Фрагмент для ознакомления
2
Главной задачей социально ориентированной экономики России выступает деятельность по развитию социальной сферы и по выработке оптимальной социальной стратегии, формой реализации которой должны быть реальные действия государства, согласованные с ее социальной политикой, которая охватывает все сферы экономических и социальных отношений в стране.
В России все еще не решены и остаются многочисленные сложные проблемы в социальной сфере, в сфере занятости и обеспечения социальной защиты населения, поэтому в данной работе рассмотрены такие актуальные проблемы управления социальной сферой, которые возникают из-за несовершенства современной нормативно-законодательной базы РФ в этой сфере, ограничения бюджетного финансирования и прочих трудностей, которые негативно отражаются на всей социальной сфере общества в целом и на населении страны, в частности.
Актуальность государственного управления на современном этапе заключается в том, что целью социально-политических преобразований в России было утверж¬дение гражданского общества на основе развития отраслей социальной сферы, обеспечение социальной защиты всех категорий населения, где главным выступает защита человека от безра¬ботицы и от ухудшения жизненного уровня населения.
Объектом исследования является государственное управление социально-экономическим развитием региона.
Предмет исследования – механизм государственного управления социально-экономическим развитием региона в нестандартных ситуациях с учетом социальных последствий принятых решений.
Целью настоящей работы является характеристика проблемы рационального выбора в управлении.
Исходя из представленной цели, решались следующие задачи работы:
-рассмотреть теоретические аспекты и задачи управления;
-охарактеризовать систему государственного управления;
-дать характеристику Южного федерального округа;
-проанализировать проблемы управления на примере Южного федерального округа;
-привести рекомендации по рациональному выбору управления региона и дать оценку социальных последствий этого выбора.
Нормативной базой являются законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как Конституция РФ, Административный, Гражданский и другие кодексы РФ.
Методологической базой данного исследования послужили работы известных экономистов и социологов, как С.В. Валдайцева, Л.А. Велихова, А.Г. Воронина, А.Д. Зайкина, С.Э. Жилинского, Е.А. Лапикова, В.Н. Толкунова, А.Н. Силина, Т. Ю. Коршунов, и др.
Работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы, состоящего из двадцати девяти источников.
Глава 1. Теоретические аспекты и задачи государственного управления
1.1. Понятие и сущность государственного управления современности
Одним из важнейших видов деятельности государственных органов Российской Федерации по осуществлению функций государственной власти, а также реализации государственно-властных полномо¬чий выступает государственное управление, где, однако, объем государственно-управленческих и административных полномочий данных органов власти неодинаков из-за особенностей го¬сударственного устройства страны на современном этапе ее развития.
В Конституции РФ ст. 1 ч. 1 среди конституционных характеристик Российского государства значится формулировка «демократическое государство», которая означает построение и функционирование этого государства на демок¬ратических началах и принципах, которые затем в последующих статьях и нормах Конституции РФ получили свое дальнейшее развитие и воплощение .
Российская Федерация — Россия по Конституции представляет собой демократи¬ческое федеративное правовое государство с республиканской формой правле¬ния.
Сущность и структура государственной власти юридически закреплена нормами Конституции РФ и ее конституционных законах, согласно которым государственная власть зиждется на законодательстве, нормы которого обуславливают деятельность государственного аппарата, использование материальных ресурсов, денежных средств, механизмов и инструментов убеждения и при¬нуждения. Но при этом она должна иметь нравственное оправдание и обладать легитимностью, то есть иметь общественное признание, а также быть носительницей определенной идеи, убеждений.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это означает, что Конституция закрепила принятый в странах Запада принцип разделения властей на три ее ветви: по горизонтали — законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип четкой вертикальной субординации, что исторически оправдало себя на протяжении двух столетий. Все эти главные понятия сформулированы и закреплены в Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» .
Предмет ведения Российской Федерации включает сферу общественных отношений, Конституцией РФ регулирование которой отнесено исключительно к компетенции Российской Федерации, а предмет ведения региона — к компетенции субъекта Федерации, а предмет же их совместного ведения — к компетенции и Федерации, и ее субъекта.
Компетенция органа государственной власти – это совокупность его полномочий по предметам ведения, которые включают права и обязанности при принятии правовых актов, а также выполнения других государственно-властных полномочий. Ветви власти взаимосвязаны, однако они также имеют определенную самостоятельность, где каждый государственный орган осуществляет свои функции по реализации государственных полномочий и задач. В России государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государствен¬ная Дума), Правительство и суды Российской Федерации, а вот органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что закреплено в ст. 12 Конституции РФ.
Основными функциями органов законодательной власти, которые они выполняют, выступают следующие: законодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и контрольная — в отно¬шении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ (ст. 101, 103, 114). Согласно ст. 80 Конституции главой государства является Президент, который не возглавляет систему органов исполнительной власти, а он лишь согласует, коорди¬нирует деятельность всех ветвей и структур государственной власти, обладая при этом широкими полномочиями и большим влиянием на формирование и деятельность органов исполнительной власти.
