Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Волейбол является одним из самых любимых и доступных видов спорта в современном мире. Данная спортивная игра имеет большую популярность в Российской Федерации, как в спорте высших достижений и массовом спорте, так и в детско-юношеском спорте. Подготовка спортсменов в системе детско-юношеского спорта представляет особую важность, поскольку обеспечивает спортивный резерв высококвалифицированных спортсменов и одновременно является эффективным средством реализации ряда образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих задач. Занятия волейболом проводятся у детей в рамках секций. Также волейбол включен в программу физического воспитания в общеобразовательных школах, начиная с пятого класса.
Данная спортивная игра является универсальным и эффективным средством, оказывающим положительное воздействие на развитие ребенка. В системе подготовки волейболистов важную роль играет формирование и развитие координационных способностей (ловкости). Высокий уровень развития ловкости является предпосылкой для эффективного освоения и улучшения техники игры в волейбол.
Спортсмен, обладающий координационными способностями, умеет быстро приспособиться к стремительно меняющимся условиям игры во время соревнований и выбрать наиболее эффективные средства ведения игры. В данной работе рассматриваются особенности формирования и развития координационных особенностей волейболистов в системе детско-юношеского спорта.
Цель исследования: изучить особенности воспитания координационных способностей обучающихся основной школы на уроках волейбола.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: характеристики координационных способностей школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть классификацию координационных способностей.
2. Изучить основные средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей.
3. Раскрыть методику развития координационных способностей у школьников на уроке волейбола.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Классификация координационных способностей
Большое внимание в новой комплексной программе физического воспитания школьников уделено развитию ловкости и координации. Это не случайно. В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.
Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях. Именно эти способности имел ввиду профессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством.
Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту [5].
Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта Способность развиваться оптимально (то есть точно, быстро и разумно) и целенаправленно управлять движением в настоящее время известна как координационная способность (КС), не вызывая споров среди экспертов. В то же время формирование комплекса КС еще не полностью развито, что создает значительные трудности для тренеров и учителей физкультуры.
Многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, показали, что различные координационные и обусловливающие способности человека в спорте, в физическом воспитании, на работе и в армии, а также в жизни очень специфичны. Потому вместо уже существующего определения «ловкость», оказавшегося очень многозначным и туманным, ввели в теорию и практику термин КС, начали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их совершенствованию. Термин «CS» был введен как в теории, так и на практике вместо существующего определения «ловкость», которое оказалось очень расплывчатым. Начали говорить о системах этой способности и необходимости дифференциации, для того, чтобы их улучшить. Мнение авторов о том, что подразумевается под термином координационная способность, до сих пор неясно.
Схема координационных способностей:
- это совокупность морфологических особенностей организма человека, определяющая способность эффективно решать двигательные задачи и способность адекватно адаптировать спортивные занятия в меняющихся условиях.
- это результат развития ряда конкретных специфических и специальных КС, в определенном смысле их обобщение.
- это возможности человека по управлению движениями в пространстве и во времени
- представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи
- это способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности
- представляет собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, что приводит к единому смысловому действию
Существует несколько видов КС. По данному вопросу нет определенного ответа, и авторы пытаются систематизировать КС с 2-3 основных до 5, 11, 18 и более конкретных (или частных) КС. Литература, которая была изучена нами по данной теме, позволяет выделить следующие виды КС:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
4. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
7. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
8. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c.
9. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
10. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - РнД: Феникс, 2018. - 572 c.
11. Морщинина, Д.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Д.В. Морщинина. - М.: КноРус, 2016. - 160 c.
12. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
13. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
14. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. Барчуков И.С.. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
15. Теория и методика гимнастики: Учебник / Под ред. ЖуравинаМ. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2018. - 320 c.