Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современный период времени, происходит очень активное развитие международного общества, при котором согласно заключенным между государствами соглашений и договоров, происходит взаимодействие во всех сферах жизни человека. Образовательная сфера, как и любая другая также определяет особое значение в мировом сообществе, распространяющаяся не только при определенном соглашении между государствами, но также и на региональном уровне.
В процессе развития мировых сфер взаимодействия государств между собой, происходит реализация единой системы образования, позволяющая обеспечивать преподавателям всех учебных заведений международного пространства взаимодействия между собой, тем самым поднимая и улучшая качество образования.
Однако, обеспечивая выполнение международных стандартов образования, каждое государство обусловлено также своей системой и структурой образования, что непосредственно осуществляется законодательной поддержкой.
Право на образование, является благом каждого гражданина, и использовать право на него вне зависимости от количества получаемого образования гарантированно не только Высшими законами каждого государства, но также и на международном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при международном сотрудничестве в сфере образования.
Предмет исследования - правовые и организационные аспекты международного сотрудничества в сфере образования.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
- изучить международно - правовые основы сотрудничества государств в сфере образования
- провести анализ современных проблем и тенденций развития международного сотрудничества в сфере образования
При написании данной работы нами использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных государств, международно-правовые акты, учебные пособия, монографии различных авторов, публикации из периодических изданий, другая специальная литература, касающаяся вопросов, связанных с формами и направлениями международного сотрудничества в сфере образования.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы познания.
Теоретические выводы и рекомендации исследования могут применяться субъектами образовательных отношений при заключении договоров, применении иных форм международного сотрудничества в сфере образования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Международно - правовые основы сотрудничества государств в сфере образования
1.1 Право на образование как основа сотрудничества государств в сфере образования
Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека. Что конкретно это значит?
Почему право на образование считается основным правом человека?
Право на образование является основополагающим правом человека, от которого во многом зависит реализация других прав.
• Качественное образование ставит целью всестороннее развитие человеческой личности.
• Образование представляет собой одно из наиболее эффективных средств, позволяющих избавить социально изолированных детей и взрослых от нищеты и помогающих им стать полноправными членами общества. Имеющиеся у ЮНЕСКО данные позволяют предположить, что если бы все взрослые получили законченное среднее образование, число бедных людей в мире сократилось бы более чем наполовину.
• Образование способствует уменьшению гендерного неравенства в отношении девочек и женщин. Результаты исследования ООН показали, что каждый дополнительный год обучения в школе снижает вероятность детской смертности на 5-10 %.
• Для должной реализации этого права необходимы равенство возможностей, всеобщий доступ к получению образования, а также обязательные и подлежащие контролю стандарты качества.
Что предполагает право на образование?
• Обеспечение бесплатного, обязательного и всеобщего начального образования
• Доступность среднего, в том числе технического и профессионального, образования для всех, а также постепенный переход к бесплатному среднему образованию
• Доступность высшего образования для всех на основании способностей каждого, а также постепенный переход к бесплатному высшему образованию
• Предоставление элементарного образования лицам, не окончившим школу
• Предоставление возможностей для прохождения профессиональной подготовки
• Обеспечение одинакового качества образования посредством внедрения минимальных стандартов
• Высокое качество преподавания с использованием качественных учебных материалов
• Создание удовлетворительной системы стипендий и обеспечение преподавателям достойных материальных условий
• Предоставление свободы выбора в отношении образования
Какова нынешняя ситуация?
• 262 миллиона детей младшего и среднего школьного возраста не ходят в школу
• Лишь менее чем в одной стране из пяти бесплатное и обязательное образование продолжительностью 12 лет гарантируется законом
• Один ребенок из 11 не посещает начальную школу
• Один подросток из пяти не получает среднего образования
• Более половины детей младшего школьного возраста не смогли приобрести минимальных навыков чтения, требуемых в соответствии со стандартами качества.
Право на образование обеспечивается в соответствии с международными нормативными актами, с одной стороны, и политическими обязательствами национальных правительств, с другой стороны. Защита права на образование опирается на прочную основу международных конвенций и договоров, ратификация которых налагает на государства обязанность по соблюдению, защите и осуществлению этого права.
В стремлении внести свой вклад в обеспечение права на образование на уровне стран и содействовать достижению целей повестки «Образование-2030» ЮНЕСКО разрабатывает образовательные нормы и стандарты, занимается мониторингом их осуществления, а также способствует их распространению и внедрению. Кроме того, Организация прилагает усилия по обеспечению того, чтобы правовые обязательства государств в этой области нашли должное выражение в национальном законодательстве и конкретных политических мерах. В частности, ЮНЕСКО ведет деятельность по следующим направлениям:
• мониторинг осуществления права на образование на уровне стран;
• оказание государствам поддержки в формировании прочной правовой базы на национальном уровне и создании благоприятных условий для обеспечения качественного образования для всех;
• повышение уровня информированности о принципах, лежащих в основе права на образование, и о соответствующих правовых обязательствах посредством проведения исследований по ключевой тематике;
• поддержка глобальной Обсерватории по вопросу о праве на образование;
• укрепление потенциала, совершенствование механизмов предоставления информации и повышение осведомленности о главных проблемах в сфере образования;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация ЮНСКО о культурном разнообразии, принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
2. "Декларация принципов международного культурного сотрудничества" (Принята в г. Париже 04.11.1966 на 14-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)
3. "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
4. Конвенция ООН О борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 № б/н
5. "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (Заключена 18.12.1979) (с изм. от 22.05.1995)
6. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
7. "Конвенция о техническом и профессиональном образовании" (Заключена в г. Париже 10.11.1989)
8. Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры Принят в Лондоне 16 ноября 1945 г.
9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Специальная и учебная литература
1. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Международное право. Мирное разрешение споров. Учебное пособие для бакалавриата и магистратур. М.: Юрайт, 2019. 222 с.
2. Бирюков, П. Н. Право международных организаций : учебное пособие для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 170 с.
3. Вышинский, А. Я. Вопросы международного права и международной политики. Шестая сессия Генеральной Ассамблеи ООН / А.Я. Вышинский. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2021. - 392 c.
4. Гетьман-Павлова И. В., Постникова Е. В. Международное право. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 560 с.
5. Лазутин Л. А., Лихачев М. А. Международное гуманитарное право. Война, память, справедливость (юридические и исторические аспекты). М.: Юрайт, 2020. 312 с.
6. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах. Том 2. М.: Зерцало, 2018. 432 с.
7. Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 101 с.
8. Международное право. Учебник для академического бакалавриата. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Капустин А. Я. М.: Юрайт, 2017. 282 с.
9. Региональные системы защиты прав человека : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 377 с.
10. Смирнова, А. Международные политические, экономические и общественные организации / А. Смирнова. - Москва: Высшая школа, 2021. - 433 c.