Фрагмент для ознакомления
2
многостороннее формирование личности. Педагоги и родители являются партнерами в обучении и воспитании дошкольников: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, должно быть как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Велико значение как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи. Эти формы работы очень эффективны и могут использоваться в целях реализации первого педагогического условия. Слаженная работа ДОУ и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на данном этапе развития общества. [23, с 56]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие ДОУ с семьей играет важную роль в формировании представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все основы ЗОЖ и взаимодействовать с ДОУ. Исследования ученых, говорят о необходимости связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов в рамках формирования здорового образа жизни. Без тесного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие дошкольника. [8, с 21]
Второе педагогическое условие: реализация современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Медико-профилактическая технология в дошкольном образовании - технология, обеспечивающая сохранение и преумножение здоровья ребенка под руководством медицинского персонала ДОУ согласно медицинскому требованию и норме, с применением медицинских средств.
К ней относится: организации мониторинга здоровья детей дошкольного возраста и разработка рекомендации по улучшению детского здоровья; организации и контроля питания дошкольников, физическое развитие дошкольников, закаливание; организации профилактических мероприятий в детском саду; организации контроля и помощи в обеспечении требования СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная технология в дошкольном образовании - технология, направленная на физическое развитие и укрепления здоровья дошкольника: развития физического качества, двигательной активности и становления физической культуры дошкольника, закаливания, дыхательные гимнастики. [25]
Применение этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Здоровьесбережение – это правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения ЗОЖ. К ним относятся:
1. Стретчинг – это упражнения направленные на растяжку мышц, часто применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Упражнения стретчинга – это средство достижения расслабления. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение. [24, с 16]
2. Динамические паузы – ведутся в период занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех дошкольников в качестве профилактики утомления. Содержат в себе компоненты гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. К динамическим паузам в ДОУ относят подвижные, хороводные игры, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры. Так же сюда включается и проверка осанки, массаж лица. Разнообразные динамические паузы, хождение по ребристым дорожкам, неровной поверхности.
3. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, во время прогулки, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными особенностями ребенка, местом и временем ее проведения.
4. Релаксация – цель: способствовать снятию у дошкольников внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики детей в нормальное состояние покоя.
5. Гимнастика для глаз – цель: формировать у детей дошкольного возраста представления о необходимости заботиться, о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в форме игры, в которой дошкольники могут проявить свою активность.
6. Гимнастика дыхательная – целью проведения является – укрепление здоровья дошкольников.
Таким образом, использование современных здоровьесберегающих технологий имеет большое значение в здоровьесбережении, оздоровлении и укреплении здоровья дошкольников, активно помогает ДОУ в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, имеет огромную роль в воспитании детей, формировании представлений о здоровом образе жизни. [19, с 72]
Используемые в комплексе современные здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ. Только здоровый дошкольник с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистично настроен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Использование современных здоровьесберегающих технологий залог успешного развития всех сфер личности ребенка, всех ее свойств и качеств.
Выводы по 1 главе
Проблема раннего формирования представлений о здоровом образе жизни актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента психического и физического здоровья.
Именно в период дошкольного детства идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у дошкольника основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование представлений о ЗОЖ должно начинаться уже в ДОУ. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной организации должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Процессы усвоения дошкольниками представлений о здоровом образе жизни человека могут иметь место в рамках уже сложившейся системы, как на примере уже имеющихся представлений в своей семье, и при специально-организованном обучении в ДОУ. Взаимосвязь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса позволит повысить эффективность формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Анализ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи опытно-экспериментальной работы
Средний дошкольный возраст характеризуется активным усвоением социально-ролевых норм и стереотипов поведения. В поведении ребенка отмечается так называемый «детский конформизм», который проявляется тенденцией к принятию мнения большинства, копировании характерных для ближайшего окружения форм поведения. Исходя из этого, средний дошкольный возраст является оптимальным для активной трансляции норм и форм поведения, относящихся к здоровьесбережению и здоровому образу жизни.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, именно в ходе этой игры активнее всего происходит развитие дошкольника. Она же является предпочитаемым видом деятельности ребенка этого возраста. Исходя из этого, основными формами работы с детьми нами были избраны сюжетно-ролевые игры.
При планировании обучающих игр важным является учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, правильный подбор способов и частоты поощрений.
В опытно - экспериментальной работе приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет ГБДОУ Детский сад №28 Московского района Санкт-Петербурга.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в 3 этапа. На первом этапе выявлялся исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен апробации программы формирования основ здорового образа жизни, разработанной нами для педагогов опытного ДОУ, на третьем,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2013 – 144с.
2. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 241 с.
3. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н.А.Андреева. Екатеринбург, 2015. - 23 с.
4. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н.Вайнер. 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2012. - 416 с.
5. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2015 - 96 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
7. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с
8. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и практикум для СПО [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 219 с
9. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. [Текст] М., 2010 – 396 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 744 с
11. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы в детском возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 4.
12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]/ В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
13. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 14-17.
14. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 96 с.
15. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Текст]/ Т. Ф. Орехова - «ФЛИНТА», 2016
16. Основы физиологии человека. Агаджанян Н.А. 2-е издание, исправленное [Текст].- М.: РУДН, 2001.- 408с.
17. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / А. А. Ошкина.- Санкт-Петербург, 2009.- 251 с
18. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012 . – 608с.
19. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. / В.А. Недоспасова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 98 с.
20. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825.
21. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст]/ Сост. О.В. Сухомлинская - М.: Педагогика 2000. - 288 с.
22. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
23. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Т. 1. [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2015. - 568 с.
24. Хакимова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук/Г.А. Хакимова. - Екатеринбург, 2014. 23 с.
25. Якобсон, С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/ C.Г Якобсон, Е.В. Соловьева. -М.: Дрофа, 2016.