Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость в связи с модернизацией образования в РФ. Период дошкольного детства – очень важен в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В период подготовки ребят к обучению в школе большое значение приобретают методы физической культуры, содержащие достижения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, сформированности двигательных умений и навыков [12, с. 105]. Особое место в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимает обучение основным видам движений, в частности, видам и способам метания.
Проведённая в сентябре 2020 года диагностика физического развития детей старшего возраста показала, что 45 % детей имеют низкий уровень, 40 % - средний и 15 % - высокий уровень развития в разделе метание [Приложение].
На наш взгляд, в практике ДОУ работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков метания носит не систематический характер. Недостатки в обучении навыкам метания заключаются в том, что педагоги мало внимания обращают на технику выполнения основных движений; часто на занятиях и прогулках проводят одни и те же хорошо знакомые ребятам подвижные игры и игровые упражнения; не вносят в них изменения и усложнения. Это снижает интерес воспитанников к физическим упражнениям, и метанию в частности.
Метание играет важную роль в формировании растущего организма. Оно развивает силу и ловкость, благоприятствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища, развитию глазомера, а также меткости. Деятельность с мячом занимает большое место в работе по физической культуре, используется всеми дошкольниками в самостоятельных играх и упражнениях.
Формирование навыка метания воспитанников старшего дошкольного возраста является немаловажной и сложной работой в области физического воспитания.
Объект исследования: анализ научно-методической литературы по проблематике совершенствование навыка метания.
Предмет исследования: анализ научно-методической литературы по проблематике совершенствование навыка метания с помощью подвижных игр.
Цель исследования: изучить возможность совершенствования навыка метания у детей старшего дошкольного возраста, применяя подвижные игры.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме «Совершенствование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр»
2. Проанализировать имеющиеся способы метания у детей старшего дошкольного возраста, выделить контрольные точки.
3. Создать картотеку подвижных игр с элементами метания.
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме совершенствования навыка метания
1.1. Сущностная характеристика метания
Простейшие манипуляции с мячом у дошкольника переходят в навыки метания.
Шаг представляет собой ациклическое движение. Она оказывает огромное физиологическое воздействие на детский организм: игра способствует развитию мозга, зрения, равновесия. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, манипуляции с мячом благотворно влияют на центральную нервную систему, снимают мышечные спазмы и трансформируют деструктивную агрессию в созидательную.
В дошкольном возрасте их учат бросать предметы с расстояния и в цель из одной точки. Первое обычно предшествует второму.
При взлете с дистанции основное усилие сосредоточено на овладении правильной техникой. Ребенок рассчитывает силу броска в зависимости от расстояния.
Играя в мишень, ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует внимания, сосредоточенности и силы воли.
Метание из-за головы. Ребенок стоит в направлении броска, правая нога доведена до носка; если бросок производится правой рукой, мяч удерживается пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Рука с мячом лежит на согнутой руке в локтевом суставе на уровне лица. Сначала нужно перенести вес тела на правую ногу и максимально согнуться. одновременно как можно быстрее взять руку с мячом за голову. Правая нога в этом положении будет слегка согнута в коленном суставе, левая – прямая, с упором на пятку.
Во время броска согнуть правую ногу в коленном суставе, сместить центр тяжести (не массы) на левую ногу. При этом, прогнув поясницу, ребенок находится в положении «вытянутой дуги». Не останавливаясь в этом положении, начните движение руки вперед для броска. Движение руки должно быть резким, как хлыст. Сначала растягивается плечо, затем предплечье, потом рука с мячом.
Техника броска сзади через плечо правой рукой следующая: исходное положение - ноги чуть шире плеч; корпус слегка повернут в сторону бросающей руки; правая рука согнута в локте перед грудью; Левая рука вдоль туловища. При замахе корпус поворачивается к бросающей руке. Вес тела переносится на вытянутую ногу, правая рука вытянута.
При броске правая нога вытягивается, туловище выпрямляется и поворачивается вперед. В заключительной фазе броска вес тела переносится на переднюю ногу. Правая нога соединяется с левой. Метание производится аналогично левой рукой.
