Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Библиотечная профессия сама по себе уникальна уже тем, что нет границ, которые можно было бы для неё очер-тить. Работа сотрудника библиотеки разноплановая, ответственная, слож-ная. Безусловно, он не строит дома, однако своим ежедневным трудом со-трудник библиотеки прокладывает дороги в мир мудрости и знаний, в мир человеческих сердец и душ. Смысл труда представителя библиотечной профессии не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы - нужно ему помогать. А чтобы оказывать профессиональную помощь, необходимо многое знать и уметь. Сотрудник библиотеки совершенствует-ся всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми научно-техническими до-стижениями.
В настоящее время библиотечная профессия переживает не самые легкие времена. Это обусловлено, прежде всего, развитием информацион-ных технологий, которые, как может показаться, постепенно вытесняют библиотечную профессию, делают ее неактуальной. Сотрудников библио-тек зачастую обвиняют в косности, инертности, консерватизме, неспособ-ности понять технологические изменения, вызванные автоматизацией. Предложения по качественному улучшению ситуации, идущие со стороны сотрудников библиотек, в настоящее время остаются по-прежнему без должного внимания, а труды их - предметом занимательного чтения для специалистов других наук. Настало время и специалисту библиотечного дела, и читателям задуматься о статусе данной профессии. Поэтому пред-ставляет интерес рассмотреть, какие же существует на современном этапе проблемы в библиотечной профессии и каковы ее перспективы. Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Разработанность проблемы. Организация методической деятельности библиотек находятся в сфере постоянного внимания библиотечного сообщества. Особую роль для осмысления современной проблемной ситуации в сфере методической деятельности имеют научные публикации А.Н. Ванеева конца 1990-х-начала 2000-х гг. Широкий круг вопросов освещается по-новому в его учебном пособии «Методическое обеспечение библиотечной деятельности» (2000 г.).
Формированию позитивного имиджа методиста и методических под-разделений библиотек посвящены статьи Ю.Б. Авраевой и Э.С. Очировой. В аналитической обзорной работе этих же авторов, опирающейся на мно-гочисленные источники, дается исчерпывающе полное представление о со-временном состоянии теории и практики методической деятельности. В публикации С.Ю. Потрясовой показываются роль и место современной методической службы в организационной структуре библиотеки.
В сфере внимания библиотековедов находится активно развиваемая в библиотечной сфере инновационная деятельность, направленная на созда-ние новых образцов и технологий библиотечной работы. Она отражена в публикациях С. А. Басова, А. Н. Ванеева, Н.Л. Голубевой, С. Г. Матлиной, А.И. Пашина, Н. Редькиной, Г.Н. Рыжковой, Т. Труфановой, А.О. Федо-рова, В. Шуклиной и других исследователей.
Объект исследования – профессиональные конкурсы библиотечных специалистов.
Предмет исследования – особенности проведения профессиональ-ных конкурсов библиотечных специалистов в целях повышения их квали-фикации и формирования профессиональной этики.
Цель исследования – рассмотреть профессиональные конкурсы библиотечных специалистов как способ повышения уровня профессио-нальной этики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности проведения профессиональных конкур-сов библиотечных специалистов.
2. Охарактеризовать современные проблемы библиотечной профес-сии.
3. Описать перспективы библиотечной профессии в современном обществе.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты такие направ-ления деятельности (критерии конкурса) как инновационные подходы к организации системы обучения и повышения квалификации, новые формы повышения квалификации, охват библиотечных специалистов различными формами повышения квалификации. Рассмотрены формы повышения ква-лификации в библиотеках, каковыми являются: семинары, круглые столы, Дни информации, дистанционное обучение на портале Wiki.SibiriaDa (ма-стер-классы, вебинары, конкурсы).
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут в организации работы по повышению квалификации в библиотеке и станут одним из стимулов новаторской практики по повышению квали-фикации библиотечных специалистов.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Особенности проведения профессиональных конкурсов биб-лиотечных специалистов
1.1 Инновации в современной деятельности библиотечных специали-стов
На сегодняшний день библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития существуют только у библиотек, которые выбирают инновационный путь.
