Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в гуманитарной отрасли научного знания все больше внимания уделяется вопросам соотношения языка и культуры, языка и национального менталитета, языка и национального сознания. В связи с этим переосмысливаются и объект исследования, и подходы и методы описания и изучения языка. Все больше внимания уделяется исследователями такой категории как концепт. Несмотря на широкое распространение, какое данное понятие получает в сфере научных исследований, сам термин «концепт» как таковой до настоящего времени не получил однозначного истолкования. И связано это с тем, что исследователи, представляя различные отрасли научного знания, выделяют и считают определяющими различные признаки этого объекта.
Образ Родины, родной земли – один из значимых понятий для любого человека: без родины человек ощущает себя оторванным от народа, от нации. Священный образ Родины формируется в детском возрасте, воспевается в литературе, устном народном творчестве, отражается в пословицах и поговорках, крылатых выражениях и мудрых изречениях. Образ Родины занимает в этническом самосознании любого народа особое место.
«Национальный образ страны» – понятие многогранное и многоуровневое. Его можно рассматривать в философско-культурологическом, историко-культурном, этнопсихологическом и социо-психологическом аспектах. Поскольку «национальный образ – сформировавшееся устойчивое представление о сущностных типических чертах определённой нации, которое находит свое выражение в вербальных и невербальных формах», логично обратиться к анализу данного феномена с позиций лингвокультурологического подхода, нацеленного на выявление его концептуальных признаков в семантике того или иного языка. В связи с этим национальный образ любой страны представляет собой разноплановую концептосферу, включающую такие концепты, как «мир» и «родина», «типичные черты нации» и «духовные ценности», «язык как хранитель культуры» и «имидж страны», «свой и чужой» и др.
В концептосфере «национального образа России» концепт «родина» занимает ключевое место в русской языковой картине мира и представляет собой единство языкового и культурного содержания.
Данная работа посвящена анализу языковых средств, репрезентирующих концепт родина в русской языковой картине мира, так как он является одним из важнейших в русском национальном сознании, входит в список «1000 самых употребительных русских слов» и стоит в одном ряду с морально-нравственными категориями, добро, любовь, дружба, патриотизм, свобода и воля.
1. Концепт и языковая картина мира
В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Однако, несмотря на то, что понятие концепт можно считать для современной когнитивистики утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых.
Дело в том, что концепт – категории мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования. Категория концепта фигурирует сегодня в исследованиях философов, логиков, психологов, культурологов, и она несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций.
Этот термин, хотя и прочно утвердился в современной лингвистике, до сих пор не имеет единого определения, хотя исследованием концепта плодотворно занимаются многие известные ученые: Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, С.Е. Никитина, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина и др.
Период утверждения данного термина в науке связан с определенной произвольностью его потребления, размытостью границ, смешением с близкими по значению или по языковой форме терминами.
В самом центре современных лингвистических исследований находятся вопросы о том, как человек отражает окружающий его мир, как преломляет его в своем сознании и как репрезентирует эту познавательную деятельность и познанную действительность в языке. Основной единицей языкового сознания индивида в современных лингвистических исследованиях признается концепт – сложноементальное образование, аккумулирующее представления, знания, ассоциации человека, связанные с определенным фрагментом действительности. Термин «концепт» введен в научный оборот С.А. Аскольдовым в статье «Концепт и слово», опубликованной в 1928 г. С точки зрения ученого, концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода.
Национально-культурная специфика концепта «родина» определяется детерминантой – базовой для русской культуры константой родная земля, которая восходит к древнейшим мифологическим архетипам [11, с.170-181].
Историко-этимологический анализ происхождения слова родина указывает, что в основе его лежит древнерусский корень -род-, образованный от индоевропейской основы Hordû, что значит род, собрание/единство потомков. В славянской мифологии бог Родъ стал воплощением рода, единства потомков одного предка, который дарует жизнь, плодородие, долголетие. В древнерусских списках языческих божеств Родъ и связанные с ним женские мифологические существа – рожаницы – обычно следуют непосредственно за главными богами.
Возникновение концептуального признака «родина-мать» связано с этим архетипическим представлением о матери-сырой земле. В славянской мифологии умение рождать/родить означало силу женщины и животворящую силу земли [7, с. 384-385,450-456]. Образ родины-матери восходит к архетипу праматери как началу и источнику всего живого и как к концу жизненного пути – возвращению в лоно матери сырой земли. До настоящего времени сохранились в языке выражения мать-сыра земля, родина-мать, земля-матушка, и этот образ закрепился в пословицах и поговорках:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина;
Береги землю родную, как мать любимую;
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
В русском подсознании и культуре «мать» и сегодня имеет сакральное значение и ассоциируется с женщиной как продолжательницей рода и нации, без которой дальнейшее существование нашей страны – родной земли – обречено.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боброва, А. Д. Сравнительно-лексический анализ слова "Родина" на материале пословиц и поговорок на английском и русском языках / А. Д. Боброва, М. С. Дьяченко // Актуальные проблемы современной филологии : материалы IX Международной научно-практической конференции, Красноярск, 25 апреля 2019 года / Ответственный редактор Т.А. Полуэктова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. – С. 65-66.
2. Бугенова, Л. А. О своеобразии ключевых концептов русской лингвокультуры / Л. А. Бугенова, Г. У. Кунакова // Русистика без границ. – 2018. – Т. 2. – № 1. – С. 41-47.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2 тт. М.: Терра, 1996. Т. 1. - 426 с.; Т. 2 – 420 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. М.: Прогресс, 1994. Т. 1 - 1743 с.; Т. 2 – 2030 с.; Т. 3 – 1782 стб.; Т. 4 – 1916 стб.
5. Кузнецова, Г. Н. Народная мудрость Мали и России о военной службе в пословицах и поговорках / Г. Н. Кузнецова, М. Б. Айдара // Военное образование в ХХI веке: проблемы преподавания русского языка и дисциплин специальности в иностранной аудитории : Межвузовская научно-практическая конференция, к 120-летию Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург, 12 ноября 2020 года. – Военная академия материально-технического обеспечения: ООО "Р-КОПИ", 2020. – С. 480-484.
6. Кусова, М. Л. Концепт «Родина» в сознании школьника / М. Л. Кусова // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 48-51.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 тт. М.: Советская энциклопедия, 1988. 1390 с.
8. Наливайченко И.В. Образ Родины как объект патриотизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (11). Ч. 4. С. 126–130
9. Русский ассоциативный словарь: в 2 тт. / Под ред. Ю.Н.Караулова. М.: АСТ, 2002. Т. 1 – 781 с
10. Сандомирская И. Родина в советских и постсоветских дискурсивных практиках // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2004. № 2–3. С. 16–26
11. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. 990 с
12. Чикаева, Т. А. Родина и Чужбина в национальном менталитете / Т. А. Чикаева // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 120-123.