Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы экономической стабилизации, зарождающиеся сегодня в российской экономике, объясняют интерес частных и государственных издательств к проблеме обеспечения долговременного финансового и производственного роста, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, максимального использования производственного, технического и интеллектуального потенциала.
Нарастающие тенденции интеграции России в мировое экономическое сообщество, переориентация отечественного управления и системы учета на международные стандарты обуславливают актуальность изучения и внедрения ведущих зарубежных концепций в области менеджмента, внутрифирменного планирования, управленческого учета, экономического анализа и принятия управленческих решений.
Управление бизнес-процессами в современных условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, вызванных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а также сокращающаяся неопределенность в правовой сфере управления бизнесом.
Возрастают требования к системе информационной поддержки менеджмента: она должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации.
В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру организации таким образом, чтобы решались базовые проблемы ее развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем.
Именно этим объективно объясняется наш научный и практический интерес к исследованию функции контроллинга в управлении.
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе контроллинг - это важнейшая функция управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.
Цель работы – провести анализ отклонений в системе контроллинга, изучить виды отклонений и оценка по определенным критериям.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
изучить понятие контроллинга;
рассмотреть отклонения в системе контроллинга;
представить характеристику предприятия;
охарактеизовать виды отклонений в ООО «Аракс» и оценку по определенным критериям;
разработать рекомендации по повышению эффективности контроллинга;
представить эффективность проектируемых мероприятий.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, статистический, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ АНАЛИЗА ОТКЛОНЕНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА, ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ И ОЦЕНКА ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ
1.1 Понятие контроллинга
Термин «контроллинг» относится к понятию менеджмента, которое синтезирует управленческий учет, планирование, контроль и аналитическую работу. Единого понимания этого термина среди экспертов нет. Эксперты сходятся лишь в том, что нельзя отождествлять контроллинг с контролем, поскольку английский глагол «to control» переводится не только как «контролировать», но и как «управлять», «регулировать» .
Важным условием обеспечения успешной работы предприятия и его прибыльной деятельности является использование эффективных методов управления. Одним из таких методов является внедрение системы контроллинга для реализации задач текущего и стратегического управления. Термин «контроллинг», как и сама концепция были введены сравнительно недавно, однако, предпосылки к их появлению обусловлены исторически. В своих исследованиях, посвященных проблемам теории учета (1985), ученый-экономист Соколов Я. В. утверждает, что среди всех функций бухгалтера, можно выделить совещательную функцию, которая непосредственно представляет собой контроллинг. На протяжении длительного периода времени бухгалтерский учет представлял собой лишь средство регистрации хозяйственных операций, а также составление бухгалтерской отчетности. Тем не менее, на рубеже двадцатого века пришло осознание того, что просто ведение учета имеет слабые стороны и не удовлетворяет потребности в информации, служащая основой для принятия управленческих решений, особенно с развитием технологий, повышение уровня конкуренции и т.п.
Основными потребностями применения контроллинга в деятельности организации является перечнем таких причин, как:
макроэкономические факторы, оказывающие воздействие на состояние организации, вследствие чего возникает необходимость пересмотреть подход и методы принятия управленческих решений внутри организации;
предприятию необходимо своевременно реагировать на изменения, возникающие во внешней среде, а также быть более восприимчивым к этим изменениям;
возникновение каких-либо проблем в управленческом аппарате предприятия, которые требуют совершенствование регулирования внутри самой системы .
Контроллинг представляет собой комплексную систему, которая объединяет в себе управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль несоответствия фактических результатов деятельности от плановых показателей, поддержку принятия оптимальных управленческих решений. Такого рода система направлена на выявление потенциальных рисков, связанные с получением прибыли в условиях рынка. В упрощенном виде контроллинг представляет собой систему контроля и планирования хозяйственной деятельности организации, анализов и операций, своевременно происходит принятие решений по оптимизации соотношения прибыли и затрат предприятия. Если сравнивать управленческий учет и контроллинг, то можно отметить, что в контроллинге основные приоритеты смещены к оценке обоснованности затрат, а также анализ и поиск причинно-следственных связей между полученными результатами и произведенными затратами.
Для формирования совокупной системы контроллинга на предприятии необходим следующий перечень документации:
учет и отчетность, баланс предприятия, план счетов, итоговые сальдовые ведомости;
отчетность, связанная с кадрами: количество сотрудников, затраты на заработную плату;
смета с ежемесячными расходами на предприятии;
отчетность о движении материальнотехнических ресурсов;
объем продаж — доля отдельных товаров или услуг в общем динамике объема;
анализ конкурентов и конкурентной среды;
динамика рынка, а также тенденции его развития;
собственная рыночная политика, учитывая направленность деятельности организации и ее особенности .
Основной целью для внедрения системы контроллинга на предприятии служит своевременная подача информации, а также ее непрерывное поддержание, которая берется за основу принятия различных управленческих решений по приоритетным направлениям для предприятия. Когда предприятие задается целью внедрения системы контроллинга, прежде всего им необходимо будет решить ряд задач:
оптимизировать управление организационной структурой предприятия;
автоматизировать все процессы связанные с учетом и в целом с управлением предприятия;
сформировать и внедрить систему планирования и контроля;
проработать мотивационную политику внутри организации, с целью повышения эффективности деятельности предприятия;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра, 2019. – 576 с.
2. Воронов, А.С. Теория менеджмента. Учебник / А.С. Воронов, Л.С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2019. – 287 с.
3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 511 с.
4. Голов, Р.С. Теория менеджмента. Учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. – М.: Альфа-М, 2019. – 272 с.
5. Гусаров Ю.В. Теория менеджмента. Учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: Инфра-М, 2019. – 263 с.
6. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2018. - 440 с.
7. Кнышова, Е.Н. Менеджмент. Учебное пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: Форум, 2020. – 512 с.
8. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента. Учебник / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Рид Групп, 2020. – 336 с.
9. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцов, М.А. Комаров. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 343 с.
10. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Учебное пособие / Пер. с англ., под ред. Медведь О.И.; М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2018. – 672 с.
11. Михненко, П.А. Теория менеджмента. Учебник / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2018. – 304 с.
12. Мордовченков, Н. Комплексная диагностика в управлении персоналом организации / Н. Мордовченков, С. Зверев, А. Сироткин // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. - N 1.
13. Набоков, В.И. Теория менеджмента. Учебник / В.И. Набоков, А.К. Семенов. – М.: Дашков и К, 2019. – 591 с.
14. Орлова, О.Е. Новый взгляд на внутренний контроллинг / О.Е. Орлова // Руководитель автономного учреждения. – 2018. - N 6.
15. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента. Учебное пособие / Е.В. Пустынникова. – М.: КноРус, 2020. – 320 с.
16. Репина, Е.А. Основы менеджмента. Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: Инфра-М, 2020. – 240 с.
17. Семенов, А.К. Основы менеджмента. Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2019. – 469 с.
18. Скапенкер, О.М. Доверительное управление: вопросы контроллинга / О.М. Скапенкер // Внутренний контроллинг в кредитной организации. – 2019. – N 1.
19. Юдицкий, С. Контроллинг - дело тонкое / С. Юдицкий // Управление персоналом. – 2020. - N 2.