. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
16. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 464 с.
17. Сатаева А.И. Реабилитация детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации (педагогический аспект) - М.: Детство-Пресс, 2019. – 184 с.
18. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с
19. Смирнова, И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. / И.А. Смирнова, - М.: Детство-Пресс ,2004.
20. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина– М., 1993.- 136 с.
21. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада./ М. Ф. Фомичева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.
22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
23. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи / Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред.проф. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. – 240с. – С.9-10.
24. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
25. Таварткиладзе Г.А. Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты. ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России, Москва. 2017.
26. Пудов В.И. Краткое введение в проблему кохлеарной имплантации. Вестн. оторинолар.- 1998.-2.