Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что культура Анау играет огромное значение в становлении тюрков. Культура Анау, по данным Большой советской энциклопедии, датируется V-II тысячелетиями до н.э. (7000-5000 лет назад) и можно сказать, что является одной из прародительниц всего тюркского народа.
Мировую известность приобрели северные и южные холмы Анау – остатки поселений энеолита и бронзового века. При их раскопках вскрыты остатки домов из сырцового кирпича со следами росписи на стенах. Также найдены остатки древних поселений и городищ, расположенные у современного селения того же названия близ Ашхабада в Туркмении.
Веретена, найденные во всех слоях, являются свидетельством раннего искусства прядения. Следует отметить, что раскрашенная глиняная посуда, схожая с Анау, была обнаружена как в Китае (провинция Кан-Сю и Хонань), так и на Украине.
Установлено наличие связей Анау с земледельческими культурами Передней Азии.
Цель и задачи работы: исследовать культуру цивилизации Анау, их быт, занятия и влияние на дальнейшее развитие тюркских народов.
Объектом работы является культурное наследие цивилизации Анау
Предмет работы: культура Анау.
Методология работы. В курсовой работе был использован сравнительно-исторический и структурный методы, а также причинно-следственный анализ связей между историческими событиями.
Были использованы данные по историческим раскопкам и статьи археологических исследований.
По структуре работа состоит из введения, трех глав с подзаголовками, заключения и списка используемой литературы и источников.
В курсовой работе использовались документальные данные о раскопках, исторические документы и литература.
1. Культурное наследие цивилизации Анау
1.1 Общие сведения о культуре Анау
В эпоху энеолита в туркменской части Средней Азии у северных подножий Копетдага и в нижнем течении реки Теджен сложилась энеолитическая культура Анау. Посреди памятников данной культуры возможно перечислить следы древнейших поселений у сегодняшнего селения Анау, и кроме того в Намазга-Тепе, Кара-Тепе, Геоксор.
По периоду все они причисляются к 5-3 (4-3) тыс. до н.э. и располагаются на равнине у основания Копетдага. Энеолитический материал Анау вяжется с современными ему монументами Ирана, Афганистана и Индостана. Это обозначает связь культуры Анау с протодравидским и протоэламским мирами.[8 c-83]
Вершиной в развитии данной культуры является рубеж 3-2 тыс. до н.э., который совпадает со временем расцвета протодравидских культуры Хараппы и культуры Элама. Намазга-Тепе – основной центр культуры Анау – наряду с культурами Мундигак и Шахри-сохт на востоке Ирана был одним из главнейших центров городской культуры всеобщего протодравидского, эламского и прототюркского участка на территории от Шумера до Индии.
Древнейшие города обрисовывались очень интересным образцом застройки: здания стояли на сотни метров друг от друга и были охвачены несколькими линиями стен. Архитектура выделялась монументальностью, что объясняется очень высокою степенью развития сообщества. Стены домов обладали длиной от 92 до 152 м, в глубине зданий присутствовало множество комнат, способных поместить множество людей. Все строения относятся к V—I тысячелетиям до н.э. Развитая ирригационная система дала возможность древним поселенцам превратить пустыню в процветающий оазис и растить богатые урожаи злаков и фруктов. Ключом жизни в пустыне, без сомнения, является вода. Шумеры в низовьях Тигра и Евфрата осушали болотистую местность и орошали пустыню. Это мероприятие требовало большого труда, итогом которого стало создание цветущего сада - Эдема, на земле. Бесспорно, такая работа была выполнена и в Анау. Люди сделали здесь сложные ирригационные каналы, которые преображали русла рек. К тому же, так же, как в Месопотамии и на Ниле, они протягивались узкой полосой, в результате чего, можно было одной ногой стоять в великолепном саду, а другой – в пустынном песке. Тучные пастбища приносили корм стадам верблюдов, козам, баранам и другим животным.
