Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические аспекты формирование федерального и регионального бюджетов
1.1 Особенности развития взаимодействия между федеральным и региональными бюджетами
Государственный бюджет – это самый главный из финансовых документов государства. Он включает в себя сметы всех государственных органов, ведомств, правительственных программ, и др. В государственном бюджете предусматриваются потребности страны, которые будут удовлетворяться за счет средств, содержащихся в ее казне. В бюджете определяются также источники поступлений в казну государства, и размеры этих поступлений. Бюджет России составляется на основе бюджетов нескольких уровней: федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты.
Государственный бюджет – самый главный финансовый документ страны. Он представляет из себя совокупность финансовых смет всех ведомства, государственные службы, правительственные программы и т. д. В нём определены потребности, которые подлежат удовлетворению с помощью государственной казны, в то время как указываются источники и размеры предполагаемых поступлений в государственную казну.
В бюджетную систему Российской Федерации входят наличие следующих бюджетов Федерального бюджета субъектов Российской Федерации (региональный бюджет) бюджета муниципальных образований (местный бюджет) Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовым обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации занимается Федеральное казначейство .
Если запланированные доходы государственного бюджета будут превышать его расходы, то это можно назвать бюджетным профицитом (или профицитом бюджета). Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом (или дефицитом бюджета). Если при исполнении бюджета на уровень дефицита бюджета превышается в установленное при утверждении бюджета значение, или происходит значительное снижение положенное в бюджет значение ожидавшихся доходов, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) может принять решение чтобы ввести установленное законом механизм уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называют секвестром. Доходами государственного бюджета являются денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в связи с действующей классификацией, а также при существующем законодательстве.
Доходы формируются за счёт: налоги, которые взимаются как центральными, так и местными органами власти; неналоговые доходы, которые складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, которое находится в государственной собственности; доходы целевых бюджетных фондов. В согласии с последней редакцией бюджетного кодекса доходами бюджета можно назвать и налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы – 7 %, доходы целевых бюджетных фондов – 9 %.
Расходы государственного бюджета – являются денежными средствами, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Расходы, которые имеются можно разделить на следующие группы:
военными;
экономическими;
на социальные нужды;
на внешнеполитическую деятельность;
на содержание аппарата управления.
Государственный бюджет составлен правительст¬вом и утвержден высшими законодательными органа¬ми (в России – как закон Государственной Думы Федерального Со¬брания РФ). При завершении финансового года Правитель¬ством Российской Федерации должен быть предоставлен отчет об выполнении бюджета. Важнейшими частями государственного бюджета являются его доходная и расходная части. доходная часть – указывает источники денежных сред¬ств бюджета; расходная часть – указывает в каком направлении будут использованы накопленные государ¬ством средства .
Доходная часть пополняется: налогами;
государствен¬ными займами (ценные бума¬ги, казначей¬ские векселя и др.);
эмиссиями (до¬полнительный выпуск) бу¬мажных и кре¬дитных денег;
займами у междуна¬родных ор¬ганизаций.
Структура расходной части бюджета в развитых странах:
социальными нуждами (не менее 50% всех расходов);
поддержанием обороно¬способности страны (примерно 20%);
обслуживанием го¬сударственного долга;
предоставлением дотаций пред¬приятиям; развитием инфраструктуры (на нужды дорог, связи, транспорта, внешнего энергоснабжения, озеленения и др.) .
Структуру расходной части бюджета можно определить по ак-туальности поставленных задач и способов их реше¬ния в соответствии с выбранной экономической поли¬тикой.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го¬сударственного бюджета. В таком случае возможными могут быть три различ¬ных варианта:
1. Сбалансированным бюджетом – расходы бюдже¬та равняются доходам. Это самое оптимальное со¬стояние бюджета.
2. Дефицитным бюджетом – расходы бюджета превышают дохо¬ды. Дефицит – является раз¬ностью расходов и дохо¬дов бюджета.
3. Профицитным бюджетом – доходы бюджета превышают рас¬ходов .
Профицит – является раз¬ностью доходов и расходов бюджета.
Источниками покрытия бюджетного дефицита являются:
1. Государственными займами (политика дефицитного бюджетного финансирования)
2. Внутренними займами – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
3. Внешними займами – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций .
Дефицитное бюджетное финанси¬рование может служить важным средством предостерегающее против спадов част¬ных инвестиций и потребления, а это означает и против сокра¬щения занятости. Центральным банком в обмен на государственные обязательства. Результатом напечатания дополнительных денег может возникнуть угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, которая выливается в рост цен), потому что создан добавочный спрос на товары и услуги.
Когда инфляция принимает угрожающие размеры. Приходится незамедлительно сокращать бюджетные расходы. Факторы, которые влияют на состояние государственного бюджета долгосрочными тенденциями налоговых поступлений и государственных расходов; фазой экономического цикла в стране; текущей политики государства. Государственный долг Государственный долг является суммой задолженнос¬ти государства зай¬мам, которые выпущены и не погашены, включая начисленные по ним проценты. Обслуживание долга является выплатой процентов по задолженности, а также постепенное погашение основной сум¬мы долга. Внутренний государственный долг является долговыми обязательствами федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, которые выражены в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
1. Рыночные являются долговыми обязательствами, которые выпущены государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг – облигаций.
2. Нерыночные – могут возникнуть в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг).
