Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историко-бытовой танец - особый вид хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлых веков. Историко-бытовой танец включает наиболее характерные художественные образцы бытовой хореографии, исполняющиеся в различных слоях общества. Имея в первооснове народную хореографию, историко-бытовой танец оказал значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства.
Предмет предоставляет возможность практически познавать истори-ческое развитие танца, изучать наследие с точки зрения его значения в со-временном мире. Эволюция танца предполагает непрерывное его обновление без разрушения связи с прошлым, но допускает изменения в связи с возникновением новых социальных условий, оригинальных творческих идей. Необходимо понимать роль историко-бытового танца для художественного опыта нашего времени - танца, определяющего роль традиции в отечественной хореографии. Наконец, историко-бытовой танец открыт окружающему миру, обусловливающему его богатство и внутреннее многообразие. Источником возникновения историко-бытового танца является народный танец. На определенном этапе развития танец приобретает черты социального заказа и выделяется как бальный танец, который является самобытной формой историко-бытового танца.
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО
ТАНЦА
1.1 Бытовые танцы Средних веков
Историко-бытовой танец - явление социальное. Смена общественных формаций влекла за собой изменения жизненного уклада, возникали и новые направления в культуре и искусстве. Каждый этап в развитии общества предъявлял определенный социальный заказ. Подвижный в своей динамике историко-бытовой танец отвечал требованиям той или иной социальной группы. Основываясь на основе народного танца, он вбирал все богатство его содержания и хореографического языка. Попадая в другую среду, народный танец видоизменялся, терял естественность, природу, задор, впитывал манерность, изысканность, галантность и парадность соответственно этикету, вкусу, потребностям определенного слоя общества. Историко-бытовой танец позволяет изучить традиции развития танца. Танец не только трансформировался, но и отразил изменения в истории развития танца. Осуществляется преемственность, в которой интегрируются тенденции творческой деятельности прошлого, имеющие значение для современного развития. Старое переходит в новое и активно работает. Традиции побуждают к новаторству, ибо они пластичны, способны существовать в разных формах, на основе которых каждый раз создается уже другой пласт хореографического искусства. Это является и критерием, по которому оценивается современная хореография. Чем полнее представлено «прошлое» сегодня, тем осмысленнее и многообразнее видение его будущего. От этого зависит и духовность, которая должна непрерывно реинтерпретироваться в решении проблем настоящего и буду-щего.
В средние века появляется ряд простейших танцевальных форм, которые, развиваясь и видоизменяясь, они дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре.
Народное творчество отстаивает свои права на существование в тяжелой борьбе. Церковники с яростью относились к танцам, видя в них дьявольское наваждение. Поэтому церковь запрещала веселье, смех и пляски.
Но, несмотря на запрет церкви простые люди все равно плясали во время народных праздников. Во всех странах народ с давних времен ежегодно отмечал праздник Нового года, проводы масленицы, приход весны. Игры, посвященные обновлению природы, были связаны с трудом земледельца. Особенно торжественно праздновался майский весенний праздник. Молодежь отправлялась в лес за цветами, которыми они украшались дома. Шествие молодежи оканчивалось на лугу. Посередине ставили увитое разноцветными лентами молодое дерево. Вокруг него устраивали пляски, хороводы.
Танцы простого народа были непосредственно связаны с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Во время ежегодных цеховых праздников гончары, сапожники, бочары, оружейники поражали зрителей быстротой и ловкостью своих танцев, остроумием интермедий. Широко распространенные танцы с мячами и обручами требовали силы и сноровки. Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках. Крестьяне и ремесленники не только демонстрировали на них свои изделия, но и соревновались в ловкости и силе, умении петь, плясать, играть на самодельных инструментах. Танцам отводилось одно из первых мест. Наиболее распространенные танцы — бранль прачек, бранль башмачников. Сами названия говорили, что в этих танцах были движения, которые характеризовали ту или иную профессию. Ни одна свадьба, или какое-либо другое торжество не обходилось без танцев.
Танцевальная техника, манера исполнения, музыкальное сопровождение на протяжении средних веков не были однородны. Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Исполнители образовывали закрытый круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужские, женские или смешанные. У цепного танца был ведущий или ведущая. Танцевальные движения в основном состояли из шагов и изредка из скачек. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку. Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих. Песня состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец. Его движения как бы иллюстрировали песню.
В танцевальной культуре позднего средневековья начались измене-ния. Появляется парный танец, помимо хоровода. Исполнители, взявшись за руки, стоят парами, в затылок одна другой. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд. Рисунок движения тоже усложняется. К шагам, легким прыжкам добавляются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук. Положение стопы невыворотное. Танцы исполняются под пение самих танцующих, в некоторых странах — под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонка, тарелок. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент.