В 2000-х годах археологи сделали инересное открытие – они нашли печать на которой были вырезаны письмена, относящиеся примерно к 2300 г. до н.э. Обнаружилось, что письменные знаки невозможно отнести ни к месопотамским, ни к иранским, индийским, или китайским способам письменности. Отсюда возможно сделать результат, что в Анау присутствовала высокоразвитая самостоятельная цивилизация, владевшая собственной письменностью. Население Анау применяло те же самые виды земледелия и скотоводства, что и жители Месопотамии. Это приводит к мысли о наличии связи среднеазиатского государства Анау с шумерской цивилизацией.[10 c-31]
Найдено помимо прочего множество аккуратно отполированных костяных трубок, которые были полые внутри, с вырезанными на них узорами и изображениями людей, зверей и растений. Археологи думают, что трубки обладали ритуальным предназначением, так как были обнаружены среди остатков эфедры – растения, использовавшиеся зороастрийцами в изготовлении галлюциногенного церемониального напитка. Употребление смеси эфедры с маком и опиумом провоцирует видения, или галлюцинации, которые позволяют верующим «быть ближе к Богу». Своих покойников жители Анау погребали в склепах. Зачастую рядом с мертвецами клали множество предметов быта, изделий и съестных припасов. По всей вероятности, люди верили в загробную жизнь и полагали, что все эти предметы смогут пригодиться в ней погребенным людям. Однако ученые нашли на удивление немного захоронений. По суждению профессора Хиберта, обитатели Анау сжигали погибших, как принято у зороастрийцев, предполагающих, что кремация облегчает высвобождение души из умершего тела. К огорчению, тот факт, что основная масса умерших сжигалась, не позволяет выяснить точно, сколько человек жило в Анау.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анау / Массон В. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Архитектуры Туркменистана : Посвящается 50-летию образования ТССР и создания КП Туркмении / Науч. ред. д-р арх., проф. В. Пилявский ; О-во охраны памятников истории и культуры ТССР. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1974. — С. 252. — 342 с.
3. Байрамова, Дженнет Мухамедмурадовна. Архитектурное формирование культурно-туристических комплексов в исторической среде Туркменистана : диссертация … кандидата архитектуры : 05.23.21 / [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т]. — М., 2017. — Т. 1. — С. 76. — 154 с.
4. Большаков В.П. История культуры повседневности. Учебное пособие; Проспект - М., 2018. - 735 c
5. Дианова В. М., Солонин Ю. Н. История культурологии; Юрайт - М., 2016. - 464 c.
6. Куфтин Б. А. Работы ЮТАКЭ в 1952 г. по изучению «культур Анау» // Известия АН Туркменской ССР. Серия Общественные науки. — 1954. — №1.
7. Левина В.А. Овезов Д.М. Пугаченкова Г.А. Архитектура туркменского народного жилища. — М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 6, 17. — 82 с. — (Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции/ Акад. наук Туркм. ССР. Под ред. проф. М. Е. Массона; Т. 3).
8. Лисицына, Горислава Николаевна. Орошаемое земледелие эпохи энеолита на юге Туркмении. — М.: Наука, 1965. — С. 27. — 168 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР/ Акад. наук СССР. Ин-т археологии; № 128).
9. Мамедов, Мухаммед. Сейит-Джамал ад-Дин : культовый комплекс в Анау, Туркменистан. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 78 с. — ISBN 978-5-86007-636-5.
10. Пугаченкова, Галина Анатольевна. Мечеть Анау / Юж.-Туркменистанская археол. комплексная экспедиция Акад. наук Туркм. ССР. Отд. охраны памятников М-ва культуры Туркм. ССР. — Ашхабад, 1959. — 58 с.
11. Пилипко Виктор Николаевич. К истории археологического изучения крепости Куня Каахка в Южном Туркменистане // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2016. — № 4 (54).
12. Сарианиди В. И. Культовые здания поселения анауской культуры // Советская археология. — 1962. — № 1. — С. 44—45.
13. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции / Под ред. проф. М. Е. Массона ; Туркм. фил. АН СССР. — Ашхабад, 1956. — Т. 7: Памятники культуры каменного и бронзового века Южного Туркменистана : Сборник работ. — 461 с
14.Шишкин И. Б. У стен великой Намазги. — 2-е изд, доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1981. — 208 с. — (По следам исчезнувших культур Востока).
15. Archaeological Excavations in Anau and Old Merv // Explorations in Turkestan; Expedition of 1904. Prehistoric Civilizations of Anau, Origins, Growth, and Influence of Environment / Raphael Pumpelly (ed.). — Washington: Carnegie Institution of Washington, 1908. — (Carnegie Institution of Washington Publication, Bd. 73).