Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучив несколько отечественных и зарубежных источников, путем аналогии, анализа, синтеза и сравнения, был составлен обзор областей исследований и определить основные области управленческой функции контроля и контроллинга. Вывод заключается в том, что управленческий контроль и контроллинг по-прежнему являются актуальной темой. Это является предметом исследований многих теоретики, которые сосредоточены на определении этих терминов. Контроль часто воспринимается только как сравнение двух состояний, т.е. как разница между планом и реальностью, в то время как контроллинг в дополнение к сравнениям также понимает контроль как осуществление корректирующих действий, тем самым поддерживая планирование и принятие решений.
Контроллинг уже получил широкое развитие за рубежом, а в ближайшее время и в России он должен занять достойное место в системе управления предприятием. В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления на ООО «ЛЕНТА».
Для достижения данной цели сформулируем основные задачи работы:
• раскрыть значение, цели, задачи и сущность контроллинга, рассмотреть возможность использования стратегического и оперативного контроллинга на предприятиях;
• определить место, роль и организацию службы контроллинга на предприятии;
• изучить состав службы контроллинга и профессиональные качества контрóлера;
• оценить состояние системы контроллинга на примере организации ООО «ЛЕНТА».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА
1.1. Сущность, цели и задачи контроллинга
Бизнес-среда, в которой компании конкурируют за конкурентное преимущество, является постоянно меняющийся и развивающийся. Как только менеджеры формируют планы и стратегии, они должны обеспечить выполнение этих планов. Они должны убедиться, что люди делают то, что нужно, и не совершают неподобающих поступков. Слово “контроль” вызывает негативные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничения, давление, отсутствие независимости. Менеджеры постоянно ищут способы повысить удовлетворенность клиентов, поддерживать отношения с поставщиками, сокращать затраты на складские запасы и разрабатывать правильные продукты. Как в результате каждая организация нуждается в базовых системах распределения финансовых ресурсов, развития людских ресурсов, анализа финансовых показателей и оценки общей прибыльности.
Контроллинг - это функция управления, в рамках которой менеджеры устанавливают и сообщают стандарты производительности для людей, процессов и устройств [2]. Контроль определяется как любой процесс, который направляет деятельность к целям организации. Это то, как эффективные менеджеры следят за тем, чтобы деятельность шла по плану. Некоторые менеджеры не хотят этого признавать, но контролируют проблемы — отсутствие контроля или неправильные виды контроля — часто наносят непоправимый ущерб [1]. Контроль должен осуществляться на всех иерархических уровнях организации структурировать с целью выявления всех возможных негативных воздействий на бизнес.
В этой главе представлено сравнение определений и целей управленческого контроля и контроллинга на основе исследования научной литературы с учетом мнений отечественных и зарубежных авторов.
Литературный обзор является важной частью исследовательской работы, поскольку он обогащает исследование новыми знаниями и дополняет текущее состояние знаний. Используя обзор литературы, мы обсуждаем и сравниваем мнения экспертов в восприятии определения контроля и его целей.
Были использованы основные научные методы, такие как анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция. На основе полученных результатов была создана теоретическая основа знаний по данному вопросу. Всю необходимую информацию по данному вопросу мы получили в результате исследования литература, где значительную часть ресурсов составляли иностранные авторы. Учебная литература была доступна в основном в виде книжных изданий, но также я опиралась на различные научные и исследовательские работы, а также использовали научные статьи в журналах.
Корни термина "контроль" восходят к глубокой древности, когда контроль применялся еще до того, как был придуман сам термин. Понятие контроля состоит из двух латинских слов „contra“ и „ротулус“. Авторы указывает [12], что простой перевод можно понимать как обратный эффект. В то время она была написана на листах пергамента, которые были свернуты в рулоны. Чтобы избежать недоразумений относительно первоначального содержания отчета, листы пергамента были изготовлены в двух экземплярах. Именно на основе этих пергаментов была проверена правильность и правдивость содержания отчета. С тех пор термин "контроль" распространился на все европейские языки и стал очень популярным выражением.
В ходе своего развития оно приобрело различные значения и до сих пор не имеет общепринятого определения. Автор [6] рассматривает контроль как процесс, который начинается с установления стандартов, продолжается измерением производительности, за которым следует сравнение стандартов с производительностью и принятие корректирующих мер на заключительном этапе. Автор [7] утверждает, что контроль - это динамическая функция управления, которая должна постоянно адаптироваться к изменениям в бизнесе. Данный автор [14] рассматривает контроль как важнейший элемент управления функция в организациях, потому что ее невыполнение или пренебрежение может нанести ущерб репутации компании и может привести к огромным финансовым потерям и, что не менее важно, к краху всего общества и банкротству. Автор [16] определяет контроль как систематические управленческие усилия по сравнению производительности с заранее установленными стандартами, планами или целями, независимо от того, соответствует ли производительность этим стандартам, и, предположительно, для принятия любых мер по исправлению положения, необходимых для обеспечения того, чтобы человеческие и другие корпоративные ресурсы использовались наиболее эффективно и эффективный способ достижения корпоративных целей.