Основным танцем в XII веке был кароль, то есть открытый круг. Во время исполнения кароля танцующие пели, держась за руки. Впереди танцу-ющих шел запевала. Припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то быстрее и переходил в бег. Ряд исследователей считает, что фарандола является одной из разновидностей кароля.
Бранль-наиболее популярный танец средних веков. Его участники держатся за руки, образуя закрытый круг.
Большую роль в развитии танцев играли средневековые бродячие актеры
— шпильманы, жонглеры, гистрионы, скурры. Соединяя в себе танцовщика, актера, музыканта, акробата, рассказчика, они во многом способствовали развитию народного искусства, совершенствованию исполнительского мастерства. У многих из них была хорошо развитая танцевальная техника. Она включала акробатику, сложные, почти виртуозные движения рук. Многое беря из танцев, созданных народом, жонглеры обогащали их.
В своем творчестве бродячие актеры прославляли земные радости, вот почему они, как и русские скоморохи, подвергались гонению со стороны духовенства. В XIII веке происходит расслоение жонглеров. Часть их остается в услужении у господ, получая название «оседлых».
Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сель-ских площадях. Феодалы — в дворцовых залах, стены украшались коврами, гербами, мечами и военными трофеями.
Когда звучал рог это означало о прибытии гостей. Владельцы замка занимали кресла, остальные гости размещались на скамьях и табуретах, на которых лежали подушки, покрытые дорогими тканями. Дамы были в очень красивых ярких платьях, с красивыми и ухоженными волосами. Их руки украшали кольца и браслеты. На поясе висело зеркало. У мужчин же было оружие. Во время свадьбы после поклонов и строго установленного церемониала рыцарь подносил невесте кольцо на рукоятке меча, а поцелуем и ударом по рукам заключался брачный союз.
На балы и маскарады было принято являться в необычных костюмах и масках.
Один из балов, получивший название «маскарада пламенных» 1393 года, едва не стоил жизни большому количеству людей. «Герцогиня Беррийская как-то по случаю свадьбы одной из придворных фрейлин устроила праздник в своем Парижском отеле. Что бы развлечь дам, молодежь решила устроить им сюрприз. Решили неожиданно для всех исполнить танец диких и в эту затею посвятили короля Карла VI. Придворные сами сшили себе костюмы с вывороченными мехами и в таком виде, привязанные друг к другу цепями, они ворвались в торжественный зал. Они гоготали, издавали дикие крики, прыгали, скакали, подражая далеко не изысканным для того времени движениям диких народов. Танцоры, конечно, возбудили всеобщее любопытство. Герцог Орлеанский, желая узнать таинственных «инкогнито», взял в руки факел и подошел к одному из них с целью приподнять его маску. По неосторожности пламя факела зажгло мех на костюме. Огонь быстро перешел от одного к другому и, по словам хроникера того времени, все четверо в течение часа запылали, подобно горящим факелам. Огонь перешел и на гостей. Все королевское семейство едва спаслось от огня».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова Н.П. Классический танец. - Л., 1975.
2. Баласанян, К. Музыка и хореография современного балета / К. Баласа-нян // Музыка и хореография современного балета. - Вып. 3. - Л., Музыка, 1979.
3. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Ва-сильева-Рождественская. - М.: Искусство, 1987.
4. Воронина И.А. Историко-бытовой танец, Учеб. пособие. - М.; «Искус-ство», 1980.
5. Вюйе. Танцы, их история и развитие / Вюйе. - Петербург: Изд-во Нового журн. иностр. лит., 1902.
6. Гавликовский, И. А. Руководство для изучения танцев / И. А. Гавли-ковский. - 3-е изд. - СПб.: Тип. В. А. Вацлика, 1907.
7. Запесоцкий, А. С. Культурология Дмитрия Лихачева / А. С. Запесоц-кий. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.
8. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX века. М., Л.: Искусство, 1948 г.
9. Ивановский, Н. П. Бальный танец XVI - XIX веков / Н. П. Ивановский. Калининград: Янтар. сказ, 2004. - 208 с.
10. Кристерсон, X. Танец в драматическом спектакле / X. Кристерсон. - М.; Л., 1960.
11. Линдрот, Н. Первоначальные правила для изучения бальных танцев / Н. Линдрот. -М.: Тип. В. Готье, 1871.
12. Лихачев, Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев. - СПб.: СПбГУП, . 2006.
13. Основы сценического движения // под ред. И. Э. Коха. — М.: Просве-щение, 1976.
14. Петровский, JL Правила для благородных общественных танцев / JI. Петровский.-Харьков: Унив. тип., 1825.
15. Раевский, В. (псевд.). Дирижер. Практическое руководство дирижиро-вать бальными и общественными танцами... / В. Раевский.
- СПб.: Тип. А. Якобсона, 1896.