Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью изучения и исследования классификации административно-правовых норм, с целью корректного и правильного применения норм права на практике. Административное право играет несколько ролей в общественных местах, как отрасль права, как отрасль юридической науки и как отрасль научных знаний. Административное право обычно понимается как совокупность правовых норм, регулирующих поведение субъектов (граждан, административных органов, общественных организаций) в сфере административной и полицейской деятельности. В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне закреплено несколько видов контроля, реализуемого отдельными государственными органами, а также разновидности надзора, полномочия в рамках которого также могут производиться специально уполномоченными на то субъектами. При этом цель и контроля, и надзора состоит в обеспечении принципа законности в государственном управлении, как одно из основополагающих принципов, предусмотренных действующим законодательством.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате реализации и действия административного надзора.
Объектом исследования является административный надзор.
Целью написания данной работы является характеристика понятия административного надзора, присущего ему особенностей и характеристик, изучение процесса реализации административно-правовых норм, а также классификация правовых норм на основе различных критериев и выявление ключевых проблем существующих классификаций.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое административно-правовая система надзора выделить признаки ее характеризующие,
- определить ее структуру и отличительные особенности; рассмотреть источники и процесс реализации административно-правовых норм с выделением общих этапов данного процесса классифицировать административно-правовые норм в соответствие с наиболее значимыми критериями;
- проанализировать актуальные ошибки классификации административно-правовых норм.
Тема имеет большую теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в том, что проблема классификации административно-правовых норм не исследована, а практическая значимость в том, что выводы могут быть рассмотрены и применены на практике.
Степень научной разработанности темы: В настоящее время можно заметить тенденцию изучения института обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В частности большое внимание уделяется вопросам видов контроля и надзора, которые имеют место быть в настоящее время на территории Российской Федерации. Об этом свидетельствует значительное число научных трудов, посвященных проблемам данного института, вопросам определения термина «законность», «дисциплина», «государственное управление» и нормативным актам, регламентирующим институт контрольно-надзорной деятельности ряда субъектов, что требует комплексного и глубокого исследования данной темы.
Нормативную основу исследования, составили нормативно-правовые акты, принимаемые как на законном, так и на подзаконном уровне, составляющие действующее законодательство Российской Федерации.
Практическая ценность результатов проведенного исследования состоит в том, что в нем рассмотрены наиболее актуальные элементы обеспечения законности и дисциплины, такие как контроль и надзор, осуществляемый различными государственными органами, с установлением их особенностей и правовой природы. Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть применены в области административного права, а именно при дальнейшем изучении учеными-исследователями специфики института обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, а также при разработке проектов нормативно-правовых актов, нормы которых выступают в качестве правовых регуляторов административных правоотношений в рамках реализации законности и дисциплины в государственном управлении, поскольку автором предложены варианты изменений действующего законодательства в части решения возникающих в правоприменительной практике проблем исследуемого института.
В работе были использованы классические методы исследования: синтез, анализ, обобщение.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Надзор, как основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Под законностью в государственном управлении следует понимать точное и единообразное понимание и исполнение конституции, законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти, должностными лицами, а также теми, к кому обращены юридические требования субъектов государственного управления. Основанием соблюдения законности является обеспечение дисциплины в государственном управлении. Одним из важнейших (основных) способов в этом направлении выступает контрольно-надзорная деятельность.
В настоящее время факт нарушений правовых норм, предписаний закона устанавливается контрольными, правоохранительными органами и другими государственными органами
Надзор играет важную роль в вопросах обеспечения законности и дисциплины в уголовном законодательстве, а значит, следует рассмотреть такой надзор более подробно.
Значимость контроля объясняется тем, что в последнее время наблюдается снижение исполнительской дисциплины, несоблюдение требований законодательства, а также прямые нарушения закона, которые препятствуют осуществлению эффективного государственного управления и выполнению главной задачи органов государственной власти – обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Надзор выступает способом обеспечения законности и заключается в постоянном систематическом наблюдении в целях выявления нарушений законности специальными государственными органами за деятельностью других государственных органов, должностных лиц и граждан.
Сущность надзора состоит не вмешательстве в деятельность субъектов, а, в раскрытие правонарушений которые могут встречаться в деятельности поднадзорных субъектов. Такие мероприятия по надзору проводят выборочно, и они не могут быть постоянными [4].
В учебной юридической литературе ученые на данный момент времени выделяют два вида надзора - прокурорский и административный. Более подробно данные виды надзора будут исследованы нами в третьей главе настоящей выпускной работы.
Отличительной особенностью различия надзора и контроля заключается в том, что между органом, который осуществляет надзор нет соподчиненности с проверяемым органом, организацией, поэтому проверяется законность деятельности поднадзорных органов и в этом случае орган осуществляющий надзор не имеет право вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность проверяемой организации.
Следует отметить, что надзирающие органы не вправе применять меры ответственности или поощрения к поднадзорным организациям или их должностным лицам. Меры которые они могут применять направлены на восстановление нарушенного законодательства [6].
Сущность надзора состоит не вмешательстве в деятельность субъектов, а, в раскрытие правонарушений, которые могут встречаться в деятельности поднадзорных субъектов. Такие мероприятия по надзору проводят выборочно, и они не могут быть постоянными.
Выступая методом обеспечения законности надзор состоит из двух составляющих:
1) Это непосредственно проверка всех субъектов на предмет исполнения требований законодательства.
2) Это по итогам надзора принятие каких- либо мер, заключающееся в восстановлении нарушенного законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 57144-2016. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования. М.: Стандартинформ, 2016.
2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4007
6. Андреев П.Г. Понятие административного надзора как способа обеспечения законности и дисциплины // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 1 (78). С. 10.
7. Бережкова Н.Ф. Совершенствование административно-правовых норм современной России / Н.Ф. Бережкова // Административное право и процесс. – 2017. – № 7. С. 67–69.
8. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права / А.В. Демин // Государство и право. – 2018. – №2. – С. 15–21.
9. Елохова В.В. Понятие административного надзора и история его развития // Территория права: сборник научных статей. 2015. № 1. С. 115.
10. Стрельников В.А. Административный надзор. Особенности его регулирования и недостатки // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 187-188.
11. Соколов А.К. Проблемы и практика применения прокурором требований об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном процессе / Уголовное право. – 2009. – №2. – С.122-126.
12. Терехин А.А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: Автореферат дис. канд. юрид. наук. –Челябинск. – 2013. – С.7.
13. Терехов В.В. Обязательность решения и его законная сила: проблемы соотношения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 3 (32). С. 210-213.
14. Чернышов Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 2. С. 53.
15. Яковлева И.Ю., Климова С.И. Развитие понятий законности и дисциплины в государственном управлении // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. Сборник научных трудов. – 2015. – С. 64-72.