Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы обусловлена тем, что современный мир находится в эпохе активных изменений и поиска дальнейших перспектив развития. Общество, которое сейчас энергично развивается, предъявляет высокие требования к социальной мобильности человека. Ввиду этого, изучение проблемы социально-психологической адаптации студентов- первокурсников становится принципиально важной в теоретико-экспериментальных исследованиях.
Феномен адаптации – это объект междисциплинарного исследования, потому как может быть применен к различным сторонам приспособления: биологического, психологического, социального. Так, социально- философский анализ адаптационных процессов представлен в работах В.З. Когана, Т.Г. Дичева, А.И. Берга и других; вопросы социализации и социальной адаптации отражены в работах Т. Шибутани, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, А.Н. Жмырикова, Л.М. Растовой и других; работы таких ученых, как Л.С. Выготского, А.А. Реана, А.В. Петровского, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика посвящены социальной активности и ее значения в социальной адаптации. Необходимо отметить, то, что термин «адаптация» является, в первую очередь, одним из центральных понятий биологии. Но это понятие также нашло широкое применение во многих психологических и социально- психологических концепциях. Например, в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, в концепциях социально-психологической адаптации А.А. Налчаджяна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Реана, А.В. Петровского и других.
Цель исследования: рассмотреть социальную адаптацию личности как психологический феномен.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация студентов.
Предмет исследования: личностные факторы социально- психологической адаптации студентов-первокурсников.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень развития таких личностных факторов студентов-первокурсников, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их социально- психологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации.
2. Подобрать адекватные методики исследования.
3. Определить личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод – опрос, количественная и качественная обработка данных, методы математической статистики (корреляционный анализ).
Методики исследования: методика диагностики социально- психологической адаптации Роджерса-Даймонд, многоуровневый личностный опросник А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций для оптимизации социально- психологической адаптации студентов-первокурсников.
Экспериментальная база исследования: студенты-первокурсники федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет» в возрасте от 17 до 20 лет. Общая величина выборки – 40 человек.
Глава 1. Проблема социальной адаптации личности
1.1. Проблема адаптации личности в психологической литературе
Адаптация – в широком смысле слова, когда объединены два аспекта: социальный и биологический – есть приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [15]. Биологический аспект адаптации, который является общим, как для человека, так и для животных, включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям окружающей его среды, таким как температура, влажность, атмосферное давление, освещенность и другим физическим условиям, а также к изменениям в самом организме, например ограничение его функций, заболевания или потеря каких-либо его частей. К проявлениям такой адаптации относятся различные психофизиологические процессы, к примеру, сенсорная адаптация. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения представлений о ценностях, нормах и правилах окружающего общества. Главными проявлениями такой адаптации являются взаимодействие личности с окружающими людьми и активная деятельность индивида. Адаптация как явление присуща всему живому, поэтому приспособление организма к условиям бытия, издавна привлекало к себе интерес общества. Разработка понятия «адаптация» и его основы принадлежит биологии и в большей степени относится к эволюционной идее [31]. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое (адекватное) приспособление (Ж. Бюффон, Ж. Б. Ламарк, Э. Ж. Сент-Илер) [7]. С теорией Ч. Дарвина связано последующее развитие проблемы адаптации. Он обосновал, что адаптация, как и другие средства выживания животного, образовывается исторически, иными словами является опосредованным в пространстве и времени. Приспособление, неблагоприятное в одних условиях, станет благоприятным в других. Исследование адаптации в отечественной науке связано с именами таких ученых, как: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Н. Ухтомский [8]. Основанием в познании явления адаптации стало утверждение о единстве среды и организма, которое выдвинул И. М. Сеченов. Вследствие изучений А. Н. Ухтомский представил понятие организма, как единства его активности во взаимоотношениях со средой в процессе приспособления, что дало стимул к поиску психологических механизмов адаптации. М. Г. Ярошевский в 1971 году отметил, что проблема социальной адаптации появилась в западной психологии на рубеже 30-40х годов ХХ столетия на основе необихевеоризма и психоанализа.
Определение адаптации необихевеористов. В зарубежной психологии широкое распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое применяется, например, в трудах Г. Айзенка и его сторонников [35]. Адаптацию они определяют двойственно:
- как состояние, при котором потребности индивидуума и требования среды абсолютно удовлетворены. Это состояние единства между индивидом и его природной и социальной средой;
- процесс, при помощи которого достигается состояние единства.
Такое состояние адаптации можно описывать лишь в общих теоретических понятиях, потому что на практике возможно только относительно единство между средой и индивидуумом. По словам, Р. Хэнки, адаптация, как процесс, обретает форму изменения среды и изменений в организме посредством применения действий (реакций, ответов), которые соответствуют данной ситуации. Это биологические изменения. Об изменениях психики и применения собственно психических механизмов адаптации в этом исключительно бихевиористском определении не может идти речи. Это положение является главным минусом бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности [4].