Бросок через плечо
Бросок вверх с вытянутой рукой - исходное положение: ноги немного шире плеч, левая рука отведена назад, правая рука с предметом (мешком или мячом) - вдоль туловища. При замахе правая рука двигается вверх-вниз, затем движется вперед, подбрасывая предмет кистью.
Бросок правой рукой сверху
Бросок прямой рукой снизу – исходное положение: ноги чуть шире плеч, левая рука вытянута, правая рука согнута в локте перед грудью. При замахе правая рука опускается и отводится назад, бросок выполняется движением руки вперед и вверх.
Бросок вытянутой рукой снизу
Боковое разгибание рук – исходное положение: ноги чуть шире плеч, правая нога согнута, правая рука с предметом вдоль туловища. При махе корпус откидывается назад, правая рука до предела отводится назад, вес тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При метании правая нога вытягивается, корпус поворачивается влево — вперед, а правая рука выносится вперед и бросает предмет кистью.
Бросок прямой рукой сбоку
Кроме метания вышеперечисленными способами, которые выполняются с одного места, старшего ребенка обучают метанию с четырех шагов и разбега.
При броске правой рукой первые два шага нормальные, третий - скрещенный. Правая нога поворачивает носок вправо и ставится вперед, перпендикулярно направлению броска. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг – выпад левой ногой, вес тела остается на правой ноге, корпус отводится и скручивается вправо, рука отводится до отказа – делается бросок.
Бросок с перекатыванием: быстрый бег заканчивается взмахом правой ноги и выпадом влево, что является исходной позицией для броска. Старт, кросс, легкий и бросок выполняются одновременно. При забросе со старта забега дальность метания у детей увеличивается на 2-2,5 м.
Подводящие упражнения к метанию
Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.
Для детей упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная).
В этом возрасте рекомендуются упражнения для подготовки ребенка к метанию: перекатывание, метание и ловля мячей, мячей и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично толкать или бросать предмет в определенном направлении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аюпов Б.Б., Пономарева Л.И. Подвижные игры как средство совершенствования основных видов движений у детей дошкольного возраста. Образовательный вестник «Сознание». 2020. Том. 22 N 3. С. 5-9
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Вавилова Е.Н. М. : Просвещение, 1981. 96с.
3. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова – М. : Просвещение, 1981. 96 с.
4. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст / Л.Д. Глазырина – М. : Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. 264 с.
5. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М.: Педагогика, 2000. 256 с.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования.М.: ВЛАДОС, 2014. 187 с.
7. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой Издательство: М.: Просвещение, 1982. 96 с.
8. Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2003. 464 с.
9. Зайцева Е. Н. Обучение игре фрисби детей старшего дошкольноговозраста / Инфоурок [электронный ресурс]: https://infourok.ru/obuchenie-igre-frisbi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-966903.html (14.05.2021)
10. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева – М. : Просвещение, 1978. 272 с.
11. Кучма В. М., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Выпуск VII./ Литтерра, 2019. 176 с.
12. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. – М.: Физкультура и спорт, 1951. 445 с.
13. Мазуренко О.В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников / О.В. Мазуренко, Н.В. Винокурова // Мир педагогики и психологии. - 2021. - № 4 (57). - С. 81-96.
14. Парамонова М. Ю. Научно – педагогическое наследие Е. А. Аркина в области физического воспитания и оздоровления дошкольников. Наука и школа.2010. №4. С. 22-23
15. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. /М.: Просвещение, 1988. 143 с.
16. Родин М.А., Родин А.Я. Особенности физического развития детей 6-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений различного типа // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24486 (дата обращения: 06.04.2022).
17. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / М.: Мозаика-Синтез, 2009. 80 с.
18. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб заведений. 2 е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
19. Столяров В. И., Окуньков Ю. В. Современные проблеммы физкультурно – спортивной активности дошкольников. / Издательство: Спорт, 2019. 320 с.
20. Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель ; пер. И. Д. Городецкий. – 2-е изд. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – Том 1. Воспитание человека. – 359 с.
21. Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., науч. рук. Е. В. Соловьёва РАДУГА. /2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. 232 с.