Внешний государственный долг является задолженностью государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между¬народным и государст¬венным банкам, орга¬низациям, правитель¬ствам, частным иностранным банкам и др., которые выражены в иностранной валюте. Внутренний государственный долг является ре¬зультатом дефицита бюджета а также выпуска облигаций госу¬дарственного займа чтобы его покрыть. Го¬сударство является должником владельцев облигаций .
Причинами возникновения внутреннего государственного долга Получить государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, которые выражены в национальной валюте. Осуществлять государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства). Предоставлять бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Показатели внешнего долга. Внешний государственный долг является более серь¬езной проблемой. При появле¬нии внешнего долга возникает не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода при оказании финансовой помощи кредиторы могут требовать выполнения ряда условий. Внешний государственный долг может подразумевать жесткие сроки погашения кредита, при несоблюдении которых можно нарваться на санкции .
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
величиной долга на душу населения; отношением долга к ВВП (оно не должно быть боль¬ше 80%);
отношением величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
расходами по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15–20%);
1.2 Принципы взаимодействия федерального и регионального бюджетов
Бюджетную систему Российской Федерации регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 6 данного документа понятие бюджета предполагает следующее.
Бюджет – форма образования и использования финансирования, предназначенного для денежного обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления .
Согласно статье 10 рассматриваемого кодекса бюджет страны включает три уровня:
1. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных госфондов, которые утверждаются в виде федеральных законов.
2. Региональный бюджет и бюджет территориальных внебюджетных госфондов закреплены в законах субъектов федерации.
Местные бюджеты, регламентируемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления или уставами муниципалитетов.
Местные бюджеты делятся на два подуровня:
1. Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципалитетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Бюджеты городских и сельских поселений.
Виды бюджетов в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 18 ноября.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Российская газета. – 2012. - № 172.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
5. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132143-federalnyi_zakon_ot_08.12.2020__385-fz_o_federalnom_byudzhete_na_2021_god _i_na_planovyi_period_2022_i_2023_godov
6. Закон Сахалинской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс]. – URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6500201912230002
7. Бухвальд, Е.М. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты и инструменты. / Е.М. Бухвальд. – М.: ИЭ РАН, 2018.– 250 с.
8. Бухвальд, Е.М. Экономические проблемы федерализма, региональной политики и местного самоуправления / Е.М. Бухвальд // Вестник Института экономики Российской академии наук.– 2020.– № 1.– С. 51–76.
9. Вовченко, Н.Г. Межбюджетные отношения и финансовая устойчивость региональных бюджетов Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования / Н.Г. Вовченко // Финансовые исследования. 2019. № 1 (62).
10. Голованова, Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика / Н.В. Голованова // Финансовый журнал.– 2018.– № 2.– С. 24–35.
11. Калашников, С.А. Межбюджетные отношения: Российские реалии и мировой опыт / С.А. Калашников // Финансы, денежное обращение и кредит. -2018. - № 1 (158). - С. 3-27.
12. Киреева, Е. В. Оценка результативности внедрения и применения методов программно-целевого финансирования бюджетных расходов в России / Е.В. Киреева // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3 (92). – С. 904–908.
13. Лавров, А.М. Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998–2019 гг.). / А.М. Лавров. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. – 832с.
14. Логинова, П. А. Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне / П. А. Логинова, А. В. Давыдова. // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 191-194.
15. Молчанова, Н.П. Трансформационные процессы в управлении региональной экономикой / Н.П. Молчанова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.– 2019.– Т. 104.– № 2.– С. 119–129.
16. Мохнаткина, Л.Б. О развитии понятийного аппарата межбюджетных отношений в соответствии с реалиями межбюджетного перераспределения / Л.Б. Мохнаткина // Азимут научных исследований: экономика и управление.– 2019.– Т. 8.–№ 3 (28).– С. 266–269.
17. Омелехина, Н. В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства / Н.В. Омелехина // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С.81–95
18. Омшанова, Э. А. Налоговая выгода и доходы бюджетов бюджетной системы РФ / Э.А. Омшанова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика – основа устойчивого развития государства». – Уфа : ООО «Омега Сайнс», 2017. – С. 99–101.
19. Раднаева, В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации / В.Х. Раднаева // Молодой ученый. 2017. № 21. – С. 233–237.
20. Смагина, М.Н. Проблемы и перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации / М.Н. Самагина // Социально-экономические явления и процессы. -2017. - № 2. - Т. 12. - С. 115-121.
21. Татарникова, В.В. Межбюджетные отношения в условиях асимметрии социально-экономического развития территорий / В.В. Татарникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. - № 10 (457). - С. 1901-1915.
22. Тимушев, Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России / Е.Н. Тимушева // Финансовый журнал.– 2019.– № 6.– С. 27–42.
23. Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л.Х. Хасенова // Молодой ученый. – 2018. – №45. – С. 194-196.
24. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf.
25. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В рамках законопроекта закона о бюджете 2017 – 2019 годы. Государственная Дума Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/6E4CC4CF25C632074325805A0064C0D7/$File/прогноз2017-2019.pdf?OpenElement.
26. Ясстремянная, Г.Е. Неформальные налоги на предоставление общественных благ в российских регионах / Г.Е. Ясстремянная // вопросы экономики. – 2019. – №1. – С. 124-134.