Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях стала очевидной необходимость гуманизации школы, реализации принципов кооперативной педагогики, ориентированной на личность ребенка. Новые приоритеты в области национального образования придают актуальность личностному развитию и самореализации. Они ориентированы на систему ценностей индивидуального мышления, субъективную организацию процесса обучения, в центре которой находится самостоятельная деятельность ученика как основа развития его личности.
Эти цели имеют такое же значение, как и традиционная система обучения, которая в соответствии со своей методологией направлена на то, чтобы учащиеся овладевали основами науки и развивали свое теоретическое мышление, развивались. Необходимо действовать в этом направлении, изменяя свое сознание. А это, как вы знаете, самое сложное. Гораздо проще и проще "погрузить" своего ученика в" систему " ограничивающего монолога родителей, воспитателей, учителей, чем признать за ребенком право делать выбор, самостоятельно решать любые вопросы. И с самого рождения человек оказывается в противоречивых условиях: с одной стороны, он естественный человек, стремящийся к творчеству, самовыражению, с другой - стандартный элемент системы, основным инструментом которой всегда было ориентировочное слово. Решение современных историко-культурных процессов в обществе зависит от того, насколько активно будет проявляться противодействие личности ограничительной и монологической системе образования. Формирование такой активной личности возможно только в том случае, если индивид ведет активное поведение на протяжении всего пути воспитания и воспитания. "Но поскольку человек, будучи по своей природе социальным существом, не может жить вне связи с другими людьми, он должен с кем-то консультироваться, делиться мыслями, чувствами, основной формой деятельности является речевая деятельность", - считает А. В. хуторский. В современном коммуникативном пространстве успешность речевой деятельности зависит от приобретенных способностей языковой личности, ее коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность действует как интегративная, ориентированная на достижение практических результатов в овладении родным языком, а также на воспитание, воспитание и развитие личности учащегося.
Вопросы, касающиеся развития и формирования коммуникативного подхода и у подростков, рассматриваются в исследованиях Б. Г. литера, Г. М. Андреева, Г. Н. Евоя, С. З. Е., С. С. Знаменской, И. П. Кравченко, И. С. Кузьменко, А. Н. Леонтьева, Б. Р. ломовой, Г. Ю. Евой. и др..
Образовательный стандарт федерального штата предполагает реализацию коммуникативного подхода к формированию языковой личности. Актуальность данного исследования заключается в необходимости рассмотрения сущности формирования и развития коммуникативного подхода при изучении глагола, поскольку этот аспект методики преподавания русского языка недостаточно развит.
Цель исследования-разработать систему упражнений для обучения и развития коммуникативного подхода к изучению глаголов и проверить их эффективность.
Миссия:
- изучение и анализ лингвистической и лингвометодической литературы, определяющей формирование и развитие языковых основ работы над глаголом в коммуникативных навыках;
- определение понятий, раскрывающих сущность коммуникативного подхода,
- разработка системы задач по изучению глагола, способствующих развитию и формированию коммуникативного подхода.
Предметом изучения является методика изучения глагола на уроках русского языка.
Объектом исследования является формирование и развитие коммуникативного подхода к изучению глагола.
Методы исследования: анализ лингвистической и лингвометодической литературы, классификация, наблюдение, обобщение, экспериментальный (проведение учебного эксперимента).
Методологической основой исследования в данном тезисе стали диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования были использованы такие научные методы и методы, как методы детерминированного факторного анализа, синтез, методы группирования, прогнозирование.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА
1.1. Характеристика и классификация коммуникативного подхода
Существование человечества немыслимо вне деятельности общения. Независимо от пола, возраста, образования, социального статуса, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих личность человека, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно участвуем в коммуникационной деятельности. Это объясняется тем, что в процессе общения человек усваивает человеческий опыт, ценности, знания и методы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором личностного развития.
Любое общение - это прежде всего общение, то есть обмен информацией, значимой для участников общения.
