Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие периодизации в психологии 6
1.2 Понятие психического развития 8
1.3 Проблема возраста в психологии 13
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 17
2.1 Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17
2.2 Концепция психического развития Д.Б. Эльконина 21
2.3 Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского 25
2.4 Концепция стадиального развития личности (Э. Эриксон) 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в том, что потребность в нахождении закономерностей развития человека существовала с древних времен. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет нам лучше понять закономерности его развития и специфику возрастных этапов. Упорядочение имеющихся фактов и закономерностей психических явлений и процессов предполагает открытие универсальных законов психики, ее формирования в фило- и онтогенезе.
Периодизация психического развития - это выделение последовательности этапов (периодов) психического развития в целостном жизненном цикле человека.
Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: описывать качественную уникальность каждого периода развития и его отличия от других периодов; определять структурную взаимосвязь между психическими процессами и функциями в течение одного и того же периода; устанавливать инвариантную последовательность этапов разработки; периодизация должна иметь структуру, в которой каждый последующий период основывается на предыдущем, включает и развивает его достижения.
Отличительными чертами многих периодизаций психического развития являются их односторонний характер (отделение развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, который находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуальное развитие З. Фрейд, развитие личности Э. Эриксона, сенсомоторное развитие А. Гезелла, нравственное развитие Л. Кольберга. Пиар также получил широкое распространение. в соответствии с педагогическим принципом, где критериями периодизации являются этапы образования и воспитания в социально-образовательной системе. Современная периодизация развития ребенка, как правило, не включает период внутриутробного развития.
Объект – психическое развитие.
Предмет – развитие психики человека в онтогенезе.
Цель - анализ основных теоретических концепций и подходов в психологии возрастного развития в отечественных и зарубежных исследованиях, а также в рассмотрении современных психологических взглядов и подходов на проблемы возрастной периодизации и возрастного развития.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Изучить понятие периодизации в психологии;
Изучить понятие психического развития;
Рассмотреть вопрос проблемы возраста в психологии;
Ознакомиться с периодизацией психического развития Л.С. Выготского;
Изучить периодизацию Д.Б. Эльконина;
Рассмотреть социально-психологическую концепцию развития личности А.В. Петровского;
Рассмотреть концепцию стадиального развития личности по Э. Эриксону.
Решаться поставленные задачи будут следующим образом: в первой главе речь пойдет о понятийных основах психологии развития и возрастной психологии, а также об основных проблемах этой области знаний. Вторая глава будет посвящена изложению и анализу основных теорий психического развития человека, разработанных в психологии, и оказавших наиболее ощутимое влияние в науке.
Теоретическое и практическое значение. Для практикующего психолога особенно важно знать и понимать особенности и закономерности стадий психического развития и формирования личности, включая специфику когнитивного, личностного и психосоциального развития на каждом возрастном этапе. В условиях острых социальных изменений, в условиях социальной нестабильности человек по-иному переживает время собственной жизни, сужаются временные перспективы и временные границы. Проблема исследования многообразия составляющих психического развития личности на протяжении жизни человека становится особенно актуальной в эпоху перемен, и является важнейшей задачей стоящей перед обществом по обеспечению нормального психического развития и здоровья человека.
Методологическая основа исследования. Основные методы, применяемые в данной работе общенаучные – анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме закономерностей психического развития, выделение главного и обобщение, а также сравнение информации о психологических концепциях возрастного развития в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
Гипотеза. Процесс формирования личности проходит ряд этапов.
Структура работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав в каждой из которых выделены параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие периодизации в психологии
В некоторых случаях периодизация отсчитывается с момента зачатия, например, когда важно определить физиологические особенности организма.
Существует несколько принципов возрастной стратификации, то есть разделения общества на страты - специфические социальные группы.
В соответствии с внешними критериями. Эта группа не имеет ничего общего с физиологией и психологией человека, основой для определения возрастной группы человека является нахождение в определенной социальной группе, например, дошкольники, школьники, студенты.
В соответствии с внутренними критериями. В данном случае причины классификации субъективны и могут основываться на абсолютно разнообразных физиологических и психологических особенностях: развитие детской сексуальности (З. Фрейд), появление и изменение зубов (П.П. Блонский) и др.
Смешанная группа. Периодизация основана на нескольких существенных особенностях организма, которые меняются с течением времени.