Определение адаптации интеракционистов. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которая развивается Л. Филипсом, все вариации адаптации детерминируются как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.
Согласно Л. Филипсу, адаптированность определяется двумя видами ответов на влияния среды:
- принятие и результативный ответ на социальные ожидания, встречающиеся у каждого в соответствии со своим полом, возрастом (посещение школы, усвоение школьных дисциплин, налаживание дружеских взаимоотношений со сверстниками, ухаживание, брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает проявлением конформности к тем требованиям, которые предъявляет среда к поведению индивида;
- в более специфическом содержании адаптации не сводится просто к принятию социальных норм: она обозначает гибкость и продуктивность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также возможность придавать событиям желаемое направление. В этом смысле адаптация означает, что индивид успешно пользуется сложившимися условиями для претворения своих целей, ценностей и стремлений. Данная адаптивность может встречаться в разных сферах деятельности. Адаптивное поведение отличается успешным осуществлением намерений, проявлением активности и четким определением своего будущего. Индивид, который осуществляет главным образом такую форму адаптации, не избегает проблемных ситуаций, а применяет их для реализации собственных стремлений, целей, основных притязаний. Главными основаниями эффективной адаптированности, согласно интеракционистской концепции, являются:
- адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где человек получает знания, умения и навыки, добивается грамотности и мастерства;
- адаптированность в сфере личных отношений, где складываются интимные, эмоционально насыщенные контакты с другими людьми, а для эффективной адаптации требуется чувствительность, знание мотивов поведения человека, умение тонкого и четкого отражения изменений взаимоотношений.
Важно подчеркнуть еще одну черту интеракционистского представления адаптации: сторонники этого направления социальной психологии выделяют отличие адаптации от приспособления [6]. Так, к примеру, в своих исследованиях Т. Шибутани отмечает: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений». Данный подход, прежде всего, выигрышно отличается от бихевиористского тем, что в нем выделяется различие между адаптацией и приспособлением, в то время как бихевиористы для всех случаев применяют понятие «приспособление», что есть олицетворение их биологизаторского подхода к психической активности личности. Это сводит смысловой аппарат социальной психологии личности и теории социально – психической адаптации.
Также подход интеракционистов четко показывает то, что нужно провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь рассматривается вдобавок целесообразная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) есть результат логичного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся обстоятельствам, которые имеют общие определяющие черты [30].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдиенко, Г. Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза [Текст] / Г. Ю. Авдиенко // Вестник психотерапии. – 2021. - № 24.
2. Албитова, Е. П. Социальная адаптация студентов – условие формирования субъектной позиции, социального статуса «Студент вуза» [Текст] / Е. П. Албитова, Г. И. Рогалева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. - №4(13).
3. Алехин, И. В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условия трансформации Российского общества [Текст] / И. В. Алехин // Вестник психотерапии. – 2018. - № 2.
4. Алтынова, Н. В. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе [Текст] / Н. В. Алтынова. А. В. Панихина // В мире научных открытий. – 2019. - №32.
5. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2018.
6. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. - М., 2018.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2018.
8. Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] /Д. А. Андреева // Человек и общество. - Выпуск № 11. – 1973.
9. Антипова, Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Л. А. Антипова // Казанский педагогический журнал. – 2021. -№2.
10. Архипова, А. А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности [Текст] / А. А. Архипова // Педагогические науки. - 2017. - №3.
11. Бисалиев, Р. В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов [Текст] / Р. В. Бисалиев, О. А. Куц, И. Ф. Деманова // Современные наукоемкие технологии. – 2017. - № 5.
12. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе [Текст] / А. А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2018. - № 3.
13. Воскрекасенко, О. А. Студент-первокурсник как субъект адаптации к образовательному процессу вуза [Текст] / О. А. Воскрекасенко // Современный взгляд на будущее науки. – 2019.
14. Жмыриков, А. И. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения [Текст] / А. И. Жмыриков. – М., 1989.
15. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: Педагогика, 2017.
16. Ивченко, Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза [Текст] / Е. И. Ивченко. - Ставрополь, 2017.
17. Извольская, А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе [Текст] / А. А. Извольская // Молодой ученый. – 2020. –№6.
18. Исмагилов, Р. М. Адаптация студента к образовательному процессу в условиях формирования компетенций [Текст] / Р. М. Исмагилов, Л. С. Рыкунова // Инновационная экономика и общество. – 2019. - №3 (5).
