Фрагмент для ознакомления
2
государства. Несколько отличной была позиция Н.М. Коркунова, который под таковой рассматривал прежде всего организацию и состав государственных учреждений .
Ведущий российский правовед Г.Ф. Шершеневича, считал, что государственное устройство различается в зависимости от того, кто является верховным органом власти, т.е. кто те лица, чья воля подчиняет себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории.
Изучив учения дореволюционных правоведов, стоит отметить тождественность в понимании в данный период понятий "государственное устройство" и "форма правления". Отдельно от названных категорий изучалась территориальная организация государственной власти. Структурирование формы государства как совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима появилось значительно позднее и являлось важным достижением современной теории государства и права.
Для анализа того или иного исторического типа государства в советской юридической научной литературе базовым понятием признавалась "форма государства". В форме государства выделялась трехчленная структура: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления включала в себя организацию и источники верховной власти, форма государственного устройства рассматривалась как административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом, а политический режим воспринимался как конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы.
В современной юридической науке под формой правления понимается совокупность различных подходов. Стоит выделить несколько основных концепций.
Сторонники узкой трактовки предлагают понимать под формой правления в первую очередь правовое положение главы государства, но также учитывается значение и статус высших органов государственной власти .
Ряд ученых предлагают понимать под формой правления характер взаимоотношений конкретных высших государственных органов между собой, а также с населением. При этом к высшим органам традиционно относится глава государства, высший исполнительный и законодательный органы власти. Названный перечень дополняется также контрольно-надзорными органами, особыми чрезвычайными органами власти, судебными органами. И.Р. Кушхов также обращает внимание, что "в ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора" .
Таким образом, в современной юридической литературе наиболее распространенной является точка зрения, определяющая форму правления как отражение образования и организацию высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. Данная трактовка позволяет рассмотреть все аспекты и специфические черты формы правления как юридической категории.
3. Форма территориального устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства дает представление о политико-территориальном устройстве государства, статусе его территориальных единиц и характере взаимоотношений региональных (местных) властей с органами верховной власти.
В юридической науке разновидностями форм государственного устройства принято считать унитарное государство и федерацию. Часто упоминают также конфедерацию, которую лишь условно можно назвать государством.
Унитаризм свойственен государству в классическом его понимании и характеризуется наличием единой иерархически выстроенной системы органов государственной власти, при которой административно-территориальные единицы не наделены признаками государственности. Унитарная форма политико-территориального устройства характерна в основном для небольших по площади и моноэтнических государств (например, Белоруссия, Польша, Венгрия).
Между тем в ряде унитарных государств (Италия, Украина и некоторые другие) имеются административно-территориальные единицы с особым статусом, которые наделены большей национально-культурной автономией в сравнении с другими, что не меняет в целом характера унитарного государства.
Федерация представляет собой децентрализованное государство, в котором субъекты федерации наделены значительной степенью государственности и собственными полномочиями . Федерациями являются в основном большие по площади государства с многонациональным составом населения (Россия, США, Канада и пр.).
По состоянию на 1 декабря 2016 г. в мире насчитывается 193 государства - члена ООН, а также 2 государства - постоянных наблюдателя, не являющихся членами ООН. Современная динамика конституционно-правового развития данных государств позволяет провести некоторые научные классификации, а также сделать несколько выводов в разрезе их государственно-территориального устройства. При этом наш научный взгляд будет преимущественно направлен на федеративные государства.
В настоящее время среди государств - членов ООН существует 165 унитарных и 28 федеративных государств, соотносящихся в процентном выражении как 85% и 15%. Площадь, занимаемая федеративными государствами, составляет порядка 52% от суммы всех площадей государств мира, а количество проживающего населения приблизительно равняется 41% совокупного населения Земли.
По субъектному составу федерации насчитывают в своем составе от 2 до 85 членов, при этом двусубъектных федераций в настоящее время существует только две: Босния и Герцеговина и Сент-Китс и Невис, являющаяся самой маленькой в мире федерацией. Наряду с этим еще одной особенностью, касающейся конституционного устройства последнего государства, является прямое закрепление в Основном законе (ст. 113) возможности выхода одного из субъектов - острова Невис - из состава федерации, что является крайне редким примером в мировой практике строительства федерализма. Более того, Конституция Федерации Сент-Китс и Невис 1983 г. в главе 11 прямо предусматривает, в каком виде будет существовать данное государство в случае сецессии одной из составляющих его частей, т.е. четкую модель дальнейшего конституционно-правового развития. В настоящее время право выхода из состава государства предусмотрено также в Конституции Эфиопии 1994 г..
