Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная политика - одна из важнейших сфер социальной деятельности государства. Политика образования закладывает основу для развития общества, поэтому очень важно определить ее характер и цели, которых необходимо достигнуть.
В социальном государстве образование дает большие возможности для социализации молодых людей. Обучение и воспитание – это систематический процесс. С древних времен обучением детей занимались специально назначенные для этого люди. На сегодняшний день значение образования сложно переоценить, т.к. именно оно подготавливает новых специалистов и должно давать максимально равные возможности к получению знаний, умений и навыков молодым людям.
Австрийский философ и социолог Карл Поппер говорил о важности равенства возможностей в демократическом государстве, когда писал о «равном распределении преимуществ». «Именно всеобщий доступ к базисным благам цивилизации и дает обществу возможность гармоничного поступательного развития, что и должно рассматриваться в качестве стратегической цели социальной политики» [1].
Определение термину «образовательная политика» в своих работах давали такие авторы как Беляков С.А., Днепров Э.Д., Корбут А.М., Меркулова Г., Смолин О.И., определяя ее как специфическую деятельность государства и других субъектов, направленную на достижение целей в системе образования.
Попытки подстроить российское образование под Болонскую систему обострили необходимость осмысления роли образовательного процесса в государственной социальной политике.
Целью курсовой работы является проанализировать образовательную политику в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на современном этапе.
Цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1. Дать общее теоретическое описание образовательной политике.
2. Изучить особенности реализации образовательной политики на разных уровнях (федеральный, муниципальный, уровень образовательной организации).
3. Выявить основные проблемы в модернизации среднего профессионального образования в России.
4. Выявить способы влияния на управление образовательным процессом в колледжах.
5. Определить наиболее эффективные педагогические условия управления образовательным процессом в колледжах.
Объект исследования: образовательная политика в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: проблемы образовательной политики в учреждениях среднего профессионального образования.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
• анализ литературы;
• сравнительный метод;
• исторический метод;
• анкетирование.
Спустя два десятилетия с начала новой исторической эпохи актуально проанализировать реформирование образовательной политики, оценить полученные результаты, выделить проблемы и тенденции развития образовательной системы.
Образовательный процесс, обеспечивающий условия выбора информационных источников, форм и методов обучения, творческого самовыражения, способов контроля, партнеров – необходимое условие для формирования субъекта непрерывного образования, способного к адаптации в быстроменяющемся социуме и жизненной самореализации.
Образование в нашей стране принято считать далеко не самым важным направлением экономики, по этой причине бюджетных средств оказывается недостаточно для совершенствования образовательной политики. При этом все прекрасно понимают, что в стране, где нет хорошей системы образования, экономика отстает, по причине частичного или полного отсутствия хороших специалистов.
Образовательная политика должна иметь конкретную цель, определенные задачи и четкие способы их реализации, при этом должна быть финансово обоснована.
Очень важно, чтобы образовательная политика не была противоречива, что, как нам кажется, на современном этапе является большим упущением.
Например, в настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельно мыслящей личности, которая должна развиваться в рамках проектной деятельности, начиная с начальной школы. Однако проверка в виде ЕГЭ, принимающая только однозначные ответы, не соответствует данной задаче.
На всех уровнях образовательной системы: на федеральном, региональном, муниципальном, формируется образовательная политика, поэтому характеристика уровня разработки, изучение механизмов формирования политики в деятельности субъектов является очень значимой задачей исследования феномена «образовательная политика».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Образовательная политика: понятие, сущность
Образование - один из основополагающих институтов любого развитого государства. Процесс передачи знаний, навыков и умений стал неотъемлемой частью жизнедеятельности людей с древних времен.
И с развитием общества этот процесс становился все более значимым, так как такой значимый «багаж знаний», который мы имеем на сегодняшний день, необходимо непросто передать, но и постоянно развивать и пополнять.
Именно поэтому образовательный процесс подвергается постоянным изменениям. Значимыми историческими событиями конца XX века стали распад СССР и создание Российской Федерации, которые положили начало новой исторической эпохи. Эта эпоха должна была воплотить надежды на формирование справедливого общества, эффективную экономику и демократизацию общества.
Советская система преподавания с развитием общества, технологий и тем, насколько сильно изменилось мировоззрение современных детей, устарела. Долгое время в СССР осуществлялось в основном одинаковое для всех школьное образование.
Главными преимуществами советской системы образования стали обязательность равного образования для всех, создание равных условий для развития способностей ученика, универсальность полученных учениками знаний. Многое из тех нововведений в образовании, которые мы имеем сейчас, скопированы со стран запада.
Существует множество разногласий по поводу нововведений: часть экспертов видит положительные моменты в этих новшествах, другие продолжают критиковать, аргументируя тем, что у России должен быть свой путь развития, который будет основываться на 7 эффективных элементах советского образования с применением новых образовательных технологий.
Доступность и высокое качество образования являются одними из главных признаков развитого государства, заинтересованного в достойном уровне жизни граждан.
В результате развитие интеллектуального ресурса и рост количества высокообразованных и квалифицированных работников позволяет любому государству оставаться конкурентоспособным в экономической сфере.
Любая политика в разных сферах общества подразумевает гласность и рассматривается как система взглядов, принципов поведения субъектов, на которых могут распространяться ее идеи.
«Беляков С.А. [12] считает, что политика в целом выражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально - этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; подвержена воздействию внешних факторов». Из чего Беляков С.А. выводит определение образовательной политики - «это частный случай политики, ограниченной сферой образования, и представляет собой совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования».
«А. Попов [11] утверждает, что отсутствие образовательной политики – это тоже образовательная политика». Другое определение [8] образовательной политики определяет ее как «систему экономических, организационных, социальных и других мер с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами».
«Жилина А.И. [14] определяет образовательную политику как искусство управления и стратегию деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти по созданию и реализации механизма 8 системных изменений, обеспечивающих формирование в сфере