19. Ковель, М. И. Диалектика учебного процесса: учебное пособие к профессиональной образовательной программе для слушателей системы основного и дополнительного профессионального образования [Текст] / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина, М. И. Зорина. – Красноярск, 2019.
20. Кон, И. С. Психология юношеского возраста [Текст] / И. С. Кон. - М.: 1979.
21. Кузнецова, С. А. Организация помощи студентам группы риска в преодолении трудностей социально-психологической адаптации [Текст] / С. А. Кузнецова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы, 2021.
22. Кузьмина, В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе [Текст] / В. М. Кузьмина. – Курск, 2016.
23. Кушнерова, Ю. Ю. Социально-психологическая адаптация как фактор успешности студента в вузовской среде [Текст] / Ю. Ю. Кушнерова, О. Ф. Кушнерова // Современные наукоемкие технологии. – 2021. - №8.
24. Логинова, М. В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе [Текст] / М. В. Логинова // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2019. – №6.
25. Макаров, А. В. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации первокурсников к роли студента вуза [Текст] / А. В. Макаров // Актуальные вопросы модернизации российского образования, 2019.
26. Мачурова, Н. Н. Адаптация студентов первого курса к новой образовательной среде [Текст] / Н. Н. Мачурова // Февральские чтения. – 2020.
27. Метелев, В. Ж. Здоровый образ жизни как средство успешной адаптации студента в вузе [Текст] / В. Ж. Метелев // Социальное развитие современного российского общества: достижения проблемы, перспективы. – 2021. - № 4.
28. Налчаджян, А. А. Личность, групповая социализация и психическая адапация [Текст] / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1986.
29. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности [Текст] / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1988.
30. Осадчая, Е. А. Учебный процесс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу [Текст] / Е. А. Осадчая, Р.Ф. Петрова // Ученые записки Орловского государственного университета. - Серия: Естественные, технические и медицинские науки. – 2019. - № 4.
31. Петровский, А. В., Ярошенко, М. Г. Краткий психологический словарь. [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.
32. Попова, Т. И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза [Текст] / Т. И. Попова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2017. – № 2.
33. Потеряева, О. Б. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Текст] / О. Б. Потеряева, Е. А. Дубровская // Политика и общество. – 2019. - № 7.
34. Проходовская, Р. Ф. Здоровье студента и его адаптация к комплексу новых факторов в вузе [Текст] / Р. Ф. Проходовская, И. И, Плотникова, А. Ю. Колесникова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов, 2020.
35. Реан, А. А. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб., 2016.
36. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст] / А. А. Реан // Вестник СПбГУ. – 1995. - № 20.
37. Ромм, М. В. Социальная адаптация студента: метафизика смысла [Текст] / М. В. Ромм, Р. А. Заякина // Сибирский педагогический журнал. – 2021. - №7.
38. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация [Текст] / В. Г. Ротенберг, В. В. Аршавский. – М., 1984.
39. Седин, В. И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты [Текст] / В. И. Седин, Е. В. Леонова // Высшее образование в России. – 2019. - № 7.
40. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе [Текст] / А. В. Сиомичев. – Липецк, 1985.
41. Смирнов, А. А. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе [Текст] / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2018. - № 6.
42. Соловьев, А. И. Абитуриент-студент: проблемы адаптации [Текст] / А. И. Соловьев, Е. С. Макаренко // Высшее образование в России. – 2017. - №4.
43. Стамова, Л. Г. М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровью студента [Текст] / Л. Г. Стамова, Ю. М. Сикачева // Культура физическая и здоровье. – 2019. - № 3.
44. Суслова, С. С. Успешная адаптация студента как залог дальнейшего развития его человеческих и профессиональных качеств [Текст] / С. С. Суслова // Вестник научных конференций. – 2021. - №4-5(4).
45. Трофимова, Н. С. Социально психологическая адаптация студента колледжа в процессе учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Н. С. Трофимова // Зауральский научный вестник. – 2021. - №2 (6).
46. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни [Текст] / З. Фрейд / Пер. Г. Барышникова. – М.: АСТ, 2019.
47. Хизриева, А. Р. Социальная адапатция студента к условиям образовательной среды колледжа [Текст] / А. Р. Хизриева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2021. - № 7.
48. Чернова, О. В. Социокультурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения [Текст] / О. В. Чернова, М. В. Сячин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. - № 4.
49. Юрьева, О. В. Условия успешной адаптации личности студента на начальном этапе профессиональной подготовки [Текст] / О. В. Юрьева, Д. К. Шигапова // Научное обозрение. – 2019. - №9-1.
50. Яковлева, Н. Н. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов в процессе адаптации студентов [Текст] / Н. Н. Яковлева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2018. - №1(6).