Французский ученый А. Н. Перре-Клеман характеризует коммуникацию как общее понимание связей отдельных действий с коллективным продуктом и последующее внедрение этих связей в структуру нового совместного действия, обеспечивающего опосредование отношений субъект-объект за счет возникающих отношений субъект-субъект. Общение включает в себя следующие шаги:
- планирование;
- установить контакт;
- обмен информацией;
- отражения [14, Стр. 84]
Исследователи из Ig N. г, S. RV Global, L. A. Ш определяют общение как акт общения(или коммуникативный акт). По словам учителей, общение включает в себя следующее:
- общающиеся (общающиеся, как правило, не менее двух человек);
- действия, связанные с общением(речь, жестикуляция, мимика и т. д.);
- содержание сообщения, характеризующееся особой формой и значением:
- мотивы коммуникаторов (цели, намерения,мотивы).
Ученые рассматривают сами акты общения по их типам и выделяют следующие разновидности:
- по содержанию (производственный, практический, межличностный, научно-теоретический и т. д.);
- По форме контакта (прямой, косвенный);
- по типу связи (двусторонняя, односторонняя);
- по степени взаимного соответствия коммуникантов (высокий, удовлетворительный, незначительный, неудовлетворительный, отрицательный);
- о результатах (от отрицательного до положительного). [4, С. 95-102]
Исследователи М. Я. Демьяненко, К. А. Лазаренко выделяют пять основных компонентов речевой коммуникации:
- коммуникационная ситуация;
- отправитель речи;
- адресат речи;
- условия голосовых действий;
- голосовая связь [5, С. 77-78].
Голосовая коммуникация включает отправителя речи, адресата речи, их речевую активность и сообщение как речевой продукт.
Канал связи здесь соответствует условиям речевого действия, передатчик и приемник соответствуют свойствам речевых механизмов коммуникаторов. В речевом общении учитывается коммуникативная ситуация.
В условиях учебного процесса ситуация определяется педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в рамках определенного предмета. Стимул говорить может быть как внутренним (исходящим от потребностей самого человека), так и внешним (исходящим от другого человека). Сама ситуация может содержать противоречия, которые будут разрешены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникаторов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношений друг с другом, ситуации.[5, Стр. 32]
Способность человека общаться обычно определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативная.
Коммуникативность - это мотивация любого действия ученика, его выполнение происходит от внутренней мотивации, а не от внешней стимуляции [7, С. 15].
Коммуникативность - это связь общения со всеми другими видами деятельности студента-социальными, спортивными, художественными и т. д. [11, С. 54].
Коммуникативность-это постоянная новизна и эвристика, когда исключаются произвольное запоминание и воспроизведение запоминаемого, когда ни одно предложение не должно повторяться в одной и той же форме, даже дважды [17, С. 36].
Чтобы обладать коммуникабельностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными навыками.
На основе концепции общения, построенной Г. М. Андреевой, выделен набор коммуникативных навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию человека, способного продуктивно общаться.
Выделяют следующие виды навыков:
- межличностное общение;
- межличностное взаимодействие;
- межличностное восприятие.
Первый тип навыков включает использование вербальных и невербальных средств коммуникации, передачу рациональной и эмоциональной информации и т. д. второй тип навыков - это способность создавать комментарии, интерпретировать значение в связи с изменениями в окружающей среде. Третий тип характеризуется способностью воспринимать позицию собеседника, слышать ее, а также навыками импровизации, которые включают в себя способность вступать в общение и организовывать его без предварительной подготовки. Владение этими навыками в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [5, с. 204]
По словам Алифановой Э. М., "компетентность - это совокупность знаний, знакомых навыков, а компетентность-это качество их владения, вот как компетентность проявляется в деятельности". Навыки могут быть ключевыми, то есть эталонными наборами знаний, навыков, навыков и качеств. Современным ядром ключевых навыков является личностный компонент [4, с. 86-87]
Однако понятие коммуникативного подхода предполагает не только овладение необходимым набором речевых и языковых знаний, но и формирование навыков в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это также связано с выполнением воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентированной на современный мир. Коммуникативная компетентность становится здесь частью культурной компетентности, ведет к совершенствованию общей гуманитарной культуры личности, формированию высокое творческое, мировоззренческое и поведенческое качество, необходимое для его включения в различные виды деятельности; предполагает знание языков, способы взаимодействия с окружающими и отдаленными событиями и людьми; формирует навыки групповой работы,