Фрагмент для ознакомления
2
Поступление ребенка в школу представляет собой переломный момент: переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, поэтому младший школьный возраст (7-11 лет) является важным периодом как для психического, так и для социального развития человека.
Ведущей деятельностью в данном возрасте становится учебная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромный объем информации. Она имеет сложную структуру и длительный путь становления, но основа ее закладываются именно в младшем школьном возрасте. Являясь одним из самых сложных видов деятельности для детей, учебная деятельность оказывает колоссальное влияние как на личностную, эмоционально-волевую, так и на интеллектуальную сферу ребенка. Результаты данного влияния следующие: приобретение таких основополагающих свойств личности, как заинтересованность и способность к самоизменению, самоконтролю, личностной рефлексии, а в интеллектуальной сфере - переход всех познавательных процессов на более высокий уровень, что выражается в их более осмысленном и произвольном характере протекания. Однако все вышеперечисленные изменения в развитии ребенка можно получить только при условии формирования у него всех компонентов структуры учебной деятельности: мотивации, ученой задачи, учебных операции, контроля и оценки.
Однако развитие школьников происходит не только за счет формирования данных компонентов, но и благодаря содержанию учебной деятельности, которое в последнее время обогащается различными гуманитарными предметами, так как обучение в начальной школе становится личностно-ориентированным, нацеленным на разностороннее развитие детей. Среди данных предметов оказался и иностранный язык, который был введен для формирования у учащихся коммуникативных умений и коммуникативной культуры личности. Однако вопрос о необходимости введения иностранного языка в начальной школе как обязательного предмета остается до сих пор до конца не решенным, так же, как и вопрос о влиянии изучения иностранного языка в младшем школьном возрасте на развитие познавательных процессов детей, а именно их памяти и мышления, опираясь на которые младшие школьники усваивают иностранный язык.
Мнения ученых по данному вопросу разделились. Так, одни ученые: Эпштейн [16], Генц[17], Грэхэм [18] пришли к выводу, что раннее изучение иностранного языка оказывает отрицательное влияние на интеллектуальное и речевое развитие ребенка и является препятствием для его мышления и памяти. Другая группа психологов, в числе которых В. Штерн[19], Л. С. Выготский [3], В.Н. Филатов[20], Л.А. Цветкова[21], утверждают, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте служит фактором, благоприятствующим как развитию родного языка ребенка, так и его общему интеллектуальному росту.
Таким образом, цель нашего исследования: развитие памяти младших школьников в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Объект: развитие памяти и мышления младшего школьника.
Предмет: влияние изучения иностранного языка на развитие памяти и мышления детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- рассмотреть развивающий аспект как ведущий компонент начального этапа обучения иностранному языку.
- изучить возрастные особенности младших школьников.
- описать приём как модель упражнения.
- рассмотреть средства обучения, способствующие развитию памяти у младших школьников.
Глава 1. Специфика обучения иностранному языку младших
школьников
1.1 Развивающий аспект как ведущий компонент начального этапа обучения иностранному языку
В методике обучения иностранному языку считается, что принципы определяют структуру обучения и его организацию. Такие принципы, как основные стандарты обучения иностранному языку, направлены на определение стратегии и тактики обучения младших школьников на каждом этапе процесса обучения. Эффективность деятельности напрямую зависит от правильной реализации принципов. Поэтому учителю необходимо знать принципы и уметь применять их на практике.
Учебный процесс сегодня понимается как организованный, специально спланированный процесс общения, так как между учителем и учеником и учениками устанавливаются отношения, что является важной функцией общения. Таким образом, студенты приобретают языковой опыт на новом для них языке и таким образом знакомятся с новой культурой и традициями.
Ориентированность на студента является основным принципом и стержнем образования. Акцент может быть сделан либо на языковой личности учащегося, его потребностях и мотивах, либо на развитии у учащегося навыков межкультурного общения. В личностно-ориентированном обучении собственная активность, рост и внутреннее учебное развитие учащегося находятся в зоне первостепенной заботы. Индивидуальная образовательная программа студента. В основе этого общения понимают коммуникативные навыки, а именно: понимание, говорение, чтение, аудирование и письмо на иностранном языке.
Для выполнения задачи базового образования, а именно развития основ коммуникативных и межкультурных компетенций, необходимо организовать процесс так, чтобы ребенок был главным действующим лицом урока, чувствовал себя непринужденно и непринужденно. Эмоциональное состояние ребенка влияет на его активность на уроке, готовность обсуждать и решать задачи. Ребенок должен руководить процессом обучения вместе с учителем.
В школьном возрасте не так важно знание и владение тем или иным языковым материалом, как готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. – 384с.
2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
3. Выготсткий Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 1136с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М. : Просвещение, 1991. – 222с.
6. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ино-странном языке. Пособие для учителей сред школы. – М. : Просвещение, 2018. – 159с.
7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /Под. Ред. В.П. Зинченко и Б.П. Мещерякова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЭК», 1996. – 544с.
8. Зинченко Т.П. память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПБ. : Питер, 2002. – 320с.
9. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 375с.
10. Карелин А.С. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416с.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПБ.: Питер, 2002. – 940с.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз-ненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПБ.: Питер, 2004. – 320с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов – СПБ.: Питер, 2004. – 583с.
15. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов образователь-ных учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
16. Эпштейн, С. Когнитивно-экспериентальная теория личности//– Ростов Н/Д: Феникс, 2017. – 125с.
17. Генц, Р. Генетическая психология//– М. : Просвещение, 2017. – 159с.
18. Грэхэм Дж.- Возрастная психология.// – Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 2020. – 184с.
19. Штерн О. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. – 623 с.
20. Филатов В. С. Учение Ушинского о воле и ее воспитании [Текст] / В. С. Филатов // Ученые записки. Педагогика и психология. – Ярославль : ЯГПИ, 1948. –Вып. 13(23). – С. 75–101.
21. Цветкова, Л.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М. : Просвещение, 2019. – 483с.
22. Биболетова М.З. 3 класс, рабочая тетрадь 2018(редакция 2016) //– Ростов Н/Д: Феникс, 2019. – 425с.
23. Крылов А. Психология//Издательский дом: Издательство Проспект
Год издания: 2005
24. Соловова Е.Н. Психологические аспекты обучения говорению на ино-странном языке. Пособие для учителей сред школы. – М. : Просвещение, 2016. – 236с.
25. Верещагина, И. Н. Полная энциклопедия по английскому языку для учащихся начальной школы. 2–4 классы// Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей сред школы. – М. : Просвещение, 2018. – 224 с.
26. Брушлинский Е.В. Психология человеческого бытия// Издательский дом: Издательство Проспект. Год издания: 2019
27. Эльконин Д.Б Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 464с.
28. Елухина, Н.В. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции// Издательский дом: Издательство Проспект
Год издания: 2018
29. Зайцева Ю.Е. Общая психология. Раздел: Личность. Индивидуальность// СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2013
30. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество// 4-е издание, стереотипное/Москва. ACADEMIA 1999
31. Пассов Е.И., Образование и методика: от сущего к должному// М : Просвещение, 2015. – 283с.