Инновация в библиотечном деле представляет собой создание принципиально новых образцов деятельности, которые выходят за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в рассматриваемой ситуации, библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Для массовой работы российских библиотек прошлых лет были характерны некоторые минусы, которые привели к снижению её привлекательности, а именно: лишняя идеологизация; сложности привлечения читателей; отсутствие у библиотечных сотрудников креативных, коммуникативных способностей, которые необходимы именно для данного вида деятельности; ограниченность методов массовой работы, которая объяснялась необходимостью получения одобрения вышестоящих организаций, в итоге библиотекам было проще работать по шаблону, используя традиционные приемы [4, с. 9].
Из инноваций в массовой деятельности последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) значит взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-то.
Практика показывает, что знания, которые были преподнесены человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал участие – на 90 %.
В библиотеках пользуются большой популярностью игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. В особенности это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми элементами могут являться литературные игры, а именно: путешествия, викторины, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (КВНы, брейн-ринги), лото, аукционы и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, образовательные и обучающие игры, вопросы-размышления. Основное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-либо новое. Литературные игры разделяют на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе находится процесс «разгадывания»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библиотечная профессия в современном мире [Текст] / В. А. Ки-риллова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – Вып. 1(5). – Воронеж : Науч. кн., 2015. – С. 67–79.
2. Васильева, М.И. Проблемы и перспективы современной библио-теки [Текст] // Новая б–ка. – 2011. – № 1. – С.27–33.
3. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультур-ный подход [Текст] / М. Я. Дворкина. – М.: ИПО Профиздат, 2001. – 112 с.
4. Диомидова, Г.Н. Библиотековедение [Текст] : учеб. / Г.Н. Диоми-дова. – СПб. : Профессия, 2013. – 286 с.
5. Езова, С.А. Мир библиотечного общения [Текст] : науч–практ. пособие / С.А. Езова. – М. : Литера, 2010. – 256 с.
6. Ермолович, Е. Новая миссия библиотеки: информационные ре-сурсы определяют технологию обучения [Текст] // Библ. дело. – 2015. – № 8. – С. 6–7.
7. Иванова, С. О профессиональной этике библиотекаря и не толь-ко... [Текст] : по материалам профессиональной прессы // Ваша б–ка. – 2011. – № 6. – С. 6–13.
8. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е. Ю. Качано-ва. – СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
9. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: ор-ганизация, управление, технология [Текст] : учебник / Д.Я. Коготков; науч. ред. д–р пед. наук Г. В. Михеева; под общ. ред. д–ра пед. наук О. П. Кор-шунова. – СПб.: Профессия, 2003. – 304 с.
10. Леонов, В.П. О личности и мастерстве библиотекаря [Текст] // Мир библиографии. – 2008. – № 1. – С. 2–5.
11. Лопатина, Н.В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества [Текст] / Н. В. Лопатина // Вестник МГУКИ. – 2014. – № 1. – С. 161.
12. Партина, А. В. Отцы и дети. Диалоги в библиотеке [Текст] / А. В. Партина // Библиотечное дело. – 2014. – № 14. – С. 14–15.
13. Постникова, Л. Н. Путешествие с гением: опыт проведения лите-ратурных игр–квестов [Текст] / Л. Н. Постникова // Библиотечное дело. – 2013. – № 15. – С. 41–44.
14. Сайченкова, А. В. От слов к чтению, и наоборот... [Текст] / А. В. Сайченкова, М. А. Огурцова // Современная библиотека. – 2015. – № 8. – С. 93.
15. Сокольская, Л. В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально–досуговой деятельности [Текст] / Л. В. Сокольская // Вестник Томского государственного университета. Культу-рология и искусствоведение. – 2015. – № 1 (17). – С. 150–153.
16. Степанов, В. К. Влияние Интернет на информационно–библиографическую деятельность библиотеки [Текст] / В. К. Степанов // Библ. дело – 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: мат. 8–ой междунар. науч. конф. (Москва 24–25 апр., 2003). – М., 2003. – С. 99–100.
17. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги [Текст] : метод. данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. – 191 с.
18. Энчев, Э. Хочу быть не библиотекарем–библиографом, а биб-лиографом [Текст] // Петерб. библ. шк. – 2013. – № 2. – С. 80–83.