В дополнение к достаточно известной классификации федераций на двусубъектные и полисубъектные для более полного понимания сущности функционирования и структуры управления данных государств мы предлагаем более детально классифицировать федерации в зависимости от количества членов федерации на малые, средние и крупные.
Данный аспект приобретает, по нашему мнению, свою важность и актуальность, в том числе благодаря возможности его рассмотрения сквозь призму системного и структурно-функционального анализа. С позиции системного анализа, теории управления и некоторых других дисциплин норма управляемости в среднем составляет семь-восемь единиц с возможным отклонением на одну-две единицы в большую или меньшую сторону. В этой связи можно разделить в определенной степени мнение авторов, выражающих мысль о том, что управляемость федеративного государства зависит от качественных и количественных характеристик входящих в нее субъектов .
Весьма разнообразными являются ответы на вопросы о конституционных принципах и способах конституционно-правового закрепления федеративной формы государственно-территориального устройства различных государств, а также о регулировании их субъектного состава, включая указание на его количественные и качественные характеристики. Необходимо отметить, что к настоящему моменту из 28 федеративных государств 25 функционируют на основе постоянных конституций. В то же время имеются примеры временных конституций (основным законом Сомали является Временная Конституция Федеративной Республики Сомали 2012 г., основным законом Судана - Временная Национальная Конституция Республики Судан 2005 г., основным законом Южного Судана - Переходная Конституция Республики Южный Судан 2011 г.).
Конституционно-правовые способы закрепления федеративной формы государственно-территориального устройства весьма отличаются друг от друга, а степень их вариативности является достаточно высокой. Проведенный юридико-технический и лингвостилистический анализ конституций данных государств позволяет утверждать, что закрепление федеративной формы
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии и иные научные издания
3.Арзамаскин Н.Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): Дис. ... к.ю.н. М., 1996. С. 9.
4.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Финансовый контроль, 2004. С. 43.
5.Зазнаев О.И. Типология политических режимов : дис. ... канд. полит. наук. Казань, 1993. С. 104.
6.Ильин И.А. Почему мы верим в Россию.Сочинения. М.: Эксмо, 2006. С. 30.
7.История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 84.
8.Козеллек Р.К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета: сборник статей / под ред. Ханса Бедекера. М., 2010. С. 25.
9.Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства: Дис. ... к.ю.н. Саратов, 1997. С. 127.
10.Лукашевич М.Б. Эволюция формы Российского государства (историко-правовой анализ): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2007. С. 10
11.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 1996. С. 78
12.Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права. М., 2010. С. 245
13.Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова. М., 2007. С. 97
14.Территория в публичном праве: Монография / И.А. Алебастрова и др. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 269.
15.Тоталитаризм: уроки прошлого : учеб.-метод. пособие / А. В. Петров. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – 136 с.
16.Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ: Дис. ... д.ю.н.: 12.00.01. СПб., 2005. С. 8.
17.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия: учебное пособие. М., 1998. С. 231
18.Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 149.
18.Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999. С. 136
Научные статьи
19.Аникушин А.В. Понятие "форма правления" и проблема исторической изменчивости представлений о его содержании на примере анализа взглядов мыслителей российской дореволюционной школы и ученых советского и современного периодов // История государства и права. 2014. N 15. С. 37 - 41.
20.Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. Федерализм как концепция организации государственной власти // Вопросы правоведения. 2012. N 2. С. 88 - 97.
21.Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социол. иссл. 1998. № 6. С. 26.
22.Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 10 - 15.
23.Матафонова Ю.А. Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы // Власть. 2014. N 11. С. 134.
24.Мотин С.В. Братья К.С. и И.С. Аксаковы о славянофильской теории государства // Вестник ВЭГУ. 2010. N 5 (49). С. 24 - 27.
25.Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 38 - 41.
26.Шереметьева В.А. «Государственный режим»: проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 6 - 9.