Автор [2] утверждает, что организационный контроль - это процесс распределения, оценки и регулирования ресурсов на постоянной основе для достижения целей организации.
В данной работе [14] понимают контроль как сопутствующее явление планирования, которое завершает общий процесс управления. Существенной переменной являются планы, которые вдохновляют на действия - контроль. Они рассматривают мониторинг как основу контрольной функции и, в случае вышеупомянутого планирования, мониторинг прогресса и соблюдения план и его цели. Согласно источника [10], необходимо в любом компания и при любом контроле, чтобы определить, что мы контролируем, каким должен быть смысл контроля и какие выгоды или результаты мы ожидаем от всего процесса контроля.
Немецкое слово "Kontrolle" было заимствовано из французского "contrôle" или "contrerolle" (центральная Франция) в 18 веке. В отличие от общепринятых определений немецкого термина "Контроль", английский термин "контролировать” включает в себя не только сравнение целевых и фактических значений, но и совершенный контроль, управление и регулирование процессов [5]. В то время как немецкий термин "контроль" выполняет свою роль только до того момента, когда сравниваются контролируемые факты, англо-американский термин "контролировать" воспринимается более всесторонне. Таким образом, термин "контроль" воспринимается как часть сложного процесса контроля в англоамериканском смысле [4]. Автор [11] понимает термин "Контроль" как систематический процесс обработка информации, в которой присутствуют две переменные, которые представляют реализованные, требуемые или прогнозируемые факты, учитывающие друг друга. "Контроль" ограничивается чистым сравнением целевого и фактического состояния. Автор [9] утверждает, что три содержания термина "Контроль" были найдены в немецкой литературе ко второй половине 1980-х годов, будучи традиционными, широко распространенными и широчайшими. Традиция заимствована из старой немецкой литературы. В основном это включало сравнение заданных и измеренных значений. Она была расширена за счет анализа причин отклонения. Наиболее широкое содержание термина "Контроль", который недостаточно представлен в Немецкая литература также включает в себя меры по исправлению положения. Автор обращает внимание на то , что многие немецкие авторы видят разницу между "контролем" и "контролем", поскольку, по их мнению, этот термин означает не только осуществление контроля, но и планирование одновременно.
Поэтому "Контроль" воспринимается как подчиненный процесс планирования и зависит от него. В обоих языках (английском и немецком) есть некоторое сходство. Термин контроль / Контроль может приобретать два важных значения для наших целей - с обоих языков мы можем перевести контроль как сравнение различий между фактическим и желаемым состоянием.
Контроль также может быть переведен как способность контролировать, иметь власть над чем-либо [18].
Позже термин "контроль" превратился в "контролирующий". В то время как контроль относится к одноразовому выполнению этой управленческой функции во время работы менеджера, контроль относится к регулярному применению контроля на предприятии. Контроль считается одноразовым актом, который фиксирует конкретные этапы процесса контроля, а также факторы, влияющие на это действие.
Согласно изданию [15], контроль - это непрерывный процесс разработки стандартов, измерения производительности, сравнительного анализа и принятия корректирующих мер для обеспечения эффективной и результативной деятельности внутри организации. Как отметил Лестер Биттел, контроль - это функция, которая завершает цикл управления. Это руководящий механизм, который связывает все предыдущие функции организации, укомплектования персоналом и достижения целей планирования. То процесс планирования определяет цели и задачи, которые в конечном итоге становятся основой контроля [17].
Автор [16] определяют контроль как процесс мониторинга, сравнения и корректировки результатов работы. Все менеджеры должны контролировать, даже если их подразделения работают так, как планировалось, потому что они не могут действительно знать об этом, пока не оценят, какие действия были выполнены, и не сравнят фактическую производительность с желаемым стандартом. Эффективный контроль обеспечивает выполнение мероприятий таким образом, чтобы они приводили к достижению целей. Будь то Таким образом, эффективность средств контроля определяется тем, насколько хорошо они помогают сотрудникам и менеджерам достигать своих целей. Авторы [11] объяснили, как контроль согласуется с другими функциями управления. Планирование задает направление организации, организация организует людей и ресурсы для работы, руководство вдохновляет людей прилагать все усилия, а контроль следит за тем, чтобы все происходило правильно, правильным образом и в нужное время. Если что-то пойдет не так, контроль поможет вернуть все в нужное русло.
Несмотря на различные определения контроля, многие из них имеют общие характеристики. Эти основные общие черты включают [13].
Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления [9].
Цель контроллинга - производная от целей самого предприятия, т.е. целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия (высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия) [2]. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
• координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
• информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
• создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
• обеспечение рациональности управленческого процесса [19].
В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения для системы эффективного управления предприятием [14].
К основным задачам контроллинга можно отнести:
1. Информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
2. Регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
3. Выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
4. Планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
5. Контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
6. Управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач) [13].
Таким образом, контроллинг, как новое явление в теории и практике современного управления предприятием, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.