Принятая в обществе возрастная периодизация необходима для решения различных физиологических, психологических, правовых и социальных проблем. Например, образование, педагогические процессы и процессы социализации строятся относительно умственного и физического развития человека, определение статуса человека в обществе также часто зависит от его возраста, а в судебном деле и законе принадлежность индивида к определенной возрастной группе, как правило, является одним из основных критериев (совершеннолетие, наступление возраста уголовной ответственности, пенсионный возраст и т.д.). [18]
Важнейшим аспектом в развитии личности является классическая периодизация психики, поскольку своевременно и полностью выстроенные психические процессы или, наоборот, отклонение от общепринятых норм влияют не только на жизнь самого человека, но и на стабильность всего общества.
Периодизация психического развития. Такой вид возрастной классификации делится на три этапа:
умственное становление;
социальная адаптация;
эмоциональная сформированность.
Умственное становление. Первый этап развития проходит параллельно с первым этапом социализации. Благодаря изучению внешнего и внутреннего мира индивид учится понимать других людей и взаимодействовать с ними, выражать свои мысли, анализировать свои действия и действия других, принимать простые решения. В это время у человека формируются первые предпочтения, симпатии и антипатии. Естественно, что на этапе психического становления человек только знакомится с этими понятиями на бессознательном уровне и чаще всего не отдает отчета в происходящих процессах. [14]
Социальная адаптация. Когда индивид проходит этап «знакомства» с миром, начинается второй этап - активная адаптация к условиям социальной среды. Все изменения, происходящие в процессе адаптации, в свою очередь, делятся на три уровня:
Физиологический - организм приспосабливается и учится поддерживать все процессы, необходимые для жизни, в пределах нормы с учетом внешних изменений.
Психологическая адаптация обеспечивает стабильную работу всех психических структур под воздействием внешних факторов.
Социальный - человек приспосабливается к обществу благодаря уже накопленному опыту анализа собственных возможностей в конкретной ситуации и при взаимодействии с конкретными индивидами. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов // Г.С. Абрамова — М.: Академический Проект, 2010, 623 с.
2. Болотова А.К. Психология развития // А.К. Болотова, О.Н. Молчанова - М.: ЧеРо, 2005
3. Волков Б.С. Возрастная психология // Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Академический проект, 2015, 672 c.
4. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы // Л.С. Выготский – М.: Юрайт, 2021, 281 с.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2013, 512 c.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология // О.Б. Дарвиш - М.: Владос-Пресс, 2013, 264 c.
7. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология // Е.Н. Каменская - РнД: Феникс, 2007, 251 с.
8. Крайг Г. Психология развития // Г. Крайг — СПб.: Питер, 2000
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие // И.Ю. Кулагина — М.: Юрайт, 2011
10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия // Н.С. Лейтес - М.: МПСИ, МОДЭК, 2011, 464 c.
11. Лысенко Е.М. Возрастная психология // Е.М. Лысенко. - М.: Владос-Пресс, 2013, 176 c.
12. Мандель Б Р. Возрастная психология: учебное пособие // Б.Р. Мандель – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021, 350 с.
13. Марцинковская Т.Д. Психология развития // Т.Д. Марцинковской - М.: «Академия», 2005
14. Матяш Н.В. Возрастная психология // Н. В. Матяш, Т. А. Павлова – М.: Директ-Медиа, 2020, 268 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов // Л.Ф. Обухова – М.: Юрайт, 2021, 460 с.
16. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов // Л.А. Першина - М.: Академический проект, 2004, 254 с.
17. Петровский А.В. Развитие личности в системе межличностных отношений. Социальная психология // А.В. Петровский - М.: 1987
18. Рассел Дж. Возрастная периодизация // Дж. Рассел - М.: Книга по Требованию, 2013, 116 c.
19. Самыгин С.И. Психология развития и возрастная психология // С.И. Самыгин, И.Н. Алексеенко, В.И. Бондин – РнД: ООО «Феникс», 2021, 318 с.
20. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов // Т.В. Склярова, Н.В. Носкова – М.: Юрайт, 2021, 235 с.
21. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология // Е.А. Сорокоумова - М.: Питер, 2014, 208 c.
22. Сосновский Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов // Б. А. Сосновский – М.: Юрайт, 2021, 359 с.
23. Трофимова Н.М. Возрастная психология // Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина - СПб.: Питер, 2005
24. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов // О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. – М.: Издательство Юрайт, 2020, 367 с.
25. Шадрина Ю.Е. Возрастная психология // Ю.Е. Шадрина – М.: РУДН, 2021, 159 с.
26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) // И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005
27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Избр. психол. тр.- М.: 1989
28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М.: Флинта, 2006