Таким образом, понятие и сущность государственного управления современности включает многоаспектовое функционирование государственных органов власти, которые действуют в пределах установленных полномочий и компетенций.
Государственное управление основано на Федеральных законах, Указах Президента и Постановлениях Правительства РФ и других нормативно-правовых актах, которые принимаются на региональном уровне. В первую очередь нормативно-правовая база региональных и муниципальных программ опирается на федеральную законодательную базу, а затем корректируется и уточняется нормативными актами самих региональных и муниципальных образований. Региональная программа выступает как самостоятельный объект управления, где система управления, координации, методического руководства хозяйственной деятельностью включает в себя общегосударственный, межрегиональный и собственно региональный уровни.
Общегосударственный уровень управления страны представлен органами управления исполнительной власти России и в том числе российскими министерствами и ведомствами, где обеспечивается разработка единой стратегии регионального развития России на общегосударственном уровне, а также координация государственных, межрегиональных, собственно региональных программ.
Кроме того, здесь же формируется нормативно-правовая основа в области
Фрагмент для ознакомления
3
а) Законы и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ) // Российская газета. 2008.
2. Гражданский кодекс РФ от 26.11.07.№ 147-ФЗ.//Российская газета от 28 ноября 2009 г.
3. Кодекс РФ об Административных правонарушениях от 20 июля 2018 г. № 118-ФЗ. //СЗ РФ. 2018. Ст.3425.
4. Федеральный закон РФ от 6 октября 2020 г. № 131-ФЗ. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» . // СЗ РФ,2019.ст.2045.
5. Федеральный закон РФ от 19.06.2004 N 53-ФЗ (ред. от 06.07.2006) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».//СЗ РФ. 2006. с. 1023.
6. Федеральный закон РФ от 21.12.2013 N 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Вступил в силу с 01 января 2014 года.
б) Специальная литература
7. Бергман Р.В. Организационные и территориальные аспекты разграничения государственной власти и местного самоуправления:. // Журнал российского права. 2018. №4.
8. Воронов С.В. Муниципальное право России. - М.: НОРМА, 2018. -344 с.
9. Волхонский П.Г. Социология. Учебник для Вузов. - М.: Дело, 2017. -345 с.
10. Габров Л.Н., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. – М.: Дело и сервис, 2019. -544 с.
11. Головнин Н.О. Органы местного самоуправления в РФ.// Российская газета, 4 апреля 2018, № 67, С.10.
12. Дремов М.В. Конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления в деятельности органов государственной власти в РФ. СПб.: Питер, 2019. – 314 с.
13. Игнатенко А.Г. Обществознание. - М.: Феникс, 2018. - 355 с.
14. Ищенко Ф.Н. Социология сегодня. – М.: Феникс, 2019. -236 с.
15. Загорский Т.Г. Социологические исследования. - М.: Юнити, 2021. -115 с.
16. Константинов С.Л. Муниципальное право. // Право и экономика, 2017. №6., стр. 41 – 48.
17. Кравцов П.М. Теоретико-правовые основы взаимодействия государства и местного самоуправления в России:. М.: НОРМА, 2018. -345 с.
18. Куйбышев Л.Е. Социология. - М.: БЕК, 2018. - 359 с.
19. Кривенко В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование и
структуры. - М.: Юрайт, 2017. - 375 с.
20. Леонидов Н.С. Проблемы в деятельности органов государственной и муниципальной власти. // Журнал российского права. № 12, 2019.
21. Лисовец Г.Д. Социальное управление. СПб.: Питер, 2018. - 326 с.
22. Миронов А.В. Социология. Практикум. – М.: МГУ, 2017. - 129 с.
23. Окулов Д.В. Регионалистика. М.: Академия, 2020. – 490 с.
24. Поспелов Л.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2018. – 196 с.
25. Поляков Д.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2020. – 540 с.
26. Рязанцев В.М. Бюджетная реформа: содержание и проб¬лемы // Финансы. 2017. № 8.
27. Рычков П.Ф. Региональная экономика. М.: Юнити, 2019. – 516 с.
28. Суфрыгин О.А. Муниципальное право. – М.: Инфра – М, 2019. - 627с.
30. Скворцова З.П. Основы региональной экономики. М.: БЕК, 2019. – 340 с.
31.Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.: Знание, 2018. 271 с.
32.Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юрист, 2019. - 214 с.
33. Харисов Э.Б., Лавров А. М. Методика распределения трансфертов ФФПР: итоги. М.: БЕК, 2019. – 220 с.
34. Шевандрин А.А. Управление культурой. М.: Юрайт, 2018. - 241 с.
35. Ярыгин В.А. Государственное управление. – М.: Приор, 2019. - 158 с.
36. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: Эконо¬мическая теория и политика. М.: Дашков и К, 2018. – 290 с.